Т.В.Цыбина начала свое выступление с данных ежегодного исследования WAN-IFRA. Согласно данным этой компании, печатные издания в мировом масштабе заработали за 2014 год $179 млрд. Из этой суммы $92 млрд. были получены от продажи печатных и интернет-версий изданий. Ситуация на рынке печатных СМИ различается в зависимости от региона. В Европе и Северной Америке проданные тиражи печатных СМИ в 2014 году снизились: в Европе на 4,5%, в Северной Америке – на 1,3%, при этом наибольшие темпы падения тиражей пришлись на США. Рынки этих регионов теряли доходы не только от продаж бумажных версий, но и не получали доходы от рекламы. СМИ европейских стран недополучили около 5% рекламных доходов, а страны Северной Америки - до 7,5%. Азиатские рынки печатных СМИ прирастали тиражами. Именно в азиатских странах зафиксированы самые большие приросты тиражей бумажных версий, в среднем в регионе тиражи печатных СМИ выросли на 9,8%. При этом рекламные доходы журналов и газет сократились в среднем на 6,5%. Положительные тренды, как по проданным тиражам бумажных версий, так и по рекламным доходам, имели печатные СМИ в африканском регионе и в странах Латинской Америки. В африканских странах в среднем тиражи печатных СМИ выросли на 1%, а рекламные доходы прессы - на 2%, В странах Латинской Америки – тиражи выросли на 0,6%, а рекламные доходы - на 5%.
Далее Т.В.Цыбина привела данные по динамике продаж печатных СМИ в конкретных странах, особо обратив внимание на страны, где зафиксировано самое глубокое падение тиражей, и на страны, где наблюдается рост тиражей печатных СМИ. В качестве примера стран с глубоким падением розничных тиражей были рассмотрены США и Австрия. В США общие продажи прессы (розница и подписка) сократились на 12%, в 1 квартале 2015 года рынок продолжил падение. Если говорить только о розничных продажах, то за 2014 год рынок США потерял 8% в тиражах и 23% в долларах.
По данным компании MagNet, в 2014 году сокращение продаж прессы в США наблюдалось во всех каналах сбыта. Наибольшее сокращение продаж прессы было отмечено в специализированных точках, они продали газет и журналов в 2014 году на 22% меньше, чем в 2014 году и недополучили выручки на 18% в долларах США. Большие потери в продажах прессы понесли гипермаркеты и магазины у дома, за ними следуют супермаркеты. Во всех указанных форматах проданные тиражи сократились более чем на 14%, а выручка в долларах - от 7% до 11%.
Более устойчивые продажи прессы были на транспортных узлах, в книжных магазинах и в аптеках. В США в аптеках принято продавать прессу, в данном сегменте увеличивается количество точек продаж.
Если говорить про европейские рынки, то в 2014 году одним из наиболее пострадавших рынков от сокращения продаж печатной прессы стал рынок Австрии. Суммарные проданные тиражи печатных СМИ в Австрии сократились на 9%. Так же, как и на американском рынке, продажи прессы падали во всех каналах сбыта. Максимальные потери в продажах прессы были на АЗС, выручка их по газетам и журналам в 2014 году сократилась на 13%. Чуть меньшими темпами сокращались продажи прессы в табачных киосках и других специализированных форматах по продаже печатной продукции. Данные форматы получили выручку в 2014 году на 9% меньше, чем в 2013-м. Сети FMCG были более успешны в продажах прессы в Австрии. Несмотря на то что в 2014 году сегмент не прирос новыми точками продаж, выручка от продаж газет и журналов сократилась всего на 5%.
В качестве примера стран с более стабильными рынками печатной продукции были рассмотрены Великобритания, Германия, Литва и ряд других стран. Так, по данным компании Press Express, лидера рынка распространения прессы в Литве, в 2014 году в стоимостном выражении литовский рынок прессы увеличился на 1%. Но в 2015 году ожидается спад продаж из-за падения продаж русской прессы, что связано с сокращением количества туристов из России. В 2014 году в Литве росли продажи следующих тематических групп прессы: Сад и огород - +5% (в России данная группа также пока имеет положительную динамику), познавательные издания - +9%, еженедельные газеты и журналы - +7%, издания о здоровье - +6%, кроссворды - +2%. На российском рынке кроссворды имеют давно отрицательный тренд продаж. Литовским же издателям пока удается удержать свою читательскую аудиторию и наращивать продажи изданий данной тематической категории. А вот продажи изданий по IT, аудио сократились почти на 70%, сильно упали тиражи ежедневных газет – на 23% и спортивной прессы - на 29%. Значимо сократился сегмент автомобильных изданий - на 20%, несут потери по продажам - женские издания – на 17%, детские издания – на 11%, а также региональные издания - на 14%.
Немецкий рынок, по данным Presse-Grosso, в тиражах в 2014 году потерял около 5%, в стоимостном выражении чуть меньше, около 3%.
