Я бы хотел поделиться некоторыми соображениями о том, как интернет может помочь печатным СМИ остаться на плаву и двигаться дальше.
В последние годы принято считать, что интернет это могильщик бумажных СМИ. Однако отчёт Всемирной газетной ассоциации показывает, что угроза пока что преувеличена. 2.5 миллионов человек регулярно читают печатные газеты. 800 миллионов читают одновременно традиционные и электронные СМИ. И только 200 миллионов получают новости исключительно из сети.
И все же, несмотря на эти радостные цифры, мы видим неуклонное сокращение тиражей газет и журналов. У кого-то оно больше, у кого-то меньше. И чтобы остаться на плаву в этих условиях надо брать в союзники так ненавистный нам интернет.
Как говорится, кто нам мешает, тот нам и поможет.
Путей помощи несколько и большинство из них сводится к снижению затрат на создание контента, так как при постоянной коррекции тиражей, скукоживания рекламного рынка и невозможности поднятия отпускной цены (покупательская способность ведь тоже падает) это то немногое, что остаётся.
Первое. Самое простое это, конечно же, оптимизировать программное оборудование и рассмотреть возможности редакционно-издательских продуктов с оболочными технологиями, чтобы не переплачивать за лицензионные программы, локальные сети, дорогущие серверы, но при этом внимательно просчитать эффект от каждого оптимизационного действия.
Второе – это максимально перейти на безбумажный документооборот, использовать услуги интернет банкинга, все офисные закупки перенести в интернет. Курочка по зернышку, но экономию даст.
Третье. Довольно много можно сэкономить с помощью интернет-технологий на аренде помещений, если большую часть редакции перевести на удаленный доступ. В эру Интернета эта практика за рубежом довольно развита. А теперь и у нас она набирает популярность. Особенно в издательском бизнесе. А для небольших редакций и нишевых СМИ это практически единственный шанс выжить.
Четвертое. Ещё более эффективно по некоторым издательским группам отдать создание части контента на аутсорсинг в регионы с более низким уровнем зарплат. А иногда даже русскоговорящим журналистам в соседние страны (тут ведь экономия не только на фонде оплаты, но и на налогах). Причём сейчас этим пользуются не только небольшие редакции, но и крупные издательские дома.
Так, например, собранный под ключ издательский продукт с домашнего компьютера из Гомеля или Ташкента поступает в московскую редакцию на препресс и при таком же качестве стоит на порядок дешевле.
При таком подходе главное – не переоптимизировать, не экономить на журналистах-профессионалах и креативных редакторах, которые должны организовывать авторский, эксклюзивный контент, и неважно, в какой точке земли он создан. Главное - интересный.
Часто это не берут в расчёт. Сажают редактора за компьютер и он методом компиляции создаёт недорогой контент. Дёшево, но не всегда востребовано читателем. Тут, можно сказать, интернет работает со знаком минус.
Пятое. И конечно же, нельзя не остановиться на сайте печатного СМИ. Именно сайте, а не только электронной версии издания.
Тут надо понимать, что зарабатывать на размещении газетных или журнальных материалов в интернете практически невозможно.
Пока продажа электронных и мобильных версий даже у ведущих мировых изданий приносит значительно меньше денег, чем бумажные версии.
Перспектива есть у создания информационного портала под брендом издания. Это повысит узнаваемость бренда, поможет привлечь к нему новою аудиторию и создать задел на будущее, ведь интернет проникает в нашу жизнь все глубже, и надо учиться зарабатывать в новых реалиях.
Но здесь требуется разумный подход, без фанатизма. Интернет-портал довольно дорогое удовольствие, требующее постоянных финансовых вливаний с непонятным сроком их возврата. Основным источником поступления денег является реклама, а статистика, говорящая, что интернет-реклама растёт семимильными шагами, довольно лукава. Растёт она в основном у поисковых систем и агрегаторов и у крупных сайтов с многомиллионной аудиторией. А таких, как мы знаем, не много.
Остальные довольствуются малым. Можно сказать, остатками с барского стола.
Так что здесь нужна четкая финансовая стратегия. И главное, понимать, что печатное СМИ и интернет-портал – это совершенно разные вещи, я бы сказал совершенно разные бизнесы, требующие разных подходов к развитию и, естественно, разные способы зарабатывания денег. А самое главное - нужна команда специалистов айтишников, которая постоянно совершенствовала бы сайт с учётом всех последних веяний, особенно в области монетизации.
На это надо обращать особое внимание, так как интернет в отличие от бумажных СМИ очень динамично развивающаяся среда и почивание на лаврах в нем наказуемо.
Все вышесказанное относится и к работе с социальными сетями, которые напрямую сложны для монетизации, но незаменимы для повышения узнаваемости бренда, расширения аудитории и, конечно, для повышения трафика на сайте СМИ. Однако следует отметить, что каждая сеть требует индивидуального подхода, и методы успешные в Твиттере, не помогут собрать аудиторию в Фейсбуке. Кстати, собранная аудитория - это только полдела, если не удалось её перенаправить на сайт. Здесь тоже действуют свои законы, причём в каждой сети они отличаются.
То есть вы должны понимать: если вы хотите развиваться дальше с помощью Интернета, а значит и В ИНТЕРНЕТЕ, вы должны практически с нуля начать новый, совершенно не похожий на ваш основной бизнес. И относиться к нему максимально внимательно, так как в противном случае это будут напрасно потраченные деньги. Примеров тому мы знаем множество.
Так что, подводя итоги, можно сказать следующее. У бумажных СМИ есть будущее, но чтобы оставаться на плаву и двигаться вперёд, надо учитывать реалии сегодняшнего дня и использовать поистине безграничные возможности Интернета.
Спасибо за внимание.