«Опора России» направила обращение в департамент экономической политики и развития Москвы с просьбой установить ставку торгового сбора для предприятий с учетом критерия сезонности их работы (письмо в распоряжении «Известий»). Также предприниматели просят создать рабочую группу с участием представителей бизнеса и власти, чтобы обсудить итоги первых поступлений от торгового сбора и найти способы поддержки малого бизнеса.
В письме в правительство отмечается, что в «Опору России» поступают жалобы от предпринимателей, чей бизнес попадает под уплату торгового сбора.
«Суть обращений заключается в том, что в силу сложившейся кризисной ситуации в экономике, падения покупательского спроса и роста операционных расходов уплата торгового сбора при одновременном сохранении бизнеса для них не представляется возможной», — говорится в обращении.
Выплата торгового сбора обязательна для всех предпринимателей оптовой и розничной торговли, использующих для своей деятельности объекты движимого и недвижимого имущества. Причем предприниматели обязаны выплачивать торговый сбор, даже если объект использовался один раз в квартал.
Ранее глава департамента экономической политики Максим Решетников отмечал, что по оптимистическим прогнозам под уплату торгового сбора попадут 100 тыс. торговых объектов в столице. Что касается поступлений в бюджет, то речь идет о сумме 2 млрд рублей за квартал.
«Учитывая крайне непростую экономическую обстановку, рост безработицы, а также дефицит бюджета г. Москвы, считаем необходимым предпринять все возможные меры для сохранения субъектов малого предпринимательства», — считают в «Опоре России».
В своем обращении предприниматели приводят в пример статистику, согласно которой «только в октябре 80 выставленных на аукцион на право размещения НТО киосков со специализацией «Мороженое» не были востребованы предпринимателями в том числе по причине обложения торговым сбором, размер которого не зависит ни от количества реально проработанных бизнесом дней, ни от размера выручки».
Генеральный директор сети киосков InterIce, член правления Союза мороженщиков РФ Сергей Куранов считает, что сейчас бизнес поставлен в неравные условия.
— Мороженое, несомненно, самый яркий показатель сезонного продукта. Зимой сумма выручки у киосков с мороженым снижается до пяти раз. Большинство предпринимателей при двукратном снижении товарооборота уже думают о закрытии, а мы продолжаем работать, — говорит Куранов. — Зимой мы всегда работаем в убыток, нам даже не с чего платить налоги. А теперь, получается, нам надо не только содержать объект и выплачивать заработную плату, но и еще платить торговый сбор вне зависимости от того, что мы работаем в убыток. В связи с этим непонятно, почему газетные киоски были выделены в льготную категорию и освобождены от торгового сбора, в то время как их продукция не носит сезонного характера.
Куранов отметил, что предпринимателям-мороженщикам предстоящую зиму пережить будет крайне сложно.
Председатель комитета по налогам Московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов считает, что необходимо освободить магазины площадью до 50 кв. м от уплаты торгового сбора.
— Изначально, по словам властей, торговый сбор был направлен на то, чтобы не дать крупным сетям уклониться от уплаты налогов. Но если посмотреть, в каком виде торговый сбор организован сейчас, то наибольшая нагрузка на квадратный метр ложится как раз на маленькие объекты. Потому что на объекты до 50 кв. м одна ставка, а всё, что превышает, значительно ниже. Получается, что у нас страдают магазины шаговой доступности и розничные объекты, а не крупные сети, — поясняет Зеленов. — Раз изначально предполагалось, что торговый сбор направлен на крупных игроков, а не во вред малому бизнесу, то есть смысл в целом освободить маленькие магазины от торговых взносов. Сейчас малые магазины не могут конкурировать с крупными сетями. Магазины шаговой доступности просто не смогут долго существовать и будут закрываться. Освобождение от торгового сбора даст толчок к равновесию с крупными сетями.
По словам Зеленова, для предпринимателей, торгующих сезонной продукцией, торговый сбор представляет непосильную ношу.
