Редакционная подписка — своими руками. Павел Христов, вице-президент «Открытых систем», — о необходимости развития собственных подписных сервисов

Редакционная подписка, при которой издатель не только знает свою аудиторию, но и имеет возможность коммуникации с ней, — основа будущего подписного формата на рынке СМИ. В этом уверен Павел Христов, вице-президент ИД «Открытые системы».

О необходимости развития редакционной подписки с учетом современных технологий он рассказал, выступая 26 октября с.г. на круглом столе «Как добиться успеха в издательском и дистрибуторском деле в условиях развития Интернета?». Христов подчеркнул: учитывая тенденции в подписном сегменте, традиционные подписные агентства должны, используя новые технологические возможности, из издателей бумажных каталогов переформатироваться в цифровые платформы, став так необходимым редакции механизмом прямого общения с читательской аудиторией.

***

Павел Христов, вице-президент ИД «Открытые системы»:

— «Открытые системы» — издательство с 20-летней историей, выпускающее как специализированные журналы для профессиональной аудитории, так и издания массового спроса, например — еженедельники для школьников и дошколят. При этом мы достаточно давно используем не только традиционные способы доставки контента до читателей, но и сайты изданий, первые из которых создали еще в 1996 г.

Наши журналы выпускаются и в традиционной печатной форме, и в цифровых форматах. Таким образом мы используем все каналы взаимодействия с читателем: и спецвыпуски для Интернета, и цифровые версии, и мобильные приложения. Кроме этого, издательство организовывает различные мероприятия, а также занимается исследованиями в тех нишах, в которых работают наши проекты.

К главным компетенциям «Открытых систем» на сегодняшний день с уверенностью можно отнести:

— умение создавать сложный контент;

— владение, знание и расширение аудитории.

Все остальное (способы доставки информации, площадки на которых мы работаем с аудиторией и т.д.) — это уже вторично. Кто бы что ни говорил, но никакой Интернет никогда не помешает печатному изданию развиваться. Более того, он поможет ему, если вы знаете свою аудиторию и умеете готовить контент в соответствии с особенностями той площадки, на которой вы работаете. Таким образом, одна из ключевых компетенций — это как раз работа с аудиторией.

Для нас важнейшим инструментом работы с аудиторией является платформа редакционной подписки. Весь процесс редакционной подписки — это канал общения с читателями, какие бы сервисы или издания мы бы не создавали. Этот опыт работы мы начали приобретать с самого начала своей деятельности. Концентрации усилий в этой сфере нам помог предыдущий кризис: с начала 2009 г. работа по автоматизации и поддержке редакционной подписки в режиме колл-центра была усилена. Одновременно с этим начались и эксперименты по реализации интернет-сервисов редакционной подписки.

Мы работали, накапливали опыт, и уже в 2012 г. пришли к пониманию о необходимости объединения всех тех механизмов, которые до этого развивались параллельно. Начиная с этого периода, нами используется единая платформа редакционной подписки, которая стала для нас ключевым подписным направлением. Безусловно, мы работаем и по других каналам: потовым каталогам, альтернативным агентствам и пр., однако именно редакционная подписка является для нас ключевой. Почему? Потому что только она дает прямой доступ к аудитории и позволяет внедрять новые бизнес-модели. Для многих наших изданий она является не просто важнейшим, но порой и самым большим источником дохода.

При том, что за последние два года подписные тиражи у многих изданий серьезно упали, редакционная подписка (по крайней мере у нашего издательства) растет порой по 30% в год. Главный вывод, который мы сделали из этой активности, и который мы готовы рекомендовать коллегам: издателям необходим подобный механизм редакционной подписки. Что такое редакционная подписка сегодня? Это:

— Стратегическое направление развития распространения изданий.

— Инструмент перехода к новым бизнес-моделям.

— Важнейший источник дохода.

— Канал постоянной обратной связи с читателями.

У редакционной подписки масса преимуществ:

•Снижение количества посредников (только логистика)

•Снижение экономических рисков.

•Оптимизация финансового оборота (мгновенное получение денежных средств на счет издательства и возможность использовать авансы, полученные от подписчика, в обороте издательства).

•Возможность напрямую работать со своей аудиторией.

•Радикальное повышение качества доставки.

•Максимально гибкие условия для клиентов.

•Разнообразные программы лояльности.

•Удержание подписчиков.

•Оформление подписки круглый год.

•Режим самообслуживания клиентов.

Система, разработанная программистами издательства «Открытые системы», закрепляет накопленный за 20 лет опыт работы с подписчиками как для профессиональной, так и для массовой аудитории. Она дает:

•Рост доходов от редакционной подписки. Только в первом полугодии 2014 г. в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. по нашим изданиям этот рост составил 25% (общие показатели по печатной и электронной версиям).

•Возможность продажи архивных и тематических выпусков журналов (электронный формат).

•Увеличение доли электронных платежей до 70% от общих поступлений (среди физических лиц — до 80%).

•Увеличение на 20% переподписки по всем изданиям.

•Пополнение и актуализацию базы подписчиков (валидация адресных данных).

•Интеграцию с внешними программами лояльности («Малина», «Спасибо от Сбербанка» и т.д.).

•Сокращение вдвое затрат на персонал отдела подписки.

•Трехкратное сокращение расходов на досыл и повторные отправки изданий.

•Возможность оперативного анализа результатов деятельности отделов подписки и маркетинга.

Вообще мы считаем, что любая подписка должна стать редакционной. Подписные агентства должны отказаться от каталожной схемы и начать работать в режиме колл-центров. Таким образом будет создаваться платформа, напрямую соединяющая издателя и читателя. При этом оператор будет не только отвечать за это соединение, но и развивать и продвигать платформу, совместно с издателем реализовывать маркетинговые инициативы и предоставлять дополнительные сервисы (логистические, платежные, правовые и др.). Подобная модель взаимодействия с аудиторией уже давно и успешно практикуется на западных рынках. Успех сегодня именно за теми СМИ, которые развивают собственную платформу редакционной подписки, имеют механизм вывода новых сервисов для своей аудитории, знают своих читателей и работают с ними.

Сегодня понятно, что благодаря активному развитию технологий, современному подписчику удобнее оформлять подписку именно через Интернет. Но этого недостаточно. Оператор подписки в прошлом зарабатывал на том, что являлся дополнительным звеном между подписчиком и издателем. Сейчас такая трехсторонняя схема уходит в прошлое. Будущее за теми подписными агентствами и платформами, которые смогут обеспечить издателю прямой контакт с аудиторией, и возможность персональной работы с читателем. Только такие форматы и будут завтра востребованы у издателя. Вне зависимости от того, какое СМИ выпускает редакция — печатное ли, цифровое, — возможность персонального контакта с читателем будет для него определяющим фактором при выборе подписной площадки.

Ольга Куликова

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие новости: Стартовала подписная кампания на первое полугодие 2016 года