Конкурентоспособность и качество контента муниципальных изданий обсудили на конференции в Москве

8 октября в отеле «Аэростар» в рамках осенней сессии прошла конференция «60 критериев конкурентоспособного издания». Главный вопрос для обсуждения – универсальная редакционная модель.

О критериях качества муниципальных изданий, как о системе, говорили на конференции издатели краевых, областных, районных и городских СМИ с государственной поддержкой. Вопрос о том, что издание, которое поддерживается бюджетом, не может быть конкурентоспособным – спорный – отмечали ключевые спикеры заседания. Такое издание на рынке держится на плаву при любых экономических и политических условиях – расхожее мнение, однако не совсем отвечает действительности.

Сегодня муниципальные СМИ, как, впрочем, и коммерческие издания, сталкиваются с теми же трудностями: борьба за тиражи, рекламодателя, повышение продаж, качество контента и лояльность читателя, который «уходит в интернет». Лейтмотивом обсуждения стала тема конвергенции. Показательно, что практически каждый выступающий представил свое видение развития сегмента муниципальных (и региональных в том числе) изданий в синергии. Мультимедийность – вот путь развития издания в условиях «непростого соседства принта и «цифры».

Критерии конкурентоспособного издания представил Даниэль Килли, медиаэксперт, независимый редактор из Германии. В своей презентации он подробно описал действующую модель редакций немецких газет. Согласно модели Килли, представителям муниципальных изданий следует принять к сведению четыре способа улучшения бизнеса:

1.Покупать контент или использовать корреспондентов дружественных изданий – это сэкономит производственные затраты на выпуск одного экземпляра;

2.Превратить страницы изданий в социальных сетях в полноценные интернет-СМИ, таким образом, откроются новые каналы распространения контента;

3.Улучшить дополнительные продажи и укрепить связь между читателями и местными газетами – то есть ориентироваться на микро-местные истории на локальных веб-страницах;

4.Конечно же, конвергенция. Бумага, сайт, планшет, социальные сети. Единственное, что имеет значение, - качество журналистики.

- Не стоит прощаться с газетой, - считает Килли, - Давайте скажем «Здравствуй, интернет! Нужно искать и приветствовать новые каналы распространения».

По сути, конвергентная модель, по мнению немецкого эксперта, универсальна на сегодняшний день. Она дает возможность оптимально организовать не только издательский процесс, каналы передачи информации, но и открывает перспективы развития смежных направлений в работе редакции, способствует формированию универсальных рекламных предложений и продвижению собственных брендов. 

Так, Андрей Артюх, заместитель генерального директора ИД «Периодика Ставрополья», привел в пример опыт газеты «Петровские вести», которая в нынешнем году стала на путь конвергенции в рамках экспериментального проекта ГИПП «Региональная конвергентная редакция». По мнению спикера, конвергенция меняет работу редакций, заставляет мыслить издателей «не выпусками, а проектами». За последние 3 месяца «Петровские вести» выпустили 4 спецпроекта и провели два ивент-проекта. Это позволило не только повысить лояльность читателя, но и заинтересовать рекламодателя. Доходы от рекламы за этот небольшой период значительно выросли.

В новых условиях работы редакции меняется и подход к формированию коллектива редакции. Прежде всего, помогает оптимизировать штат, повысить заинтересованность сотрудников не только гонорарами. Так в Воронежском муниципальном холдинге большое внимание уделяется профессиональному росту творческие коллективы редакций. Освоили новые технологии продаж и местные маркетологи, специалисты рекламных служб, IT-специалисты. А в медиахолдинге «Пресса 71» разработана собственная система мотивации: накопленные баллы и бонусы по итогам года дадут возможность лучшим сотрудникам отправиться в круиз по золотому кольцу России.

Издатели из Смоленска представили не только редакционный портфель ИД «Евразия пресс-Смоленск», но и уникальную печатную продукцию, которую они издают в рамках собственных проектов. Однако сегодня для смоленских издателей остро стоит вопрос привлечения рекламодателя на сайт. Монетизация электронных СМИ – задача неоднозначная. Участники конференции сошлись во мнении, что при всей актуальности электронной платформы ее доходность пока остается ниже газетной полосы. 

Резюмировали обсуждение уральские коллеги. Именно в этом регионе была впервые разработана система оценки качества государственных изданий. Автор концепции «60 критериев конкурентоспособного издания» Дмитрий Федечкин внедрил систему в некоторых районных изданиях на Урале, а затем помогал реализовать проект «Инновационная редакция» и в Воронеже.

Безусловно, каждая районка или городская газета определяет для себя собственные критерии качества, и дело не в их количестве, согласились участники конференции. Какой бы ни была система оценки и редакционная модель, главное – сохранить газету для своего читателя, заняв на медийном рынке в своем регионе достойное место.

 Пресс-служба Союза Издателей ГИПП