Ажиотаж на пустом месте. Замруководителя Департамента торговли рассказал о политике Москвы в отношении нестационарной розницы

Несмотря на то, что IV Всероссийской съезд Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров собрал представителей со всей страны, выступлений московских чиновников ждали особенно.

Вопросы к ним были отнюдь не только со стороны москвичей, все последние годы борющихся за свои киоски и палатки, но и со стороны региональных предпринимателей, на собственном горьком опыте знающих: что затеяно в столице, то будет подхвачено в регионах. Именно поэтому к выступавшему на съезде первому заместителю руководителя Департамента торговли и услуг г.Москвы Ивану Зубцову вопросов из зала была масса.
Так как реформа нестационарной розницы Москвы напрямую коснулась и киосков прессы, PlanetaSMI.RU уже не раз пыталась побеседовать о будущем этого сегмента с руководителями  Департамента торговли. В том числе, направляя журналистские запросы на имя г-на Зубцова. Однако все наши попытки оказались безрезультатны: нам говорили, что г-н Зубцов не имеет права ответа, и предлагали провести беседу с руководителем департамента Алексеем Немерюком; потом поправлялись и сообщали, что и г-н Немерюк про киоски прессы сказать ничего не может, поэтому наши запросы пересылались в Департамент СМИ и рекламы (руководство которого не в пример более открыто и без всяких дополнительных запросов делится информацией как со СМИ, так и с предпринимательским сообществом).
Узнав о присутствии на съезде Ивана Зубцова, PlanetaSMI.RU, конечно же, в числе многих решила обязательно переговорить с ним по окончании мероприятия. Однако ни нам, ни другим вопрошавшим г-н Зубцов внимания не уделил, на все вопросы ответив только: «Пишите письменные запросы — получите письменные ответы», при этом забыв добавить, что запросы эти, как и прежние запросы PlanetaSMI.RU, опять будут перекидываться в другие департаменты, пока совсем не затеряются в правительственных коридорах…
Тем не менее, само выступление Ивана Зубцова вызвало в зале сильное оживление, и кто-то все-таки успел, несмотря на жесткий регламент, задать ему несколько вопросов. «Ажиотаж вокруг палаток на пустом месте развивается», — сказал в ответ г-н Зубцов, сам того не ведая указав этой фразой на главную проблему столичных предпринимателей, вынужденных теперь яро бороться в неравных условиях за опустевшие торговые места.  Все, что было озвучено г-ном Зубцовым PlanetaSMI.RU публикует сегодня.
***
Иван Зубцов,
первый заместитель руководителя Департамента торговли и услуг г.Москвы:
— Выступая на Всероссийском съезде Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров, я хотел бы рассказать о том, что на сегодняшний день сделано в Москве в части нестационарной торговли и развития этого сегмента. Уже сделаны, готовы, полностью  укомплектованы и подключены к городским электрическим сетям(торговые) объекты, которые мы передаем предпринимателям. Такое решение мы приняли в марте, на комиссии по выработке антикризисных мер. В рамках этого решения была подготовлена вся необходимая нормативно-правовая база. В мае состоялись первые аукционы (на право осуществления торговой деятельности), которые на сегодняшний день показывают высокую заинтересованность со стороны предпринимательского сообщества. Действительно, это достаточно комфортно — прийти в готовый объект, в котором стоит все необходимое оборудование, завести в него товар, сложить и начинать торговать. Такое решение было принято и реализовано. Вы можете это не только видеть на улицах города, но и принять участие (в торгах) — ограничений по количеству участников не существует. На мой взгляд, это — достаточно серьезный шаг в работе, связанной с нестационарной торговлей.
То, что касается критики в адрес Москвы и чиновников, то мы прекрасно видим все проблемы, которые существуют в городе, и работаем над ними. На текущий момент мы провели очень большую работу, нанеся на карту города все стационарные и нестационарные предприятия, которые на сегодняшний день реализуют продовольственную группу товаров. Мы посмотрели, сколько человеку нужно идти до магазина, чтобы купить необходимый продовольственный набор, и у нас получилось, что на сегодняшний день покрытие стационарными предприятиями торговли составляет 93% территории города. Более того, НТО мы стараемся ставить в тех местах, где нет стационарных торговых объектов, а значит, где не будет прямой конкуренции и предпринимателям будет комфортно работать.
Что касается перспектив мобильной торговли, то город видит эти объекты на своей территории. В прошлом году нами был проведен эксперимент по установке таких объектов, и надеюсь в будущем не только у киосков, но и у автолавок появится возможность занять свою нишу в потребительском сегменте города.
