Александр Крамаренко: Окупаемость деловой информации в Украине возможна за счет ухода с рынка заведомо убыточных проектов

О состоянии дел и судьбах бизнес-журналистики в Украине МедиаБизнес пообщался с руководителями деловых изданий. В сегодняшней публикации Александр Крамаренко, главред проекта "Деньги", поделился с МБ своим видением происходящего на рынке, влиянии общественнно-политической ситуации, кадрах, окупаемости бизнес-информации и путях развития деловой журналистики.

- Деловая журналистика в сегодняшней Украине. Можете охарактеризовать состояние? Уровень, конкуренция, форматы.

Состояние – сжатие и кристаллизация рынка. Отмирание проектов, которые создавались ради потехи и/или с пропагандистскими целями. Деградация контента и его сползание к так называемым «интегрированным коммерческим коммуникациям», то есть смешение качественного контента с промо-материалами. Низкая платежеспособность потребителя вынуждает деловые медиа смещать фокус на деньги рекламодателя.

- Как влияет общественно-политическая ситуация последних двух лет на бизнес-издания, на их аудиторию, запросы? Как реагируете на них вы?

- Смещение от развития бизнеса к сопротивлению произволу госорганов – это фон в части контента. К сожалению, принципиально позиция государства не изменилась. Сейчас фискальный блок уничтожает тех, кто профинансировал Революцию Достоинства. Этим обусловлен моральный климат в бизнес-среде и состав контента. Этим же обусловлено сжатие «кормовой базы» деловых медиа (меньше бизнеса – меньше бизнес-медиа).

В стране раскручивается безумный популизм, и игнорируются интересы малого/среднего бизнеса. Отдельные медиа защищают свою аудиторию. Отдельные медиа кушают с руки у госорганов, оправдывая творимое с экономикой «революционной целесообразностью». Проблема в том, что если раньше мы защищали бизнес от азаровщины, то сейчас защищаем от тех, кому мы сами вручили бразды правления страной в надежде на перемены. В этом особая горечь ситуации и ее цинизм. Очень сложно идти по грани, одновременно защищая отечественный бизнес и от отечественных хищников, и от внешних оккупантов – это если о дилемме «ругать ли родное правительство во время войны». 

Как реагирую? Седею. Ругаюсь. Выношу на публичное обсуждение дурь архитекторов псевдореформ, поддерживаю архитекторов реальных реформ. Учусь разбираться в сортах дерьма.

- Эволюция журнала и сайта "Деньги"- можете охарактеризовать произошедшие изменения? Сегодня все чаще издания оставляют онлайн версию, какие аргументы у вас для сохранения печатной версии?

- Журнал стал жестче и активнее. Мы больше говорим о защите интересов аудитории, что не снимает с нас задач промотировать развитие бизнеса и зарабатывание денег. Сайт пока остается зеркалом журнала и его органом оперативного реагирования. В печатной версии мы осмысливаем. На сайте рассказываем об осмыслении и сообщаем о наиболее важных событиях в режиме онлайн. Такая вот медийная «гантеля».  Материалы «с сегодня на завтра» отсутствуют. Есть «с сегодня надолго» и «с сейчас на сейчас».

Отмирание конкурентов повышает уникальность печатной версии. Если мы понимаем одинаково слово «уникальность» (улыбается). Это как театр – он не умер с появлением кино и видео. Он стал дорогим удовольствием для качественной аудитории. С деловыми печатными медиа – то же самое.

- Какие инновации и изменения планируете на ближаюшую перспективу?  

- Никогда не делюсь планами. Потому проект себя хорошо и чувствует – в отличие от бывших конкурентов.

- Кадры. Как решают этот вопрос в "Деньгах"? Насколько силен "кадровый голод" для деловой журналистики и вашего издания в частности? Сколько сейчас журналистов в штате? С учетом того, что зарплаты на медиа рынке в последние годы не растут, чем заинтересовываете? 

- Специфика нынешней ситуации такова, что а) кадры по-прежнему решают все б) кадры становятся уникальным и плохо воспроизводимым ресурсом в) вчерашние «звезды» деловых медиа через одного уходят кушать с руки у героев их вчерашних «расследований». Системы подготовки новых кадров нет (впрочем, ее и не было). Аналитики и репортеры не нужны ан масс, они остаются в немногих качественных медиа. Требуются чаще всего «подставки под микрофон», «эскорт для видеокамеры» и «рерайтеры чужих текстов». Это самые востребованные сейчас специальности.  

Не вижу необходимости делиться подробностями о штате и зарплатах – по той же причине, по которой не делюсь планами. 

- Как влияют на вас пертурбации, происходящие с холдингом, в который входит издание? (смена собственника, смена руководителя). Смогло бы подобное издание существовать самостоятельно, без УМХ за спиной, и при каких условиях?

- Влияют, конечно. Например, некоторые конкуренты используют упомянутые Вами факты для поливания нас грязью – безосновательно совершенно, так как позиция издания всегда была и остается проукраинской и пробизнесовой. При иной позиции издание просто не было бы востребовано нашей целевой аудиторией, да и мне лично иное не импонирует. Спасибо собственникам и руководителям за понимание этого обстоятельства. Сейчас ни одно печатное издание не способно работать прибыльно в режиме моноиздательства. Просто одно издание не способно единолично потянуть весь пакет неизбежных затрат усилий и денег на полиграфию, логистику, накладные, маркетинг, продажи. Если «шерить» издержки с соседями по ИД, экономика проектов становится внятной и позитивной.

- Монетазиция проекта. Окупаемость, учитывая постоянное падение рынка прессы. Какие основные источники доходов, как меняются? Есть ли у вас ноу-хау на этот счет?

- Никогда не делюсь идеями такого сорта. Потому проект себя хорошо и чувствует – в отличие от бывших конкурентов.

- Окупаемость деловой информации в Украине в целом возможна? За счет чего? 

- Да, возможна. За счет ухода с рынка заведомо убыточных проектов, которые ломали ценовую политику не только себе, но и коммерчески ориентированным проектам. Возможна окупаемость за счет «точечного» маркетинга. За счет новых форматов продажи контента, рекламного инвентаря. За счет использования «зонтика бренда» в смежных сферах(конференц-сервис, обучение, етс).

- Пути развития деловой журналистики: благоприятные и неблагоприятные факторы, варианты, перспективы.

- Факторы со знаком «минус»(от самых сильных к менее мощным):Воровство интеллектуальной собственности. Снижение ВВП на душу населения. Война.

Факторы со знаком «плюс»(от самых сильных к менее мощным): Уход коммуникаций в сеть, рост веса индивидуального мнения конкретного эксперта/личности/субъекта, глобализация контента, усиление роли личностей в медиа.

Перспективы: Кристаллизация качественных медиа, угасание паразитирующих, рост доли персонифицированных медиа, рост роли интегрированных медиа.

Источник: МедиаБизнес

Похожие новости: Дмитрий Чернышенко: что касается платного потребления контента, это ни у кого в России пока не работает