Тем не менее одним из выходов из трудного положения Оськин назвал принятый во многих европейских странах принцип «Пресса везде».
***
Александр Оськин,
председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции:
— Во многих прозвучавших на съезде выступлениях звучали жалобы о возникших после начала реформирования нестационарной розницы в Москве проблемах с покупками самых необходимых жителям и гостям города товаров. К ним я бы сегодня причислил и печатную продукцию. Сегодня в Москве на один киоск прессы приходится 7,5 тыс. человек, а это очень мало. Для сравнения, например в Праге одна торговая точка с периодикой приходится на 500 человек, в Варшаве — на 400.
Однако сравнивая российский и европейский рынки необходимо учитывать, что в Европе практически повсеместно реализуется принцип «Пресса везде». Суть его довольно проста и подразумевает включение периодики в ассортимент практических всех торговых точек, независимо от их специализации. В любой кофейне, в любом цветочном магазине и кондитерской лавке Европы вы можете найти свежие газеты и журналы. Да, кондитерская или кофейня — не профильный формат для периодики. Однако человек, заглянувший в них чтобы выпить кофе со свежими плюшками, может заинтересоваться журналом и скрасить им свое времяпровождение. Владельцы небольших лавочек и магазинчиков в Европе понимают это, и включают прессу в свой постоянный ассортимент, таким образом не только предоставляя своим клиентам дополнительный привлекательный сервис, но и повышая собственный доход. Газеты и журналы можно здесь встретить даже в аптеках! Безусловно, реализация в России принципа «Пресса везде» позволила бы и нашим предпринимателям получать такие же выгоды от сотрудничества с периодикой.
При этом, говоря о расширении ассортимента за счет прессы, необходимо сказать и о расширении ассортимента в профильных «печатных» торговых точках. Все последние годы распространители печати, занятые в области розничных продаж, говорят о необходимости максимального расширения разрешенного товарного перечня. Помимо привычных нам канцелярии, игрушек и книг, сюда должны быть включены и продукты питания, выпускаемые в заводской упаковке, и напитки (кофе и вода), и оказание различных услуг (например, по выдаче интернет-заказов), и т.д. Особое внимание в данном вопросе необходимо уделить проблеме возврата в нестационарную розницу табачной продукции, о чем уже не раз заявляли многие эксперты рынка торговли. Ведь табак, особенно в отношении газетных киосков, не столько прибыльная, сколько трафикообразующая позиция, привлекающая потенциальных покупателей. Озвученное на съезде представителем ФАС Владимиром Мишеловиным предложение о передаче эксклюзива на продажи табака в нестационарную розницу — очень правильное, своевременное предложение, которое идет в ногу с передовым европейским опытом. Подобный принцип давно и успешно реализуется, например, в Италии. Согласно экспертной оценке, наличие табачной продукции в киосках прессы повышает продажи тиражей в среднем на 30%. Согласитесь, это весьма существенный показатель на фоне кризисного положения и отрасли печати, и отрасли малой торговли, да и в целом малого бизнеса, который во многих регионах страны испытывает не себе неослабевающее административное давление. Для статистики укажу, что в России киоски прессы по разным причинам уничтожаются со скоростью 10 торговых объектов в день. Ни один другой вид бизнеса в малой торговле не испытывает на себе такого разрушительного действия со стороны властей и администраций, как газетная отрасль! Не лучше себя чувствуют и книжники: сегодня количество книжных магазинов в России даже меньше, чем в царские времена.
Задавленные со всех сторон экономическими тисками, испытывая постоянный административный прессинг газеты, журналы и книги сегодня, в Год литературы, пытаются спасти свои каналы распространения. Однако происходящее в последнее время в Москве реформирование малой торговли не способствует выходу отрасли из кризиса. Скорее, совсем наоборот. Почему уничтожаются киоски прессы? Кому это выгодно? Ответа на эти вопросы я не нахожу… Но сами собой напрашиваются только две возможные причины: либо в основе лежит коррупция, направленная исключительно на лоббирование интересов крупного ритейла, либо глупость чиновников, непонимающих, что своими действиями они не только уничтожают малый бизнес в системе распространения, но и рушат информационной поле и Москвы, и всей страны. В любом случае, я не верю в случайность происходящего. Губительный умысел налицо. А ведь 2016 год — это год парламентских выборов. Какие могут быть выборы без прессы? Интернет, при всех его неоспоримых плюсах, никогда не заменит печатного слова. Именно поэтому основные заявления высших представителей власти, программы партий, предвыборные речи публикуются не в Сети, а на бумаге, на страницах пользующихся неоспоримым доверием у электората газет. Я хочу, чтобы чиновники, ответственные за разрушение системы распространения прессы, помнили об этом.
Евгения Трушина, Анна Луговая, Ольга Куликова
Источник: PlanetaSMI.ru
Похожие новости: На IV Всероссийском съезде Коалиции Киоскеров дали оценку малому торговому бизнесу