Российская печатная пресса под ударами кризиса

В Дагомысе проходит  фестиваль прессы "Вся Россия - 2015". На нем был представлен спецвыпуск газеты «Новый вторник», в котором опубликован материал об актуальных проблемах рынка прессы за авторством А.В. Оськина, председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции.  

 * * *

Нынешнее положение российской медиаотрасли мало назвать критическим. Посудите сами, мы стали свидетелями продолжительного десятилетнего спада всех показателей индустрии печатной прессы. И это падение резко ускорилось на фоне экономического кризиса. 

Сокращаются тиражи периодических изданий. Давайте посмотрим на прошлогоднюю структуру доходов российских издателей. 18% прибыли приходилось на подписку. Ни для кого не секрет, что подписные тиражи страдают из-за высоких тарифов «Почты России» и практически полного отсутствия господдержки в этой области. По сообщениям ФАПМК, подписные тиражи за год сократились фактически вдвое. К тому же, речь идет о смене поколений – молодежь практически не использует возможности подписки.  

Другая статья доходов – рекламные поступления - составляет около 37%. Несмотря на то, что рекламный рынок в России демонстрирует если не слабый рост, то хотя бы какое-то подобие стабильности, весь рост приходится на интернет и телевидение. Радио и печатная пресса оказались в числе аутсайдеров. Только за прошлый год отток рекламных капиталов составил 39 млрд рублей, то есть рынок ужался на 11%. Начало кризисного 2015-го года и вовсе было ознаменовано падением рынка на 40 %. Глянец, федеральные СМИ и статусные издания пострадали в меньшей степени, основной удар пришелся на региональную прессу и бесплатные издания. 

Издателям остается полагаться на розничное распространение, что составляет 45% в общей структуре доходов. Но и здесь есть несколько проблем. Во-первых, издателям с трудом удается сдерживать рост цен на продукцию. Газеты и журналы дорожают по естественным причинам: подскочила цена на сырье, на бумагу, а также им приходится компенсировать снижение прибыли из других источников дохода. Во-вторых, в России идет на убыль число точек по продаже прессы. Так, количество киосков со специализацией «печать», начиная с 2004 года, сократилось на 31,5% — с 42 тыс. до 28,9 тыс. единиц. Как показали наши исследования, цены на прессу в первую очередь растут в крупных сетях FMCG, так что исчезновение киосков прессы как формата ведет к росту цен и сложностям с дистрибуцией.

К сожалению, зависимость рынка периодики РФ от курса иностранных валют все еще велика. Мелованную бумагу, качественного аналога которой у нас не производят, издателям приходится ввозить, печатать газеты и журналы некоторым компаниям раньше тоже было выгодно за границей, а в свете новых экономических реалий перестраивать рабочий процесс – не самая экономически эффективная идея. 

Книгоиздание также переживает кризис. В 2014 году общий тираж по отношению к 2013 году сократился на 10%. Эксперты надеялись, что им удастся выправить ситуацию в этом году, но валютный кризис спутал издателям все карты. Если сравнивать с первым полугодием 2014, число выпущенных изданий в стране снизилось на 8,1%, а их совокупный тираж — на 18,3%. Число названий переводной литературы по итогам первого полугодия 2015 г. сократилось почти на 10%, а по тиражу — на 16% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Книжных магазинов в стране осталось всего 1,5 тысячи – меньше, чем было в царской России, и они продолжают закрываться в Год литературы из-за неподъемной арендной платы.

Подробнее остановимся на проблемах распространения прессы в России. Налицо противоречие между позицией Президента РФ Владимира Путина, неоднократно подчеркивавшего потребность экономики в развитии малого и среднего бизнеса, и действиями региональных властей. Также Владимир Путин в январе 2015 года по итогам совместного заседания Госсовета и Совета при президенте по культуре и искусству дал органам исполнительной власти поручение «принять меры по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения». 

Следует отметить, что федеральные власти стараются помочь дистрибьюторам. Например, Минкомсвязи опубликовало антикризисный план развития медиаиндустрии, включающий пункт о необходимости расширения рекламного списка. Однако, никаких дальнейших решений в этом направлении не последовало. ФАПМК рекомендовало вернуться к практике государственного субсидирования затрат на подписку. А Минпромторг представил вполне своевремнные меры поддержки среднего и малого бизнеса.

