Снижение антимонопольного порога вызовет перетоки еще 26 млрд руб. между крупными и мелкими торговцами. Оплатить реформу не сможет ни ритейл, ни потребители — иначе вырастет инфляция. Жизнеспособным в ЦМАКПе видят только один сценарий такого передела — скоординированное снижение цен поставщиков.
ЦМАКП исследовал последствия вступления в силу поправок к закону о торговле, внесенных группой депутатов и сенаторов во главе с главой комитета по безопасности Госдумы Ириной Яровой,— проект запланирован ко второму чтению в октябре. Летом появлялась информация, что в него будет включена и норма о снижении антимонопольного порога для торговых сетей с 25% до 15% — о ней говорил тогда сенатор Сергей Лисовский, в презентации ЦМАКПа эта поправка обозначена как правительственная, но среди опубликованных ранее предложений Белого дома такого нет.
Законопроект, снижающий выплаты поставщиков торговым сетям и сроки оплаты поставленных товаров, принят в первом чтении в мае (см. "Ъ" от 20 мая и 7 сентября). Он ограничивает совокупный объем премий 3% — сейчас сети могут взимать премию до 10% стоимости поставки за объем закупки (ретробонус), поставщики говорят о 30-50% (за счет различных маркетинговых и рекламных контрактов, в том числе "навязанных"). Также проект фиксирует сокращение отсрочки по оплате поставленных товаров до 5-35 дней (сейчас — 10-45). "Крайне жесткий", по оценкам представителей розничной торговли, проект объясняли необходимостью поддержки импортозамещения упрощением доступа "на полку" отечественным производителям.
По оценке ЦМАКПа, принятие закона вызовет "перераспределение 530-540 млрд руб." — суммы, более чем вдвое превышающей прибыль и почти втрое — инвестиции ритейла в основной капитал. Перекладывание стоимости нового госрегулирования на потребителей невозможно по социальным причинам: это дало бы ускорение инфляции (на 2,6%, в том числе продовольственной на 6,7%) и падение спроса (1,5-3,2% по разным группам товаров). Но и компании розничной торговли не смогут заплатить за изменение правил игры: это сделает их рентабельность отрицательной — минус 5,2% (сейчас — плюс 3,2%) и вчетверо увеличит число банкротств. Единственный способ реализовать проект, который аналитики называют "починкой часового механизма кувалдой",— обменять перезаключение договоров поставки (оно будет стоить отрасли 10% прибыли) "на предоставление скидки к цене закупки". Однако этот вариант потребует уже от поставщиков выполнения недискриминационных правил ведения бизнеса (одинаковая скидка всем торговым сетям) — и поставит под риск банкротства наиболее активно инвестирующие компании, контролирующие 14% розницы.
Тем не менее, рассматривая такой сценарий как единственно возможный, в ЦМАКПе отмечают: при его реализации выиграют несетевые форматы торговли и мелкие торговцы (рост рентабельности вдвое — с 4,9% до 10,1% у компаний с оборотом до 1 млн руб. и с 2,9% до 6,7% — у торговцев с оборотом 1-10 млрд руб.). Федеральные (и в меньшей степени региональные) сети понесут максимальные потери (рентабельность сетей с оборотом более 1 млрд руб. упадет с 4,4% до 1,4%), снизится производительность труда, вырастут инфляционные риски.
Оценил ЦМАКП и последствия снижения антимонопольного порога с 25% до 15%. Сейчас превышение порога 15% есть у девяти торговых сетей в 12 регионах — под передел попадет 26 млрд руб. Потеряют от такого регулирования "Магнит", "О`Кей", и Х5 Retail Group (по 5 млрд руб.), "Мария РА" (4 млрд руб.), ТД "Евронорд" (2,8 млрд руб.), "Ашан" (2,5 млрд руб.) и "Дикси" (840 млн руб.), а приобретут — "Интерторг" (1,9 млрд руб.), "Лента" (1,8 млрд руб.), "Полушка" (0,9 млрд руб.) и METRO (0,8 млрд руб.), основной же выигрыш придется на мелкие компании (совокупно 16,4 млрд руб.), отмечают аналитики.
Олег Сапожков
Источник: КоммерсантЪ
Оригинальный заголовок: Взять все и перераспределить
Похожие новости: Антагонизма между сетями и поставщиками нет