Вопрос из зала:
— Не считаете ли вы, что размещение объектов нестационарной торговли можно было провести просто через утверждение их (архитектурных) форм? Тогда предпринимателям это обошлось бы на порядок дешевле, чем сейчас…
Иван Зубцов:
— Все те объекты, которые мы устанавливаем за наш счет, утверждены главным архитектором города Москвы соответствующим распорядительным документом. На счет того, чтобы дать предпринимателям самостоятельно это сделать, хочу сказать, что в 2011 году мы это делали, и, к сожалению, тогда ничего не получилось. Ряд предпринимателей, в угоду своей прибыли, начинают экономить на серьезных конструктивных вещах в объекте, на хорошем, правильном оборудовании. Этого мы допустить не можем. У нас есть возможность предоставить предпринимателям рассрочку минимум на 3,5 года. Я не вижу здесь вопросов, связанных с экономикой.
Вопрос из зала:
— На одном совещании ваш коллега из администрации Москвы сказал, что именно город определяет где, кому и как находиться. Не считаете ли вы, что это вмешательство в рыночную экономику, что это должно определяться рынком?
Иван Зубцов:
— У нас в 26-м постановлении Правительства Москвы, которое определяет порядок размещения нестационарных торговых объектов, сформулированы очень четкие, ясные и понятные принципы. Мы ни на шаг от них не отходим, и все делаем строго в соответствии с этим документом. Документ находится в открытом доступе, вы можете с этим ознакомиться. И если вы с какими-то постулатами этого документа не согласны, вы можете к нам обратиться, и мы рассмотрим вашу аргументацию.
Вопрос из зала:
— И вы не считаете, что нарушаете Гражданский кодекс?
Иван Зубцов:
— Ни в коем случае.
Вопрос из зала:
— На какой срок вы даете аренду?
Иван Зубцов:
— Пять лет.
Вопрос из зала:
— Стоимость объекта назовите, пожалуйста.
Иван Зубцов:
— (Стоимость определяется) в зависимости от его месторасположения и специализации. Лучше с конкретными предложениями ознакомиться на сайте tender.mos.ru.
Вопрос из зала:
— А сколько для бюджета встала установка одного объекта?
Иван Зубцов:
— Срок окупаемости порядка трех-четырех лет...
Вопрос из зала:
— Но ведь вы же тратите деньги на установку одного объекта? Сколько он стоит?
Иван Зубцов:
— Я говорю: срок окупаемости три-четыре года. Разные объекты стоят по-разному. В зависимости от комплектации, оборудования,  площади, вида.
Вопрос из зала:
— То решение, которое предложило Правительство Москвы, интересное. Но какие мы видим жалобы от предпринимателей? У вас произошла десинхронизация двух процессов: много нестационарных объектов убрано, а на аукцион выставлено очень мало. В результате спрос и предложение были десинхронизированы. По этой причине на аукционах ставка арендной платы резко вырастает. Об этом говорят сами предприниматели. Из-за нехватки торговых объектов, по рыночным законам спроса и предложения, те люди, которые пришли на аукционы, резко взвинтили цены, и часть бизнеса оказалась за пределом рентабельности... Необходимо синхронизировать эти два процесса: выведение и введение нестационарных торговых объектов для того, чтобы восстановить рыночный спрос и предложение. И еще одно предложение: может быть тем людям, которые потеряли места, не пользоваться аукционам, а дать им возможность приобрести места по какой-то утвержденной ставке? Ведь иначе в нынешний переходный период мы потеряем очень много представителей малого бизнеса.
Иван Зубцов:
— У нас все вполне синхронизировано. На сегодняшний день объекты нестационарной торговли демонтируются только там, где они больше располагаться не будут и в соответствии с критериями, утвержденными в Правительстве Москвы, учитывая, что они мешают проходу жителей, либо по каким-то другим причинам. То, что касается заключения договорных отношений на бесконкурсной основе: это на сегодняшний день будет грубым нарушением федерального законодательства.
Вопрос из зала:
— Тогда необходимо больше объектов выставлять, иначе мы, действительно, взвинтим оплату!
Иван Зубцов:
— Что касается количества объектов, я приведу пример: за последние пять лет на территории города введено в эксплуатацию и находится в открытом доступе 5 млн. кв. м. качественных, оборудованных всеми коммуникациями (канализацией, водой, электричеством, отоплением) стационарных торговых площадей, на которых можно открыть любой бизнес, начиная от подбивки обуви (в 2 кв. м) и заканчивая гипермаркетами (30 000 кв. м. и более). Поэтому  ажиотаж вокруг палаток, мне кажется, на пустом месте развивается. У нас возможностей открыть бизнес малого формата более чем предостаточно.
Евгения Трушина, Анна Луговая

Источник: PlanetaSMI.RU 
Похожие новости: Собянин отвернулся от мелкой розницы