Участники круглого стола отмечают, что, согласно мировым тенденциям, бизнес-модель, основанная на продаже рекламы в прессе и на субсидировании контента издания за счёт доходов от рекламы, перестала занимать главенствующую позицию. С учётом этого перед издателями и дистрибуторами возникает необходимость брать на вооружение современные достижения научно-технического развития общества, правильно выбирать оптимальную модель бизнеса в целях построения жизнеспособного и рентабельного медиарынка. Операторам медийного рынка следует пересмотреть традиционный взгляд на прессу, шире использовать инновационные технологии, новые гаджеты, активнее интегрировать системы распространения электронных и печатных изданий.
Сегодня первоочередной становится задача поиска необходимых решений для создания новой медиа реальности, которая бы позволила адаптировать деятельность издателей и дистрибуторов под изменившиеся условия внешней среды. В качестве решений, способствующих улучшению экономических показателей и эффективного распространения печатной информации, участники круглого стола выделяют синергию платформ и форматов, которую с успехом используют передовые отечественные и зарубежные СМИ.
Для достижения высокого уровня продаж печатной продукции, модернизации системы её реализации, увеличения читательской аудитории за счёт нахождения баланса между различными каналами распространения контента участники круглого стола рекомендуют всем структурам, задействованным в процессе издания, производства и распространения периодической информации, руководствоваться следующими принципами:
-расширять каналы продаж контента за счёт многократного его переиздания на различных платформах (многократная монетизация одного и того же контента);
-развивать мультиформатность торговых объектов по распространению прессы, в т.ч. разрабатывать новые форматы торговли периодикой, учитывая особенности регионов, и тестировать их, позволяя работать на льготных условиях;
-вкладывать средства в модернизацию и реконструкцию объектов торговли, занимающихся распространением печатных СМИ, в соответствии с последними технологиями;
-новые объекты по продаже печатных СМИ в приоритетном порядке располагать на пересечении транспортных потоков, в местах, наиболее нагруженных пешеходами и пассажирами общественного транспорта;
-снять ограничения на ассортимент киосков прессы, разрешить включение в перечень сопутствующих товаров таких наименований, как прохладительные напитки, чай, кофе, кондитерские изделия и т.д.;
-развивать систему франчайзинга на рынке розничного распространения прессы;
-использовать возможности цифровых технологий (разрабатывать мобильные приложения, создавать event-порталы, и т.д.) для увеличения продаж бумажной прессы;
-активно использовать опыт размещения промостоек с прессой и прочих POS мероприятий в сетях ритейла;
-развивать интернет-площадки по продаже как цифровых, так и печатных версий газет и журналов;
-расширять каналы продаж подписки на периодическую печатную продукцию: за счёт интернет-ресурсов, мобильных приложений и т.д.;
-использовать возможности онлайн-подписки как платформы постоянной обратной связи издателей с читателями;
-постоянно отслеживать тенденции «бумажного» и «цифрового» сегментов российского рынка периодической печати и выявлять основные причины существующих в обоих направлениях проблем;
-реалистично оценивать экономическую эффективность проектов в интернете и корректировать программы по использованию интернета в качестве канала распространения контента;
-использовать социальные медиа в качестве инструмента увеличения розничных продаж прессы;
-использовать возможности цифровых технологий для сбора аналитических данных о читателях и их потребностях;
-создавать пилотные совместные проекты печатных СМИ с электронными медиа для тестирования новейших разработок и инноваций в отрасли;
-проводить маркетинговые исследования об изменении потребительских предпочтений в отношении медиа потребления;
-изучать успешные проекты российских и зарубежных издателей и дистрибьюторов СМИ по достижению эффекта синергии различных платформ и форматов;
-проводить эксперименты по поиску оптимального сочетания «цифровых» и «бумажных» носителей как платформ для передачи информации читателю.
Участники круглого стола выражают уверенность, что реализация данных рекомендаций позволит повысить экономическую эффективность системы распространения печатных СМИ в России и создать предпосылки для её развития в интересах, как потребителей печатной продукции, так и предпринимателей и общества в целом.
Москва 26 октября 2015 года