По его словам, в эпоху активного развития цифровых технологий, в трудные, с точки зрения экономики, времена газета не потеряла ни аудиторию, ни рекламу благодаря концентрации усилий коллектива на создании качественного контента, интересного читателю.
В «Вечёрке», подчеркнул А.И. Куприянов, придерживаются той точки зрения, что конкурировать с интернетом можно только с помощью эксклюзивных материалов. С учётом этого был составлен подробный план, который предусматривает подготовку публикаций, привлекающих внимание читателей, захватывающих направленностью расследований, описанием необычных явлений. В соответствии с планом в газете каждый день выходила «читабельная» полоса.
Ещё одним элементом повышения качества издания было совершенствование взаимодействия журналистов с рекламной командой газеты в целях создания имиджевых, креативных материалов, которые по содержанию и исполнению были бы не просто рекламой, а настоящей журналистской работой, интересной читателю.
А.И. Куприянов однозначно отверг бытующие на рынке предсказания о смерти прессы и книг в ближайшей перспективе. По его убеждению, печатные СМИ и книги бессмертны и будут востребованы всегда. Несмотря на постоянно растущую аудиторию электронных носителей, реклама, заметил главный редактор «Вечёрки», по-прежнему преимущественно размещается в бумажных изданиях, а дети с удовольствием листают страницы детских книг.
Необходимо учитывать и то, что в настоящее время и в дальнейшем были, есть и будут узнаваемы и востребованы читателями действительные мастера журналистики.Они трудятся во многих печатных газетах и журналах, создавая лицо своих изданий. Поспорить с ними интернетские блогеры просто не в состоянии.
Положительным опытом распространения прессы в розничных сетях Воронежа поделилсягенеральный директор ООО «Сегодня-Пресс-Воронеж» И.А. Тимофеев. В Воронеже выходит одно из немногих полностью независимых российских региональных изданий – газета «Моё». По насыщенности областного центра торговыми точками Воронеж занимает 2-е место по России (после Челябинска). Достижению этого результата предшествовали долгие переговоры с руководителями Воронежской области. По их результатам, в области были увеличены нормы по площади киосков – с 8 до 18 квадратных метров, законодательно закреплены места, выделенные под киоски, снижена арендная плата за использование киоска, разрешена установка в каждом киоске двух холодильников для сопутствующей продукции. До конца 2015 года планируется установка киосков нового образца площадью 20 квадратных метров. Воронежские издатели и распространители планируют сделать Воронежский регион зоной максимального благоприятствования для печатной прессы.
С докладом «Особенности медиарынка Западной Сибири» выступилгенеральный директор АО «Роспечать-Алтай» Д.В. Алтухов. На примере своей сети, он рассказал о негативных тенденциях в розничных продажах прессы. Сокращаются продажи не только печатных газет и журналов, но и патворков. За последний год средняя цена издания в сети увеличилась на 15%. Маркетинговые бюджеты сократились на 35%. Доходы распространителей сократились на 10% относительно результатов 2014 года. Антитабачное законодательство привело к падению оборота на 8,5%. По словам докладчика, отрасль распространения третий раз за последние 17 лет оказалась в кризисе. В 1998 году выход из кризиса был обусловлен высокой предпринимательской активностью. В 2008 году выход из кризиса произошел благодаря активности в бюджетной сфере. В 2015 году падение происходит и у предпринимателей, и в бюджетной сфере. Выход из кризисной ситуации может быть найден в сфере альтернативной дистрибуции и кооперации с производителями других продуктов, которые могут продаваться в киосковых сетях. Например, «Роспечать-Алтай»планирует эксперимент по организации продаж в киосках хлебобулочных изделий.
Доклад «Изменения потребительского спроса на печатную продукцию в ритейле. Перспективы развития дистрибуции прессы в сети супермаркетов»
озвучила начальник отдела маркетинга ООО «МЕДИА ДИСТРИБЬЮШЕН» Т.С. Власенко. Она проанализировала нынешнее состояние и возможные варианты реализации в дальнейшем различных групп товаров, включая печатную продукцию, в сетевых магазинах самообслуживания.
По её словам, инфляция на потребительском рынке выросла с 6,5% в 2013 году до 11,4% в 2014 году, а в 2015г. составила уже 16%. В связи со снижающейся платежеспособностью практически повсеместно спрос на товары падает и перемещается в низкую ценовую категорию, потребители отказываются от приобретения товаров не первой необходимости. Это приводит к снижению объёмов выручки у розничных операторов рынка, единственной возможностью для роста становится увеличение цен.
Пресса в кризисных условиях, по сравнению со многими товарными группами не первой необходимости, оказалась не в самом худшем положении. По данным ВЦИОМ, даже после наступления кризиса 51% россиян предпочитают прочесть заинтересовавшую статью в печатном, а не в электронном издании, только 17% готовы полностью отказаться от печатных СМИ. Печатные книги практически каждый день читают 11% россиян, в то время как электронные на различных устройствах только 2%.
Сравнительно выигрышная позиция прессы в ритейле объясняется относительно стабильным спросом, самой высокой оборачиваемостью в товарной группе непродовольственного сегмента товаров FMCG. В среднем в сети оборачиваемость по прессе составляет 24 дня. Основные объёмы продаж прессы в сети приходятся на ежемесячные и еженедельные издания, совокупная доля которых составляет 80-90%. А отсрочка оплаты сети дистрибутору доходит до 90 дней.
