В начале заседания заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Г.Н. Кудий вручил президенту АРПП Д.В. Мартынову Почётную грамоту Минкомсвязи РФ за заслуги в развитии связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, многолетний плодотворный труд. Участники круглого стола аплодисментами поддержали данную федеральным ведомством высокую оценку профессиональной и общественной деятельности Д.В. Мартынова.
Открывая пленарное заседание, председатель правления АРПП А.В. Оськин отметил, что происходящие в последние годы масштабные преобразования в области производства и потребления средств массовой информации, стремительный рост пользователей интернета придали мощный импульс пересмотру традиционной издательской и дистрибуторской бизнес-модели. Цель круглого стола, подчеркнул А.В. Оськин, обсудить практику применения издателями и распространителями достижений научно-технического прогресса, возможности и способности операторов рынка добиться оптимальной трансформации медиа и форматов их распространения при помощи синергии.
С докладом «Оптимальная модель продаж печатной продукции в России и за рубежом в условиях развития интернета» выступил президент НП «АРПП» Д.В. Мартынов. Согласно ежегодному исследованию WAN-IFRA «Тенденции мировой прессы», сказал он, в 2014 году впервые мировые доходы издателей от продажи печатной прессы оказались выше, чем поступления от рекламного бизнеса. Таким образом, имеются основания утверждать, что бизнес-модель, основанная на продаже рекламных полос в прессе, исчерпала себя.
Президент АРПП проанализировал информацию об уровне проникновения цифровых технологий в сегментах газет, журналов и книг, показал, что выручка от продаж электронных версий газет и журналов пока невелика, в отличие от реализации электронных книг. Высказал предположение, что после достижения выручки от продажи печатных СМИ предела в 20% их цифровые конкуренты перестанут выступать в качестве побудительных факторов падения рынка подобно тому, как это произошло на книжном рынке США.
Д.В. Мартынов подробно остановился на опыте расширения каналов продаж издательского контента, положительных результатах внедрения мультиформатности продаж в различных сегментах системы распространения печатной продукции, привёл факты успешного использования интернета в интересах издателей и дистрибуторов.
Г.Н. Кудий высказался о ситуации, сложившейся на рынке распространения печатной продукции в различных регионах нашей страны. Он заметил, что в большинстве крупных городов РФ, включая Москву и Санкт-Петербург, местная администрация не уделяет этому вопросу должное внимание, в то время, как пресса является основой информационной безопасности нашей страны, а также источником пополнения бюджета в виде налоговых отчислений.
Редактор интернет-редакции газеты «Ведомости» М.Г. Малыхин представил доклад «Особенности новых мультиплатформенных медиа. Важность сохранения «лица» бренда в соцсетях». Докладчик рассказал о том, какие изменения претерпели СМИ в последнее время и какие платформы для продвижения своего контента начали использовать. По мнению М.Г. Малыхина, современное СМИ – это совокупность платформ и форматов, включая аккаунты изданий в социальных сетях, рекламу и другие инструменты маркетинга. На сегодняшний день все способы представления издательского контента читателю интегрированы в само издание и являются его неотъемлемой частью. Поэтому очень важно, как отметил докладчик, более осмысленно подходить к формированию материалов для всех без исключения интернет-каналов продвижения печатных и электронных СМИ.
А.В. Оськин обратился к М.Г. Малыхину с предложением о проведении в рамках очередного мероприятия АРПП авторского мастер-класса для представителей издательского сообщества. Докладчик принял предложение А.В. Оськина.
Положительным опытом работы своего предприятия поделилась В.Е. Полуказакова, генеральный директор ЗАО «Роспечать», г. Липецк. Она сообщила о том, что за последний год Липецкая «Роспечать» получила значительную поддержку от администрации области в части развития киосковой сети в сельской местности. В самом Липецке 15 декабря с.г. состоится открытие первого в регионе мультимедийного павильона общей площадью 32 кв. м. Ещё два подобных НТО прессы начнут свою работу в 2016 г.
По словам В.Е. Полуказаковой, система распространения прессы в Липецком регионе наращивает темпы своего развития именно благодаря эффективному взаимодействию местных органов власти и Липецкой «Роспечати».
Руководитель направления франчайзинга федеральной сети минимаркетов «Хорошие Новости» И.А. Козина выступила с докладом на тему: «Франчайзинг как важное направление повышения эффективности бизнеса. Опыт сети минимаркетов «Хорошие Новости». И.А. Козина рассказала присутствующим о географии действующей франчайзинговой сети магазинов «Хорошие Новости», её структуре и ассортименте. Кроме того, докладчик представила вниманию участников мероприятия информацию о типах франшиз, предложения компании для потенциальных франчайзи и данные о доходности проекта.