— Есть ряд продуктов, спрос на которые имеет сильную сезонность — мороженое, прохладительные напитки, например квас, сувенирная продукция, цветы. При этом нет механизма, когда предприниматель может прекратить деятельность на время, а потом возобновить. Для временной приостановки работы ему необходимо либо закрывать юридическое лицо, либо оформлять сезонный патент, — поясняет Зеленов. — При этом патент могут оформить на себя только индивидуальные предприниматели (ИП). Однако многие магазины имеют двух учредителей. Переоформлять бизнес на одного владельца для возможности купить патент нелогично, ведь, получается, второй владелец сразу лишается своих прав.
Зеленов также добавил, что пока предприниматели ищут пути, как сохранить бизнес и не закрыться после уплаты торгового сбора.
Предприниматель, владелец магазина цветов Полина Коровина внесла торговый сбор в размере 60 тыс. рублей за помещение площадью 30 кв. м. Однако, по словам предпринимателя, торговый сбор — это непомерный оброк.
— Самое обидное, что мы ничего не получим взамен. Те деньги, которые мы могли использовать для рекламы магазина или на его развитие, приходится просто отдавать, — рассказывает Коровина. — Наш магазин работает полтора года, в этом году спрос со стороны покупателей упал на 40%. Выручка совсем небольшая, а налогов платим много.
Коровина пояснила, что оформить сезонный патент нет возможности, так как предприятие оформлено как ООО.
— Со стороны может и кажется, что всё легко — переоформить ООО на ИП и получить сезонный патент. Но на практике всё не так: многие клиенты не хотят работать с ИП, — рассказывает Коровина. — Я жду 8 Марта — традиционно период высоких продаж. И к этому времени надеюсь вернуть те средства, которые вложила в магазин. Однако если мы будем уходить в минус, то магазин придется закрыть.
В пресс-службе департамента экономической политики сообщили, что обращение от бизнес-собщества еще не поступало.
— Нас удивляет вопрос привязки ставки сбора к сезонности. Ни для кого не секрет, что для сезонной торговли есть патент — его можно купить на срок от 1 месяца, это очень удобно, выгодно, не надо вести бухгалтерию, обслуживать кассовую технику. Ставки патента для розничной торговли крайне разумны — от 7 тыс. рублей в месяц, — пояснили в пресс-службе.
К тому же в департаменте отметили, что все налоговые инициативы обсуждаются с бизнесом, в том числе и введение торгового сбора.
— Ставка торгового сбора, установленная в законе, была определена по итогам круглого стола в Общественной палате Москвы в декабре прошлого года. Тогда, при обсуждениях законодательных инициатив, присутствовали и представители «Опоры России», и Московской торгово-промышленной палаты, и бизнес-омбудсмен Борис Титов, и представители торговых сетей, индивидуальные предприниматели, эксперты, — пояснили в департаменте. — Представители бизнес-организаций уже входят в состав Антикризисной комиссии по городу Москве, которая была создана в феврале этого года. В рамках заседаний комиссии мы проводим обсуждение всех актуальных вопросов, которые возникают у бизнес-сообщества. Предлагаем коллегам вынести их предложения на очередное заседание комиссии.
Напомним, в Москве, согласно принятому Мосгордумой закону «О торговом сборе», налог на предпринимателей, занимающихся оптовой и розничной торговлей, был установлен с 1 июля 2015 года. Размер платежа зависит от вида торговой деятельности, а также от физических характеристик и места размещения объекта. Для объектов стационарной и нестационарной торговли без торгового зала, расположенных в ЦАО, торговый сбор составляет 324 тыс. рублей в год, в других районах — 162 тыс. рублей в год. Владельцы объектов стационарной торговли с торговым залом до 50 кв. м должны будут каждый год платить 120 тыс. рублей.
От торгового сбора были освобождены ярмарки выходного дня, торговля через вендинговые аппараты, организации почтовой госсвязи и др. Позже перечень организаций, которым предоставляют льготы в столице, был расширен. Из-под обложения торговым сбором были выведены агрокластеры, театры и музеи, а также все газетные киоски.
Татьяна Бородина
Источник: Известия
Оригинальный заголовок: Бизнес просит ввести сезонный торговый сбор
Похожие новости: Собянин отвернулся от мелкой розницы