Блогосфера: Путеводитель к цивилизованной модели взаимоотношений власти и прессы от Дмитрия Федечкина

Комментируя слова Президента РФ на заседании президентского Совета по правам человека, и. о. директора пресс-службы Министерства сельского хозяйства РФ Дмитрий Федечкин в группе журнала «Журналистика и медиарынок» в Фейсбуке предложил свою программу действий по установлению цивилизованной модели взаимоотношений власти и прессы.

***

Дмитрий Федечкин,

и. о. директора пресс-службы Министерства сельского хозяйства РФ:

В общем, пока обсуждение вопроса не превратилось в кисель, как это нередко случается, предлагаю пошаговую программу действий — путеводитель к более-менее цивилизованной модели взаимоотношений власти и прессы. В основе этой модели должны лежать прозрачность и профессиональные компетенции, исключающие субъективизм и неверно трактуемое понятие лояльности, как это нередко водится.

Вот эти шаги

1. Ограничение региональных властей в возможности закупок информационных услуг по ФЗ № 223 и 44.

2. Инициация и внедрение прозрачных систем распределения грантов на освещение социально значимых тем.

3. Реформирование организационно-правовых форм региональных государственных СМИ, сопряженное с перекройкой систем их финансирования.

4. Разумное освобождение рекламного законодательства.

Вместо чего?

Первостепенная задача — это покончить с порочной практикой заключения договоров на информационные услуги. Для этого все-таки потребуется ограничить региональные власти в праве закупать информационные услуги (заключать контракты на информационное обеспечение) по ФЗ №44 и №223, в правовом поле лишить основы. Нет основания — нет закупки, ведь так?

Считается, что в таком случае региональные власти могут перейти (а где-то уже перешли) на «серые» схемы взаимоотношений с прессой, когда за нее рассчитываться со СМИ будут представители приближенного бизнеса. Борьба с этими ветряными мельницами абсолютно бессмысленна. Ну и прекрасно, по крайней мере, это перестанет быть проблемой бюджета и налогоплательщиков.

Считаю несостоятельным аргумент, что за счет услуг, закупаемых в рамках информационных контрактов, тот или иной регион занимается самопозиционированием, развивает внутренний туризм. Давайте не будем путать дверь и дверную ручку. Задача региональной власти — заниматься улучшением микроклимата в регионе, профессионально все это упаковывать с информационной точки зрения. Если за это нужно платить, то пусть платит конечный выгодоприобретатель — то есть бизнес. Если бизнес не готов вложиться в продвижение (а по факту — в самопродвижение), то он тем более не готов вложиться в инфраструктуру. А нет инфраструктуры — нет никакого внутреннего туризма, это же очевидно.

Что вместо?

На смену информационным контрактам должна прийти система распределения грантов на освещение социально значимых тем. Интерпретаций, является тема социально значимой или нет — великое множество. Проблема решается путем стандартизации. Социально значимых тем должно быть не более десяти в год. И точка. Меньше можно, больше — нельзя. Восемь из них задается из федерального центра (считаю, что это — вотчина Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям) на основе актуальных трендов (допустим, как 70-летие со Дня Великой Победы в 2015 году) или никогда не теряющих своей значимости тем (поддержка материнства и детства, физической культуры и спорта и т.д.). Две темы отдаются на откуп регионам, должны быть локальными и не перекликаться с федеральными.

Несколько условий функционирования системы необходимо обговаривать на берегу. Совокупный размер распределяемых грантов должен находиться в пределах 5-8 рублей на одного жителя региона по официальным данным последней переписи населения (не составляет труда разработать универсальную формулу для регионов, если до этого реально дойдет дело). Состав комиссии должен быть не менее 9 человек и кратный трем, количество чиновников в них не должно превышать 1/3. Во избежание конфликта интересов, в комиссию не должны входить лица, учреждавшие или работавшие в течение последних трех лет в тех СМИ, которые заявляются на грант. Возможность доступа к грантам должны иметь официально зарегистрированные медиа, работающие в любых организационно-правовых формах, кроме государственных (муниципальных). У гранта должны быть разумно ограничены верхний и нижний пороги. К получению гранта должны быть допущены как региональные, так и федеральные СМИ. Представление и защита проектов, претендующих на грант, должны осуществляться на государственном языке, очно, публично, в том числе с трансляцией в сети Интернет.

Муниципальные власти также могут инициировать распределение локальных грантов — в полном соответствии с принципами, изложенными выше.

Что с государственными медиа?

Самый болезненный и трудоемкий, но решаемый вопрос. В глобальном масштабе необходимо перестроить их экономическую модель таким образом, чтобы они не осваивали средства, а зарабатывали. Сегодня большинство систем финансирования государственных СМИ, к сожалению, заточено на то, чтобы раздувать расходы. Нужны стимулы к оптимизации, потому что история раздувания расходов в современных экономических реалиях конечна и не представляется перспективной.

Я не буду повторять здесь все тезисы авторской системы бизнес-планирования, которая как раз заточена на смену парадигмы мышления региональных СМИ с потребительской на предпринимательскую (если кто-то услышал об этом впервые — готов подкормить необходимыми ссылками и результативными кейсами). Акцентирую внимание на том, что эффективность этой деятельности будет находится в районе статистической погрешности, если не реформировать организационно-правовые формы. Конечная цель — перевод государственных региональных СМИ в формат автономных некоммерческих организаций. Идти к ней можно разными путями (тем, кто уже перевел их в формат автономных учреждений, будет несоизмеримо проще), но совершенно реально дойти за три года. Стимулом к реформированию может послужить перевод публикации локальных нормативно-правовых актов из печатных изданий в Интернет (через эту статью в подавляющем большинстве случаев идет скрытое финансирование малых медиа). Реально осуществить это с 2019 года, не самая трудоемкая и амбициозная задача для государства (с этого же времени можно ограничить возможность существования СМИ в форме государственного (муниципального) учреждения).

Теоретически можно оставить печатным СМИ функцию публикатора локальных нормативно-правовых актов — при разработке и внедрении единой универсальной методики по формированию и компенсации затрат на этот вид деятельности. Чтобы это была все-таки оказанная услуга, а не скрытая форма финансирования.

Перевод государственных региональных медиа в форму АНО открывает им доступ к грантам Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, ОНФ и других распорядителей.

Расписывать преимущества АНО перед другими организационно-правовыми формами можно, но не здесь, где и так много букв.

Да, и у меня нет ответа на вопрос, что делать с федеральными государственными СМИ. Кто-то говорит: плавали — знаем. А я не плавал, не знаю, в детали не погружен, развлекать вас поверхностными рассуждениями не собираюсь.

Разумное освобождение рекламного рынка

Отрасль нуждается в снятии искусственных барьеров. Все, о чем можно говорить часами, можно уложить в два тезиса.

Первый: все, что не запрещено — разрешено. То есть сперва нужен запрет БАД, финансовых кооперативов и т.д., а уже потом ограничение их рекламы.

Второй: если запрещено, то везде; если разрешено — то тоже везде. Сепаратизм по принципу «в интернете это можно, а в печатных СМИ — нет» слабо мотивирован и ведет к перекосам.

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие новости: Российская печатная пресса под ударами кризиса