Тему «Синергия платформ и форматов СМИ: успешные проекты в издательском и дистрибуторском деле» раскрыла директор департамента стратегического маркетинга ООО «Консалт-Центр» Т.В. Цыбина. Она рассказала о ситуации на медийных рынках ведущих зарубежных стран, о состоянии и перспективах развития электронного рынка России. По её словам, всего в России зарегистрировано около 9,5 тыс. электронных СМИ, из них 58% - это периодические электронные издания, 34% - это сетевые издания без периодичности, 8% - блоги.
Большинство электронных СМИ в России имеют представительство хотя бы в одной социальной сети - вКонтакте, Facebook, Twitter, Одноклассники, Instagram. Многие электронные СМИ имеют мобильные версии. 50% мобильных приложений электронных СМИ доступны сразу на трёх платформах – iOS, Android, Windows Phone. 70% зарегистрированных электронных СМИ России используют хостинг в России. Наибольший поток посетителей электронные СМИ получают по ссылкам из публикаций размещенных на партнерских сайтах в интернете – около 40%.
Т.В. Цыбина со ссылкой на опыт зарубежных и отечественных крупнейших издательских домов привела веские доводы того, что использование цифровых технологий позволяет увеличить интерес аудитории к бумажному изданию. Издательства, которые перестроили свою бизнес-модель с учётом новых цифровых технологий, наращивают свою читательскую аудиторию, что позволяет им получать прибыль не только от печатных версий, но и от рекламы в сети.
Т.В. Цыбина проанализировала особенности монетизации цифровой аудитории, модели платного доступа на сайты газет и журналов, отношение пользователей разных стран к плате за электронные СМИ.
Генеральный директор ИД «Мир новостей» А.В. Авдонин в своём докладе сообщил о таких инновационных способах достижения экономической эффективности издательских проектов, как использование облачных технологий, переход на безбумажный документооборот и аутсоргинг. По мнению А.В. Авдонина будущее у печатных СМИ есть, и оно заключается в синергии традиционного издательского дела и возможностей современных интернет-технологий.
Вице-президент издательства «Открытые системы», директор группы ИТ-изданий П.В. Христов озвучил доклад «Платформа редакционной подписки в Интернете - своими руками. Опыт издательства «Открытые системы», в котором подробно рассказал о преимуществах и системе управления редакционной подпиской. По мнению П.В. Христова успех в издательском деле ожидает, прежде всего, мультиплатформенные СМИ и издания, развивающие персональные отношения со своими читателями.
Издатель «Бизнес-журнала» Ю.Н. Калашнов поделится опытом создания и распространения бумажных и цифровых версий журнала. По словам докладчика, «Бизнес-журнал» выходит с 2002 года. За 13 лет его читателями стали предприниматели, топ-менеджеры и управляющие собственники в 30-ти регионах страны. Главные темы издания — практические аспекты предпринимательства, эффективные управленческие технологии, инновации в бизнесе и бизнес на инновациях.
С 2006 года «Бизнес-журнал» ежегодно удостаивается награды «Тираж - рекорд года» среди деловых изданий России. По данным компании TNS Россия, «Бизнес-журнал» входит в тройку ведущих деловых журналов России по размеру аудитории, которая превышает 435 тыс. человек на номер.
С учётом современных тенденций цифровая версия журнала распространяется через электронные библиотеки, профессиональные базы данных, с помощью приложений для мобильных устройств. Печатный вариант реализуется через подписные агентства, книжные магазины, в ходе деловых встреч, в центрах деловой и общественной жизни.
Ю.Н. Калашнов особое внимание уделил рассказу о том, как с помощью системы Google Book удалось вместо планируемых 10-15% прироста аудитории добиться увеличения круга читателей на 60-70%.
Руководитель службы по связям с общественностью ООО «Межрегиональное агентство подписки» В.А. Дворянов выступил с докладом «От печатной прессы к электронной: опыт подписного агентства». В своём выступлении В.А. Дворянов представил вниманию участников мероприятия новый подписной проект ООО «МАП» - цифровой киоск VipishiSmart.
По итогам дискуссии участники круглого стола приняли Рекомендации (прилагаются), в которых предлагается всем структурам, задействованным в процессе издания, производства и распространения периодической информации руководствоваться рядом принципов, способствующих достижению высокого уровня продаж печатной продукции, модернизации системы её реализации, увеличения читательской аудитории за счёт нахождения баланса между различными каналами распространения контента.
Пресс-служба АРПП