Именно столько павильонов закупят московские власти в рамках новой реформы уличной торговли, это в 25 раз меньше количества аналогичных объектов, которые развивались в городе с 2012 года. Об этом рассказал глава столичного департаменте торговли и услуг Алексей Немерюк.
Эксперимент с киосками начали в марте 2015 года — сначала его проводили лишь в центре города, потом расширили на всю столицу. В рамках эксперимента городские власти начали закупать собственные киоски и и самостоятельно проводить аукционы на них — от лица департамента торговли и услуг. Стоимость одного нового павильона для города составляет 1,3 млн рублей. Ранее такие аукционы, но в отношении земельных участков под киосками, проводили столичные префектуры. С учетом этого в разы повышены арендные ставки: в зависимости от местоположения киоска теперь стартовая цена составляет от 26,7 тыс. до 40 тыс. рублей в месяц. Шаг аукциона — 5% от начальной цены.
Кроме того, договоры аренды теперь заключают не на три года, а на пять лет. Количество специализаций павильонов сократили с 19 до 6: «Цветы», «Театральные билеты», «Хлеб», «Бытовые услуги», «Овощи и фрукты», «Мороженое». С весны по начало ноября в ходе электронных аукционов уже разыграны права аренды на 59 павильонов, еще 147 власти хотят разыграть в ближайшее время.
Новый павильон, например, со специализацией «Мороженое» имеет площадь в 6 кв. м, и арендная ставка по итогам электронных аукционов — 150 тыс. рублей в месяц (плюс 120% к начальной цене). Речь идет о реальном объекте на Пролетарском проспекте, говорит один из предпринимателей, принимавших участие в аукционах. Если учесть, что 150 тыс. рублей в месяц обходится павильон площадью 6 кв. м, значит, 1 кв. м в месяц стоит 25 тыс. рублей, а в год — 300 тыс. рублей. По данным консалтинговой фирмы Jones Lang LaSalle, арендная ставка для помещений стрит-ритейла в центре Москвы — например, в Столешниковом переулке — такая же, а на Тверской улице меньше более чем в два раза — 120 тыс. рублей в год за 1 кв. м.
Столичные власти уже не первый год пытаются экспериментировать с киосками. В 2011–2012 годах случилась первая киосковая революция: тогда в столице пропало почти 10 тыс. объектов. В те годы каждого предпринимателя обязали купить себе киоск в среднем за 500 тыс. рублей, объект нужно было согласовать с Москомархитектурой, договоры аренды также разыгрывали на аукционах, вспоминает владелец сети «ИнтерАйс» Сергей Куранов. Так, у его сети киосков арендная плата была 2–3 тыс. рублей за 6 кв. м в месяц, итого до 36 тыс. в год. Тогда норма прибыли оценивалась в 20–25% (от выручки), средняя выручка киоска «Мороженое» — 1,3 млн рублей в год, добавил Куранов. Теперь нужно арендовать не только землю, но и собственно киоски.
По данным департамента торговли и услуг Москвы, в 2011–2012 годах городские префектуры заключили 7788 договоров на размещение нестационарных торговых объектов (это число не учитывает киоски «Печать», за которые отвечает департамент СМИ и рекламы города Москвы). Но городские власти сильно раздражались из-за того, что предприниматели получали на торгах киоски одной специализации, а потом меняли ее на другую. Чиновники пытались взимать штрафы с нарушителей, разрывать договоры в судебном порядке, однако в залах суда префектуры в большинстве случаев проваливали дела.
Участники рынка вспоминают лидера по выигранным у городских властей делам — компанию «Дилинг Сити», в столице у нее была сеть киосков разной специализации. С октября 2012 года по февраль 2015-го московский арбитраж рассмотрел 97 исков от префектур столицы к этой компании. Во многих делах истец пытался доказать, что смена специализации может являться основанием для завершения официальных отношений и штрафа. Суд не соглашался: «Нарушение специализации объекта само по себе не является существенным нарушением договора», говорилось в решениях. Часто суд отказывался принимать во внимание «представленные истцом акты обследования нестационарного объекта», поскольку они были составлены «истцом в составе членов комиссии без участия ответчика» (например, в деле от 24 февраля 2014 года, префектура ВАО против ООО «Дилинг Сити»).
Кстати, арендные ставки, полученные «Дилинг Сити» (принадлежит Андрею Чудакову, Елене Осмининой и Лиане Манукян) в результате аукционов, были весьма выгодными. В одном из дел, например, фигурировала «плата по договору», равная 1125 рублям — речь идет о ежемесячном платеже.
Кроме того, департамент торговли и услуг зафиксировал значительный объем неплатежей арендаторов, получивших земли под киоски в 2011–2012 годах, — к началу этого года недоимки города по заключенным договорам составили 427 млн рублей. На этом фоне городские власти решили менять правила игры. Источники в департаменте торговли и услуг не скрывают, что город устал от сложных процедур разрыва договоров и решил пресечь проблемы на корню.
Евгения Перцева
Источник: Известия
Похожие новости: Как Москва лишилась киосков