Основными проблемами распространения печатной продукции в ритейле дистрибьюторами были названы высокие затраты на логистику, значительный процент воровства в магазинах самообслуживания, убытки от которых перекладываются на дистрибьюторов и издателей.
Активная экспансия крупных сетей в регионы приводит к возрастающим затратам на доставку продукции в торговые точки. Генеральный директор ООО “Сегодня-Пресс-Воронеж” И.А.Тимофеев привел следующие цифры: только по Воронежской области для поставок в ритейл пробег автотранспорта составляет 2400 км. ежедневно. А ежедневный пробег автотранспорта ключевого поставщика прессы в сеть “Магнит” компании “Юг-Медиа-Пресс” составляет порядка 42 тыс.км, что сопоставимо практически с длиной экватора. Наряду с этим в отдельных сетях происходят попытки увеличить бонусные нагрузки. Показательно повышение бонусной нагрузки со стороны лидирующего игрока российского рынка по количеству торговых объектов - сети “Магнит”. Негативным фактором является перемещение ключевых сотрудников ритейла из одной сети в другую. Проработав в одной сети и зная коммерческие условия работы с поставщиками, такие сотрудники на новом месте работы сразу начинают пересматривать условия поставок несмотря на разницу в затратах и уровне доходности каждого торгового объекта. В качестве примера был приведен негативный прецедент в сети “Магнит”, когда бывший сотрудник АШАНа начал транслировать поставщикам аналогичные условия. Несмотря на то, что АШАН – это сеть гипермаркетов, в которой выручка и доход от продажи прессы одни из самых высоких на рынке, а сеть “Магнит” – это преимущественно дискаунтеры, большинство из которых расположены в отдаленных регионах, с низкой платежеспособностью населения. И показатели выручки и дохода на 1 торговый объект несопоставимо ниже, чем в гипермаркетах при затратах на доставку в разы выше.
Ситуация ухудшается, когда менеджеры сети начинают применять шантаж, пытаясь получить преференции от ведущих издательских домов, угрожая в случае несогласия вывести издания из ассортимента, а иногда даже отказываясь оплачивать уже проданные тиражи. Такое некорректное поведение ухудшает взаимоотношения между дистрибьюторами и издателями. Директор по распространению ООО “Попутчик-медиа” И.А.Шадрин отметил, что претензий со стороны издателей к дистрибьюторам быть не должно, т.к. они несут высокие затраты на обслуживание ритейла и вправе самостоятельно определять ассортимент, поставляемый в сети, исходя из экономической целесообразности.
Ещё одной проблемой поставок печатной продукции была названа узкая ассортиментная матрица в дискаунтерах и магазинах формата “у дома”, не позволяющая представить потребителям широкий ассортимент изданий, необходимый для покрытия всех информационных потребностей посетителей магазинов.
Генеральный директор ООО “АРПИ-Сибирь” С.Д.Гаврилов в качестве одной из наиболее эффективных мер по борьбе с неплатежами сетей привел опыт своей компании. После предискового заявления с подачей на банкротство одной из сетей, затянувшей сроки сверок и отказывающейся оплачивать проданные тиражи – конфликт сразу был решен в пользу дистрибьютора.
Также участниками дискуссии была отмечена тенденция перетекания продаж прессы из киоскового сегмента в ритейл. Многие замечали, что в случае открытия в небольшом населенном пункте дискаунтеров продажи в киосках в этом районе снижаются на столько же, сколько продают новые торговые точки сетей, т.е. происходит перераспределение спроса между торговыми объектами. Значимость сетей на рынке распространения прессы растет, что создаёт определенную угрозу другим каналам, т.к. ритейл – это самый дорогостоящий канал, особенно по сравнению с традиционным киосковым бизнесом. И в случае его доминирования затраты издателей и дистрибьюторов на распространение одних и тех же объемов тиражей возрастут.
