Текст: Елена Куликова
– Ситуация с рынком печатных СМИ уже много лет напоминает пышные похороны театра – с появлением кино, а кинозалов – с созданием телевидения.
Газетам и журналам же предрекали сначала «уход в цифру», а затем метаморфозы в некое элитарное потребление, когда утренняя газета и вечерний глянец становятся уделом избранных.
Но если говорить о некоем «среднем» покупателе, насколько чаще или реже он стал подходить к стойкам с прессой в супермаркетах? – Вы знаете, сейчас во всем мире продажи прессы снижаются, однако темп снижения очень небольшой, порядка 2–3% в год. В торговых сетях спрос на печатную продукцию можно считать стабильным. Понятно, что это – средний показатель, потому что есть товарные категории, которые продолжают расти. Покупатель не стал реже подходить к стойкам с прессой, но в связи с экономической ситуацией происходят изменения в покупательском спросе. Например, мы наблюдаем рост в категории деловых изданий и СМИ общественно-политической направленности.
Растет спрос на издания прикладного характера: «сам себе мастер», «дом», «сделай сам». Также в этом году мы зафиксировали рост спроса на издания тематической группы «сад и огород».
– Как, в таком случае, распределяется доля поставок печатной продукции, скажем, в премиальных проектах и сетяхдискаунтерах?
– Я бы не делил вот так – на премиальные и непремиальные сети. Спрос для нас как для дистрибьюторов, в первую очередь, связан с площадью торгового оборудования, а не сегментом. В тех магазинах, которые способны обеспечить для печатной продукции больший метраж (и это не обязательно гипермаркеты, часто это – магазины у дома), продажи прессы значительны. товарную группу «Пресса» часто сравнивают с книгами, однако с точки зрения спроса мы кардинально отличаемся от книжного рынка. да, в обоих случаях покупатель прекрасно реагирует на широкую ассортиментную матрицу, но, например, оборачиваемость по журналам в разы превышает оборачиваемость по книгам. Продажи книг смещаются сейчас в онлайн, потому что традиционная розничная точка не может конкурировать по широте ассортимента и ценам с интернет-магазинами. А журналам это не грозит, их покупают здесь и сейчас.
Справка:
ООО «Медиа Дистрибьюшен» – лидер в сегменте дистрибуции печатной продукции в сетях FMCG. Федеральный поставщик всех ключевых торговых сетей в России: «Ашан», «АтаК», METRO Cash&Carry, «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка», «Копейка», «Лента», «Азбука Вкуса», «алые паруса», «О'Кей», «Зельгрос», «Виктория» и др.
– Но журналы ведь тоже переходят на цифру. Взять все эти прекрасные приложения глянцевых СМИ для планшетов и смартфонов…
– Конечно, все это уже появляется, но для журналов очень важен тактильный и визуальный контакт, который может обеспечить только бумага. Наша основная аудитория покупателей – тридцать плюс, у этих людей уже сформирована определенная модель потребления, они не собираются изменять своим привычкам. Я уверен, что журналы и газеты в том виде, в котором мы их знаем, просуществуют еще очень долгое время.
– При этом ритейлеров, которые решили, что печатные СМИ – «прошлый век» и отказались от стоек с прессой, хватает.
– По журналам я таких историй не знаю. Но вот по книгам – вы правы, такая практика есть. Впрочем, книги замещаются в итоге, в том числе, прессой, поэтому у нас есть возможность занять эту нишу. Журналы и газеты интересны сетям не только как высокооборачиваемый товар, данная категория показывает высокую маржинальность и высокую пенитрацию, в среднем она встречается в 10% чеков. Практически невозможно в категории non food назвать еще один такой товар, который приобретал бы каждый десятый покупатель.
Справка:
Константин Недосекин в 2001 году окончил Балтийский государственный технический университет. В дистрибуцию прессы пришел более 15 лет назад, ранее возглавлял коммерческий департамент ЗАО «Нева-Пресс». С 2012 года является генеральным директором логистического центра ООО «Пресс-Логистик» и федерального дистрибьютора прессы в сети FMCG компании ООО «Медиа Дистрибьюшен».
– Магазины формата «у дома» – насколько, по вашим оценкам, востребована печатная продукция там? Возле моего дома, например, в одном магазине «Магнолия» стойки с прессой нет вообще, а в другом она представляет собой унылое зрелище: газеты – месячной давности, журналы – полугодовой.
– К сожалению, мы не занимаемся поставками в сеть «Магнолия», но вы правы, в ряде сетей ситуация с прессой далека от идеальной. но есть и обратные примеры. Сеть «Магнит» в самых глухих деревнях обязательно даже в крошечном магазине ставит стойку с прессой. И дело не в том, что они такие социально ответственные: небольшое по площади, в один погонный метр, пространство с печатной продукцией дает серьезную выручку ритейлеру. никакие помидоры, уверяю вас, не дадут такую выручку, как стенд с прессой.
– Ситуация, сложившаяся в Москве с киосками на улицах и в метро, ударила, в том числе, по павильонам с печатной продукцией. Какой вариант развития видите вы, учитывая, что московские власти явно решили «стерилизовать» улицы и переходы от торговли?
– Мое мнение такое: стрит-ритейл будет развиваться, особенно когда в существующих экономических условиях строительство огромных ТРЦ отложено. Сейчас многие сети понимают, что такие длительные инвестиции и сроки окупаемости, как раньше, уже не смогут себе позволить. А вот открывать небольшие красивые светлые магазины в переходах и на улицах – вполне.
– Пока вся цивилизованность заключается в том, что негде купить воды. И газету, кстати, в Москве еще тоже нужно поискать.
– Да. Вы правы. Воды купить негде. Проблема в том, что ассортиментная матрица в киосках ограничена. Я бы, как покупатель, хотел бы, чтобы она была чуть-чуть шире. сигареты вот тоже нельзя нигде в киосках купить. да, сейчас это пример целой дискуссии в обществе, но в целом лишь говорит о том, как сузилось предложение в киосках. Что касается газет, то уменьшение числа киосков неизменно ведет к снижению тиражей, скажем, ежедневных газет, это проверено и доказано.
– В Петербурге всякий раз я вижу другую картину: за газетами не нужно бегать по всему району, их много, они на каждом углу.
– Я бы не сказал, что с точки зрения сетевой розницы там есть такая уж большая разница. Я про Петербург много знаю, я там родился и вырос. Дело, наверное, в политике городских властей. Наверное, там хотят видеть много каналов продажи прессы в целом – оттого и такое впечатление.
– Каким вы видите рынок дистрибуции прессы через пять лет?
– Пресса в супермаркетах точно сохранится. Я верю в то, что пока будет существовать хотя бы один журнал, найдутся те, кто будет его привозить и продавать. Пресса – одна из немногих товарных категорий, которая стоит в России в разы дешевле, чем в Европе. Себестоимость глянцевого журнала – три евро, а мы имеем возможность купить его в рознице гораздо дешевле, потому что издатель инвестирует в печать часть рекламного бюджета. Значит, журналы будут жить, пока жив последний рекламодатель.
Источник: CRE Retail № 30 / октябрь 2015