Т.В.Цыбина отметила, что сокращение оборота немецкой прессы в розничной торговле не ведет к аналогичному сокращению количества точек продаж. Безусловно, количество точек продаж прессы на немецком рынке ежегодно уменьшается, но более медленными темпами, чем сокращение розничных оборотов. В 2014 году пресса в Германии продавалась через 113 400 точек продаж (в России их менее 40 тыс.).
Также докладчиком была освещена тема консолидации оптового сегмента рынка распространения прессы в Германии. За последние 5 лет количество оптовиков сократилось на 20%. В 2014 году на немецком рынке работало 58 оптовых компаний, только за 2013 год с рынка ушло 3 оптовика. Прогнозируется, что данный процесс будет идти еще более активно, и к 2017 году на рынке останется только 40 компаний.
Процесс консолидации оптового звена позволяет оставшимся игрокам на рынке наращивать свои обороты. Средний оборот одного оптовика, несмотря на падение розничных продаж, ежегодно растет, за последние 5 лет он увеличился на 8%. В 2013 году оборот на одного оптовика составлял 38,6 млн евро, в 2014 году – уже 39,4 млн. евро (+2%).
Так как количество торговых точек в Германии сокращается более низкими темпами, чем количество оптовых компаний, растет нагрузка на оптовика по количеству обслуживаемых им торговых точек. В 2014 году в среднем один оптовик обслуживал 1956 точек, это на 3% больше, чем в предыдущем году. Дополнительные объемы работ вынуждают проводить оптимизацию логистических процессов, чтобы не увеличивать издержки на доставку тиражей на дополнительные точки продаж.
Затем Т.В.Цыбина представила анализ антикризисных программ западных дистрибьюторов. Антикризисные мероприятия многих программ заключаются в снижении издержек, перестройке системы отношений с контрагентами, повышении маркетинговой активности и проч., вплоть до радикальных мер.
Многие крупные дистрибьюторы проводят оптимизацию сбыта и реорганизацию торговых сетей. Для дистрибуторов печатных СМИ Австрии - это один из главных пунктов программы на 2015 год. В рамках оптимизации количества торговых точек проводится описание торговых точек, их эффективности. В результате проведенной работы на рынке Австрии было закрыто около 3% розничных точек продаж прессы, в основном это неспециализированные точки с низким оборотом по прессе.
Аналогичную работу по оптимизации сбытовой сети ведут дистрибуторы в Польше - Рух и Кольпортер.
Параллельно с оптимизацией имеющейся сбытовой сети ряд дистрибьюторов пытается расширить рынок сбыта путем поиска новых точек сбыта, более эффективных и прибыльных. В Германии, где сокращаются специализированные точки продаж прессы, дистрибьюторы пытаются развивать поставку прессы в органические супермаркеты, которые стали набирать популярность у немцев. Также в поле зрения дистрибьюторов находятся магазины воскресного дня.
Продолжая тему, Т.В.Цыбина осветила антикризисные мероприятия, которые проводят в ритейле и сетях FMCG. В Австрии и Германии оптимизируются затраты по воскресной доставке тиражей печатной продукции. В США некоторые дистрибьюторы предложили ряду издателям компенсировать их логистические расходы на доставку тиражей. Во Франции всерьез обсуждается вопрос о повышении комиссионных за реализацию прессы в супермаркетах. Аналогичные переговоры идут и между ритейлерами и дистрибьюторами в США после громких банкротств среди оптовых компаний и ухода их с рынка. Особенно интенсивно ведутся переговоры между поставщиками прессы и дискаунтерами, т.к. продажи прессы в них малорентабельны. Работа с дискаунтерами ведется на рынках Австрии и США.
Антикризисные программы большинства дистрибьюторов включают оптимизацию структуры ассортимента печатной продукции в местах продаж, особенно актуальны такие мероприятия в сетях FMCG, где сокращаются площади, выделяемые ритейлерами под прессу.
В ассортиментных матрицах дистрибьюторов США, Германии и Франции растет доля новых изданий – до 30%.
В Латвии для оптимизации работы по ассортиметной политике используют электронные решения: электронный возврат, электронный обмен документами, оперативный электронный дозаказ, который выполняется на следующий день.
В заключение Т.В.Цыбина рассказала о направлениях диверсификации бизнеса дистрибьюторов прессы за рубежом, а именно, о диверсификации в сторону смежных товарных групп – в книги (Эстония), финансовые услуги, электронную торговлю, почтовые услуги (Польша, Рух) и в продуктовое направление (Латвия, концепция для розничной сети – Food-To-Go).
По завершении выступления завязался оживленный обмен мнениями, участники медиаконференции АРПП дали высокую оценку представленным материалам и обсудили применение зарубежного опыта в российских реалиях.
Пресс-служба АРПП