К сожалению, все эти прекрасные начинания разбиваются о камни на уровне региональных властей. Самым вопиющим примером разрушения рынка дистрибуции СМИ стала Москва. Недавно проведенные реформы по план замене частных киосков на государственные модели, которые потом будут сдавать в аренду по итогам конкурса, нельзя назвать иначе как деприватизацией. В результате разрушительной реформы десятки частных предпринимателей, тот самый малый и средний бизнес, который велел развивать Президент, лишились имущества, капиталовложений, контрактов. Не составит большого труда спрогнозировать, что ожидает рынок. Завышенные арендные ставки в госкиосках приведут к росту цен на печатную продукцию для конечного потребителя. Это спровоцирует новый виток падения спроса на газеты и журналы, за которым последует сокращение тиражей. 

На днях представители медиасообщества даже направили президенту Путину открытое письмо, в котором заявили: из-за нежелания исполнительной власти исполнять его поручения журналы, газеты и книги в ближайшем будущем могут стать недоступны для населения. В целом сложившуюся в отрасли ситуацию все участники пресс-конференции назвали "сложной, шоковой и катастрофичной". В кризис, когда людям порой не хватает денег даже на продукты питания, им уже не до "духовной пищи", постепенно превращающейся в VIP-товар. Причина того, что газеты и журналы становятся элитными продуктами, кроется в бездействии чиновников правительства и власти на местах. Несмотря на поручение Владимира Путина "поддержать СМИ в сложной экономической ситуации", они фактически бросили участников медиарынка на произвол судьбы, лишний раз доказав свою неспособность решать поставленные перед ними задачи.

Конечно, существуют и такие регионы, где власти своими действиями не затягивают удавку на шее дистрибьюторов. Одним из самых положительных примеров является успешно функционирующая «Роспечать» в Липецке. На основе ее опыта Министерство связи и массовых коммуникаций РФ разработало рекомендации по насыщенности регионов и населённых пунктов киосками по продаже газет и журналов. Следует отметить значительную поддержку системы распространения прессы со стороны властей Воронежской области, которые пошли на смелый эксперимент и вовсе отменили арендную плату за землю под объектами торговли прессой. Данное решение является революционным и единственным в РФ. Впервые в истории ставка арендной платы для киосков прессы стала нулевой.

Если говорить о зарубежном опыте, то на Западе печатные газеты и журналы уже научились выживать в условиях повсеместного перехода на мобильные устройства и повальную дигитализацию, нам пока остается только завидовать. СМИ Запада активно развивают цифровые направления, ищут новые способы монетизации контента. в газете The New York Times, где количество читателей оформивших цифровую подписку недавно превысило один миллион. По утверждению общественного редактора издания Маргарет Салливан, в ближайшие пять лет доходы от цифры превысят доходы от печатной версии NYT, притом, что в 2014 году 70% доходов были получены от печати. 

И если платный контент пока не пользуется большой популярностью, то цифровая реклама, напротив, переживает бурный рост. Кроме всего этого надо иметь в виду, что на рынке прессы западных стран наблюдается бурное обновление печатной продукции, запуск новых проектов, включая принципиально новый формат «буказин» (книгожурнал) и региональные глянцевые журналы.

Недавно АРПП представила Концепцию развития системы распространения прессы в отдаленных регионах Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. В ней в том числе приводится рад предложений по поддержке сетей распространения. Эти рекомендации разработаны для территорий с низким уровнем доступности современных информационных услуг, однако будут представлять интерес для всех субъектов Федерации. 

1)Ввести льготный НДС в размере 5% для участников рынка распространения прессы (включая ФГУП «Почта России») ставку налога на добавленную стоимость  (реализация тиража, реклама, маркетинговые услуги, экспедирование, услуги по доставке)

2)Уменьшить с 1800 руб. до 1000 руб. в месяц базовую доходность на 1 м2 для предприятий рынка распространения прессы - плательщиков единого налога на вмененный доход; 

3)Освободить предприятия рынка распространения прессы на 5 лет от уплаты налога на имущество (издатели, подписные агентства, киосковые сети и другие розничные распространители, реализующие в розницу печатные СМИ); 

4)Применить для предприятий рынка распространения прессы (включая ФГУП «Почта России»), пониженные тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – 20%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 3,1%;

5)Разрешить размещение рекламоносителей на торговых объектах сетей розничного распространения прессы.

Мы, в Ассоциации распространителей печатной продукции, надеемся, что наши советы, а также просьбы, исходящие от многих игроков рынка, рано или поздно будут услышаны. В противном случае отрасли будет очень нелегко пережить кризис и оправиться после него. 

Александр Оськин,
председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП)

Источник: Новый вторник