В целом продовольственный ритейл по-прежнему остаётся стабильным каналом сбыта печатной продукции и, в связи с ростом количества торговых объектов, его доля на рынке распространения прессы будет расти. Тем не менее, ключевым фактором успешных продаж прессы в условиях снижающегося спроса является доступная цена. Снижать себестоимость без потери качества, а в нынешних условиях жесткой конкуренции с цифровыми СМИ и новыми технологиями необходимо постоянно совершенствовать продукт, можно только за счёт увеличения объёмов производства. А для этого рынку необходимо сохранение широкой сбытовой сети печатной продукции.
В данный момент происходит обратное: количество розничных точек стремительно сокращается, подписные тиражи из-за высоких цен падают, издатели вынуждены сокращать тиражи, что приводит к росту затрат на единицу продукции. А рост цен – это дальнейшее сокращение спроса. Получается замкнутый круг. Поэтому сохранение системы распространения, констатировала Т.С Власенко, это общая задача и издателей, и дистрибьюторов.
Генеральный директор ООО «Сентауриа Рус» Д.Я. Креславский выступил с презентацией издательских проектов возглавляемой им компании. Компании еще только 4 месяца. При этом, она базируется на значительном опыте итальянского партнера, компании Centauria, работающей на мировом рынке распространения с 2012 года. Компания Centauria работает с ведущими мировыми брендами. Она не только продает патворки, но и придумывает идеи их создания. Сегодня Centauria работает с 16-ю странами. С июля 2015 года она вышла на российский рынок, основав российскую кампанию совместно с «КР Паблишинг». Сейчас запускается первый проект «Сентауриа Рус» –– серия детских журналов, использующих образ свинки Peppa.Каждый номер будет снабжен игрушкой – детским патворком. Патворки серии «свинкаPeppa» – это коллекция детских игрушек, которые не надо коллекционировать. У всех изданий будет единая цена – 199 рублей. Издания рассчитаны не столько на wow-эффект, сколько – на долговременный спрос. Первый день продаж первого номера издания – 10 октября.
Тему «Опыт применения маркетинговых инструментов в издательском и дистрибьюторском бизнесе за рубежом» раскрыла директор департамента стратегического маркетинга ЗАО «Консалт-Центр» Т.В. Цыбина. Ее доклад был посвящен конкретным примерам успешных акций продвижения, организуемых издателями и дистрибьюторами различных европейских стран и США. В частности, по ее словам, в последние годы наметилась тенденция к объединению усилий зарубежных издательских домов по развитию продаж, лоббированию интересов печатной прессы, развитию качества издательских материалов и обмена опытом по созданию востребованного редакционного контента. Примером такого объединения издателей является Альянс ведущих европейских газет (Leading European Newspaper Alliance, LENA). В него входят немецкая газета DIE WELT, испанская EL PAÍS, итальянская LA REPUBBLICA, французская LE FIGARO, бельгийская LE SOIR и швейцарские TAGES-ANZEIGER и TRIBUNE DE GENÈVE.
Об издательских проектах ООО «Группа компаний «Оригами» рассказал директор по дистрибуции этой компании Д.Ю. Сучков. В октябре – ноябре 2015 года стартуют проекты «Оригами», связанные с продвижением новых видов игрушек-патворков. Каждый из этих проектов создан по маркетинговой схеме, позволяющей уменьшить стоимость игрушек относительно стоимости аналогичных игрушек в детском ритейле. Планируется установить единую цену на здания – 199 рублей. Кроме того, Д.Ю.Сучков анонсировал закрытие журнала «Lego. Легенды Чимы», выходившего с 2006 года и ставшего легендой. Его заменит новый ежемесячный журнал «Lego. BigBang».Это решение датских собственников издания.
Своеобразным продолжением доклада Д.Ю.Сучкова стала дискуссия о соотношении российской и иностранной прессы на отечественном рынке распространения прессы. Одна группа участников пленарного заседания (среди них выделялись своей эмоциональностью директор по распространению ООО «Попутчик-медиа» И.А.Шадрин и директор ООО «Информбюро» С.А. Кондрашев) высказались за активизацию продаж российских детских издательских брендов и патворков, созданных по мотивам русских сказок и отечественных мультфильмов. Другая группа участников заседания (среди них наиболее заметны были Д.Ю.Сучков и генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь» С.Д. Гаврилов) отстаивали ту точку зрения, что любой продаваемый продукт носит прежде всего коммерческий характер, а не идеологический.
При этом, председатель Координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы В.В.Керов высказал точку зрения, примиряющую взгляды представителей обеих групп. По его мнению, издания необходимо делить на «добрые» и те, что не несут в себе доброго начала.
Пленарное заседание плавно перешло в круглый стол по теме: «Как нам обустроить прессу в ритейле». Ведущим круглого стола выступил Председательправления АРПП А.В. Оськин. Участники круглого стола обсудили проблемы, возникающие во взаимоотношениях с крупными ритейлерами России. Некоторые из них предложили конкретные рецепты решения проблем с неплатежами и с навязыванием сетями условий сотрудничества, невыгодных для издателей и распространителей. После круглого стола состоялось подведение итогов конференции и награждение лучших докладчиков.
Рресс-служба АРПП