В качестве одной из мер, нацеленных на повышение эффективности продаж печатных СМИ в ритейле, С.Д.Гаврилов предложил воспользоваться положительным опытом распространителей Германии, ведущим на отраслевом уровне работу с продовольственным ритейлом. Для этих целей выпускается брошюра, в которой описывается специфика работы с товарной группой, преимущества её при вводе в ассортимент и описываются ключевые факторы успешных продаж. В данный момент каждый дистрибьютор ведет такую просветительскую работу в одиночку, отстаивая место печатной продукции в продовольственных сетях. Проблема в том, что зачастую ритейл относится к прессе так же, как и к остальным товарам FMCG, не учитывая её специфику. Общие усилия и работа на отраслевом уровне с сетями будет способствовать повышению лояльности и понимания специфики работы с прессой.
В ходе дискуссии Директор по дистрибуции ООО ”Оригами” Д.Ю.Сучков отметил высокую долю сети “Магнит” в объёмах продаж продукции представляемого им издательства и высказал мнение, что если сеть продолжит своё активное развитие, то многим издательствам придётся считаться с требованиями сети на снижение цен поставок, т.к. “Магнит” генерирует покупательский трафик, и даже в кризис покупатель идет за недорогими продуктами питания. Генеральный директор ООО ”Оригами” А.Г. Шипетина отметила тенденцию перехода сетей на электронный документооборот с поставщиками, что должно способствовать ускорению процесса сверок и снижению объемов бумажного документооборота. И.А.Тимофеев сообщил, что фактического снижения бумажного документооборота не происходит, т.к. прием товара в точках происходит по тем же документам что и раньше. А вот внедрение электронного документооборота является ещё одной статьёй затрат для дистрибьютора. По его оценкам, затраты на внедрение ЭД с одной сетью составляют в среднем около 1,2 млн.руб.
На вопрос, возможно ли получать от самих сетей оперативные данные о продажах печатных СМИ в их торговых объектах в режиме он-лайн, начальник отдела маркетинга ООО”Медиа Дистрибьюшен” Т.С. Власенко сообщила, что многие сети с различной регулярностью (в еженедельном или ежемесячном режиме) предоставляют по запросам дистрибьюторов данные о продажах, но проблема в том, что сети не ведут учет по номерам, а отслеживают продажи по наименованиям. Т.е. в отчет могут попадать данные продаж разных номеров, а если параллельно выходит спецвыпуск с тем же штрих-кодом, что и основное издание, то такая информация не может использоваться для корректных расчетов досыла. В некоторых сетях информация предоставляется в обобщенном виде по каждой товарной категории – просто указывается количество проданных изданий и сумма, без указания даже названия изданий. В случае других товарных групп, наверное, можно использовать в практике такую информацию, но специфика прессы в том, что каждый новый номер – это новый товар, который требует индивидуального расчета тиража и досыла на каждую торговую точку, и обобщенные данные сетей не могут решить проблем с определением точных объемов рассыла.
В завершении Круглого стола А.В.Оськин отметил, что в сетевом ритейле обостряется конкурентная борьба за потребителя между сетями, в т.ч. с применением демпинга, и основным финансовым источником для этого становятся поставщики. В целях стабилизации ситуации АРПП предприняла ряд шагов, направленных на защиту издателей и дистрибьюторов.
Было направлено обращение к депутату Госдумы И.А.Яровой с просьбой включить в поправки к закону “О торговле” льготы для печатных СМИ и наряду с поставщиками продовольственных товаров ограничить бонусные выплаты и отсрочки платежей. С этой же целью АРПП активно взаимодействует с Минпромторгом в части внесения необходимых поправок в законодательство. Кроме того, АРПП получило приглашение вступить в Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка, подписав Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, что даст возможность лоббировать интересы печатных СМИ совместно с поставщиками других товарных групп.
В заключение было отмечено, что ритейл является устойчивым и перспективным каналом распространения печатной продукции, но иногда бывают случаи некорректного и неделового поведения со стороны отдельных сотрудников ритейла. И с этим нужно можно и нужно бороться общими усилиями с помощью гласности. Гласность и консолидация усилий – два главных вектора оптимизации сотрудничества.
Пресс-служба АРПП