Но, несмотря на все эти проблемы, пути преодоления кризиса имеются. И это особенно хорошо видно на примере лидеров издательского рынка США и Германии.
На сайте британской The Day Кэролайн Литтл, президент Газетной Ассоциации Америки, рассуждает о том, как меняется медиаиндустрия «под напором новых технологий и меняющихся привычек потребления информации». И отвечая на вопрос, будут ли печатные СМИ востребованы в новом мире, приводит данные о том, что, несмотря на рост аудитории онлайн-СМИ, в 2015 году в США и во всем мире впервые за долгое время выросла доля продаж печатных тиражей в доходах издателей. И что впервые доход от тиражей превысил доход от рекламы. Причину этого г-жа Литтл объясняет тем, что печатные издания все активнее используют новые технологии, чтобы привлекать читателей и рекламодателей. Эксперт указывает на все более активное использование газетами социальных сетей, на разработку нишевых приложений со специализированным контентом (это могут быть кулинарные рецепты или, скажем, новости для лыжников). Некоторые газеты увеличивают число рубрик для усиления интерактивного взаимодействия с аудиторией, такие, как колонки с письмами читателей. Чаще стала использоваться в газетах нативная (скрытая) реклама, которая пользуется популярностью у рекламодателей и стоит значительно дороже обычной.
В свете снижения мировых доходов от продаж печатной прессы, но увеличения ее доли в общей прибыли издатели печатной периодики за рубежом делают ставку на различные маркетинговые мероприятия. Интересен опыт Германии, где издатели регулярно проводят акции, призванные привлечь покупателя. Так, две немецкие издательские группы, Kelter и Megastar, провели маркетинговую кампанию под слоганом «Мы любим Судоку», подарив розничным продавцам торговое оборудование специально для выкладки своих изданий с головоломками. Bauer Media Group запустила программу поощрений, с помощью которой компания рассчитывает заинтересовать розницу в продаже издаваемых группой журналов: призы получают торговые точки, в ассортименте которых не менее 30 журналов этого издательства. Издательство Condé Nast (штаб-квартира в Мюнхене) уже в 18-й раз организует в Германии для читателей своего женского журнала Glamour «Неделю шопинга», во время которой в каждый номер журнала вкладывается карта, дающая право на скидки, подарки и вход на эксклюзивные вечеринки.
Еще один путь привлечения издательской аудитории – выпуск нового печатного издания. Например, в Германии около половины из всех издательских домов планируют в 2015 году вывести на рынок новые журнальные проекты.
Надо добавить к этому активный запуск новых видов печатных продуктов – это буказины (книгожурналы), спецвыпуски и пакетные издания, пользующиеся большим спросом в США и Европе и дающие хороший доход издателям.
А что у нас? У нас всё наоборот. Количество спецвыпусков изданий в десятки раз меньше, чем в США. Буказины – вообще явление крайне редкое. Супермаркеты всех масштабов обложили издателей высокими бонусами, и войти в торговые сети с новыми проектами очень тяжело. Словом, между нами и ними дистанция огромного размера. Да и весь экономический климат в России не очень благоприятен для печатных СМИ.
И тем не менее, в России есть место для издательского подвига. Синергия цифровых технологий и печатного дела успешно используется, к примеру, в «Коммерсанте», «Комсомолке» и «Вечерней Москве». Блестящие результаты в продажах дает привлекательная линейка кулинарных и развлекательных изданий в ИД «Толока», хорошие примеры инноваций можно найти в издательстве «За Рулем», в «ИнтерМедиаГрупп» и др.
Словом, если усиленно «барахтаться», то выплыть всегда можно. Главное, не слушать сладкоголосые песни сирен и печальные речи «похоронной команды» в части будущего печатного слова.
В отечественной медиаотрасли есть позитивные тенденции, важно их укреплять. А то, может, и власть очнется и повернется лицом к нашей индустрии.
Источник: alexander-oskin.livejournal.com
Похожие новости: Как добиться успеха в издательском и дистрибуторском деле в условиях развития интернета?