Ситуация в малой торговле сложная, но не безнадежная, — Владлен Максимов

Выступая на состоявшемся в Москве 21 октября с.г. IV Всероссийском съезде Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров ее президент Владлен Максимов, указав на основные проблемы отрасли, все же подчеркнул: ситуация в малой торговле хоть и сложная, но не безнадежная.

***

Владлен Максимов, президент Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров:

— Сегодня можно сказать, что мы (участники рынка малой торговли) волею судеб оказались в роли Кассандры, предсказаниям которой никто не верил, хотя в последствии они и сбывались. Для Кассандры это было проклятьем Аполлона, но ведь нынешний российский малый бизнес на Олимпе вроде никто не проклинал…

В свое время мы предупреждали: если ситуация в стране изменится в худшую сторону и наступит кризис, то малая торговля не справится с ним и не сможет остаться в том виде, в котором она существовала. В том полузадушенном, дегенеративном состоянии, в котором она существует сейчас, под постоянным административным прессом, она не справляется со своей миссией, которая в первую очередь заключается в продвижении отечественной продукции. Регулирующие отрасль торговли чиновники долгое время отказывались понимать, что малый бизнес выполняет уникальную миссию товаропроводящей сети для малых производителей. Конечно, что малая торговля реализует и другие товары, в том числе и подакцизные, но это не меняет сути сказанного.

На разных форумах и обсуждениях мы не уставали твердить, что нужно поддерживать производителя: без малой торговли не может существовать и малое производство. Господствующая долгие годы концепция «Сети — наше все» подразумевала, что если производитель не смог войти в федеральную сеть, то его бизнес не состоялся и его ждет разорение.

Я не раз был свидетелем обсуждений на отраслевых совещаниях, посвященных решению вопроса: как бы так сделать, что бы малый производитель работал в сетях? Менеджмент федеральных сетей подыгрывал этой истории, говоря: «да, того-то фермера мы запустили в такой-то магазин в такой-то области». Но это смешно! Не надо иметь дипломов МВА, чтобы понимать: сеть экономически заточена на закупку максимальных партий товаров по минимальным ценам. Если крупная федеральная сеть вступает в долгие переговоры с производителем о закупке всего лишь двух тонн колбасы, это уже не «крупная федеральная сеть», а что-то другое…

Ситуация, в которой мы сейчас живем, сложная, но не безнадежная. Министерством промышленности и торговли РФ сейчас разработана новая политика в сфере торговли. Значимость этого события трудно переоценить. Мнение федерального центра видят региональные власти, поэтому уже сегодня во многих регионах ситуация меняется к лучшему. В декабре 2014 года была принята новая стратегия развития малой торговли. Была озвучена идея обеспеченности территорий разными форматами торговли. В текущем году мы участвовали в разработке Минпромторгом поправок в закон о торговле, связанных с нестационарной и мобильной торговлей. Про ситуацию острого дефицита торговых площадей в этом сегменте я говорить не буду — она общеизвестна. Со своей стороны мы поддерживаем этот законопроект, и считаем его очень важным.

Что же касается ключевых проблем отрасли, то разочарованием года, конечно, стал апрельский Госсовет, посвященный проблемам развития малого и среднего предпринимательства. Несмотря на бесчисленные обращения в Администрацию Президента как со стороны предпринимателей, так и со стороны бизнес-организаций, вопрос о нестационарной торговле не был включен ни в повестку дня, ни в итоговый доклад. Посчитали, что проблемы московских предпринимателей не являются общефедеральными... На самом деле проблемы нестационарной торговли не являются чисто московскими — они одинаково остро стоят во всех крупных городах России. Я убежден, что снятие с повестки дня Госсовета данного вопроса было глубокой ошибкой.

Что касается Москвы, то понятно, что мы не можем разделить с руководством города взгляд на многое из того, что сейчас происходит в столице в области малой торговли, о чем мы честно в глаза говорим руководству города. Должен отметить, что за последние пол года между властью и предпринимательским сообществом начался диалог, что очень важно. Его нужно беречь и следить, чтобы он не пресекся.

Область реализации подакцизных товаров — традиционно больная для рынка тема. Главным событием последних дней в ней стал законопроект депутатов Государственной Думы Андрея Туманова и Валентина Шурчанова,разрешающий торговлю табаком в киосках печати. Мы, безусловно, поддерживаем данную инициативу, тем более, что она идет в русле общемирового тренда. Идею возврата табачной продукции в киоски печати поддержал в рамках встречи с главными редакторами ряда изданий и Президент РФ.

Однако на фоне таких позитивных инициатив, есть и примеры совершенно противоположных идей. Сенатор Совета Федерации Игорь Чернышев уже не первый раз внес на рассмотрение дискриминационный закон в отношении малой торговли: на сей раз речь идет об установлении законодательных ограничений на минимальное расстояние от товара до кассы. Но для малого магазина не возможно. Кроме того, совсем недавно появился самарский законопроект, запрещающий продавать табак в магазинах, площадью менее 25 кв. м, а в сельской местности — менее 10 кв. м. Оба этих законопроекта направлены против малого бизнеса. Мы категорически против подобных инициатив!

Говоря о законодательстве в сфере торговли нельзя не сказать о законопроекте, вынесенном группой депутатов и сенаторов во главе с главой комитета по безопасности Госдумы Ириной Яровой. В связи с ним в последние месяцы у нас на глазах разыгрывается нешуточное сражение между крупными поставщиками и ретейлом по вопросу сроков оплаты, ретро-бонусов и условий продвижения товара. Это, безусловно, не наша война, но мы не поддерживаем идею жесткого регулирования сетевого ритейла, так как данный тренд, развиваясь, не ограничится крупными сетями, и рано или поздно обратит свое внимание и на другие форматы торговли.

Когда гопники с бюджетным финансированием придут терроризировать малую торговлю, я не уверен, что найдутся люди, у которых хватит сил ее защитить. По моему глубокому убеждению, необходимо развивать саморегулирование, включающее крупный, средний и малый ритейл, всех поставщиков, производителей и импортеров, создавая тем самым универсальные внутренние правила.

Ольга Куликова

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие новости: Москвичи пока не могут приобрести свежие газеты и журналы на привычных для себя местах продаж