Предложенная городом конкурсная система автоматически вытесняет с рынка распространения малых предпринимателей, не один год работающих с периодической печатью. О том, как решить эту задачу Александр Костюченко и рассказал PlanetaSMI.RU.
— Александр Николаевич, сейчас в Москве полным ходом идет процесс реформирование системы распространения прессы. Как вы оцениваете предлагаемую рыночную модель, да и в целом ситуацию на рынке?
— Предлагаемую модель рынка распространения прессы пока нельзя оценивать с полной уверенностью, так как еще до конца непонятно как она будет работать. Однако уже сейчас видно, что на рынок, для участия в конкурсах на право торговли, выходит очень много абсолютно неизвестных профессиональному сообществу игроков. О них мы знаем только одно — у них много денег.
Возможность подобного сценария развития событий еще до начала конкурсов проговаривалась с инициатором реформы — Департаментом СМИ и рекламы г.Москвы. Профессиональные участники уже тогда опасались появления на рынке предпринимателей, которые, не имея опыта работы с прессой, но обладая достаточными финансовыми средствами, будут пытаться выйти в этот сегмент. А это, как вы понимаете, грозит разрушением всей системы распространения прессы. Наши опасения в Департаменте СМИ были услышаны. Вице-мэр Александр Николаевич Горбенко и руководители департамента обещали внести необходимые поправки в конкурсную документацию, благодаря которым неизвестные в профессиональной среде люди, которые не имеют опыта, технических и технологических мощностей для реализации печати, не смогут попасть в число претендентов на конкурсные места. Мы верим обещанию Правительства Москвы, поэтому оптимистично и спокойно смотрим на развитие ситуации. Профессиональные участники понимают, что за ними огромный опыт. Они единым фронтом выступают за стабильность на рынке, смотрят в будущее позитивно, и уверены, что никаких потрясений, способных привести к снижению тиражей печатных СМИ, не будет.
— Возглавляемый вами «Дистриклуб» объединяет малых предпринимателей, и я бы не сказала, что они известны на рынке… Что будет с ними в новой системе?
— Ситуация с малыми предпринимателями сейчас далеко не так хороша, как того хотелось бы. В этом вопросе мы, к сожалению, не были услышаны Правительством Москвы. Предлагаемая городом система реформирования рынка продаж прессы не предполагает участие в конкурсах хоть и малого, но профессионального бизнеса, много лет проработавшего с печатной продукцией. Если вы посмотрите заявки на участие в конкурсах, то увидите там всего нескольких индивидуальных предпринимателей, которые, судя по их документации, не конкурентоспособны. По нашему мнению, единственный способ участия малого бизнеса в конкурсах Департамента СМИ — это опосредованное участие через объединяющую их саморегулируемую организацию, которой, к сожалению, на настоящий момент на рынке нет. Создание такой организации и получение мест для входящих в нее предприятий малого бизнеса — это и есть задача «Дистриклуба». Другого варианта здесь я просто не вижу. Те участники малого бизнеса в сфере распространения прессы, с которым мы регулярно обращаемся, либо не конкурентоспособны, либо просто бояться выходить на конкурс. Ведь у них нет возможности даже грамотно подготовить необходимую документацию: для этого, как минимум, нужно нанять юриста и потратить массу времени самому. А когда человеку, который ежедневно таскает пачки газет и самостоятельно торгует на точке, готовить документы, ходить на комиссии и защищать свой объект? У него на все это нет ни средств, ни времени. Поэтому я считаю недоработкой отсутствие в конкурсной документации прописанной возможности об участии в конкурсе саморегулируемой организации. Это большая потеря для нашего рынка.
Кроме того, я считаю, что в конкурсной документации должны быть обеспечены квоты для малого бизнеса. Пусть даже не на ранее существовавших точках, но хотя бы на новых. Так как малые предприниматели сейчас оказываются не представленными на рынке, они переходят в сегмент арендаторов, которые будут пытаться где-то как-то закрепиться…
— Значит создание саморегулируемой организации — основная ближайшая задача «Дистриклуба»?
— Да, мы будем создавать саморегулируемую организацию малого бизнеса. Вторая наша задача — добиться введения квот для малого бизнеса, в первую очередь на новые места. Причем сделать так, чтобы проводилось это не в рамках конкурсных процедур, а как одна из форм поддержки малого предпринимательства. Подобный механизм, по нашему мнению, способен вывести данный сегмент из тени на ведущие рыночные позиции.
Членами «Дистриклуба» уже сейчас являются более 300 индивидуальных предпринимателей, занимающихся распространением прессы. Они, в силу разных обстоятельств, не могут себе позволить участвовать в конкурсе Департамента СМИ: ни по трудозатратам, ни по деньгам, ни по подтверждению своего опыта. Ведь вы учитывайте, что эти труженики не имеют прямых договоров с издателями, а значит — никаких подтверждающих дипломов… Они видны только в массе своей, и издатели их, как правило, лично не знают, так как работают только с крупными операторами. «Дистриклуб» приложит все усилия для установления таких правил, которые позволят малым предпринимателям, наравне с крупными компаниями, полноправно присутствовать на рынке распространения.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие новости: «Газеты и журналы — основой ассортимент новых моделей киосков прессы», — Александр Костюченко, ГК «Кардос»