Гжегож Линденберг - польский журналист и социолог. Один из основателей главного польского ежедневника «Газеты выборчей», основатель и бывший главный редактор ведущего таблоида в Польше «Super Express». Недавно основал платформу наноплатежей Webnalist, которая создана для развития и поддержки качественной журналистики.
Гжегож Линденберг говорил всего час. Этого времени ему хватило, чтобы рассказать о своем пути успеха, привести опыт американских и польских СМИ и заверить нас, что белорусские медиа развиваются по той же траектории. Пусть и с небольшим отставанием.
Я был социологом, работал в варшавском университете, а в 1989 году изменил свою жизнь и начал работать в издательском бизнесе. Так вышло случайно. Мой приятель создавал «Газету выборча», я просто предложил ему помочь… Он согласился и через какое-то время я стал соучредителем издания. Я много чем занимался, и всегда работал не на себя, а на кого-то другого, делал что-то, на чем другие зарабатывали деньги. Но это не страшно.
Потом я решил создать свое дело. Компанию Webnalist, о которой расскажу позже. Мне уже 60 лет. Сейчас мы работаем с двумя молодыми парнями. Им вместе столько лет, сколько мне.
Мои интересы связаны с качественными материалами в СМИ.Очевидно, что ландшафт медиа качественно менялся на протяжении последних 20 лет. Я хотел назвать свою презентацию «Будущее качественной журналистики», хотя я не уверен, что у нее есть будущее.
Плохие новости: никто не знает, как зарабатывать на качественном контенте в интернете. Если бы я знал, я бы не выступал перед вами сейчас, а покупал бы очередной остров. А Билл Гейтс и Цукерберг были бы у меня на побегушках. Хорошая новость в том, что ответ, как же заработать в интернете на текстах, может быть, есть у кого-то из вас. Где-то же этот ответ или ответы должны быть! Может, именно вы разбогатеете на качественном контенте.
Печатные газеты и журналы теряют аудиторию и рекламодателей. Я использую американские данные, потому что американцы все время что-то считают и анализируют. Им можно доверять. Американские издания потеряли половину прибыли за несколько последних лет. То есть, как минимум треть американских журналистов, которые работали в газетах и журналов, остались без работы. Реклама не успевает за спадом прибыли в печатных СМИ.
Приведу данные об источниках информации, полученные три года назад. Раньше важными для американцев источниками информациями были телевидение, потом онлайн, затем радио и газеты. Я могу поручиться, что в следующем году источники онлайн-информации будут в рейтинге на первом месте.
Польша во всем, что касается тенденции в цифровой рекламе и в источниках информации, тоже уходит в онлайн. Я убежден, что и ваши СМИ на той же траектории развития. Все будет происходить так же и у вас, только с небольшим опозданием. Цифровые медиа станут самыми важными источниками информации.
Фейсбук – основной источник новостей для молодых американцев. Молодые люди более динамичные в изменяющемся ландшафте СМИ. Если вы хотите быть издателем будущего, вам просто необходимо присутствовать в интернете!
Если тенденция сохранится, последняя печатная газета будет продана через семь лет. Полагаю, можно быть уверенным в том, что печатные газеты, телевидение, радио становятся все менее важными источниками новостей. Но до сих пор цифровой мир не был в состоянии финансировать качественную журналистику.
Насколько может быть качественной та журналистика, которая финансируется государством?.. Я сомневаюсь, что это возможно.
Реклама в СМИ - самый распространённый источник финансирования, ведь всем нужно что-то рекламировать. Но это работает только тогда, когда у вас очень большая аудитория. Но даже в этом случае доходы от одного читателя очень малы. Немногие порталы в состоянии выживать без онлайн-рекламы. Если у вас небольшой сайт, не получится выжить и заработать, если у вас нет рекламы, увы.
Читатели в основном ненавидят рекламу. Я и сам ее ненавижу. Многие пользуется программами-блокерами, блокируют рекламу. В Польше сорок процентов таких читателей! Компании-рекламодатели ищут решения проблемы. Некоторые поступают так: закрывают доступ к сайту, если ты блокируешь рекламу. Хочешь нас почитать, деактивируй блокер! Второй вариант, который стал новым трендом, появившись всего пару месяцев назад: не хочешь деактивировать блокер - смотри наш сайт платно. Это справедливый вариант, но платить за доступ читатели не любят.
Еще один вариант финансирования - финансовая поддержка читателей. Многие сайты ищут финансовую поддержку у читателей – дайте добровольно, сколько есть. Это не очень надежный способ существования компании в интернете. Некоторые порталы таким щедрым читателям дают разные привилегии: возможность комментировать, или возможность голосовать за то, о чем будет писать журналист. Чтобы заманить к себе читателей, есть много разны способов.
Все более популярной становится подписка через виртуальные кошельки. Крупные новостные бренды все больше могут заработать на этом. The New York Times – самый успешный пример. У них миллион таких платных подписчиков. Но даже эта газета не смогла бы обеспечить свою работу и качественную журналистику только платной подпиской.
В интернете в три-пять раз меньше подписчиков, чем у бумажных медиа. Рассчитывайте, что из ваших преданных подписчиков к вам в интернете придет всего два процента…
Есть выход! Можно продавать не подписку, а отдельные статьи. Почему подписка не работает в интерне? Люди просто не хотят платить, как им кажется, ни за что. Подписка в сети противоречит логике интернета. Зачем покупать подписку на онлайн-журнал на полгода вперед? Это работает только для традиционных СМИ. Была преимущественная разница: подписка была дешевле, чем покупка газеты каждый раз. Если вам нужна была только одна статья, вы должны были покупать все равно весь выпуск.
Но в интернет все происходит иначе. Это среда для импульсивных действий и покупок. Здесь выгоднее продавать отдельные материалы. Очень немногие люди заходят на сайт, чтобы прочитать все, что там есть. Изначально в фокусе одна –две статьи, а потом вы можете читать сколько угодно. Основным объектом в интернете является не весь выпуск, а отдельные тексты.
Как заставить людей платить за контент? Одна голландская компания разбирает журналы на отдельные статьи. По сути, выходит информационный киоск. Читателю дается бонус в 5 евро, потом они платят по 20-30 центов за отдельные статьи. Секрет в том, что на своих сайтах эти журналы размещают совсем другие тексты! То есть люди покупают уникальный контент. У этой компании полмиллиона пользователей. Система работает.
Есть существенная разница между чтением бесплатных статей и тех, за которые ты заплати пускай и минимально. Если заплатил, не станешь кликать все подряд и попадаться в ловушки из-за завлекающих названий тестов. Вы становитесь более избирательными.
Если газеты начнут брать деньги за статьи, это может изменить качество медиа. Не нужно будет держать много людей, оставить только качественных авторов, чьи тексты будут покупаться читателями. Люди будут покупать имя.
Создавая платформу наноплатежей Webnalist, мы хотели сделать что-то гибкое и продавать не только статьи, но и аудио, музыку, фильмы. Все, у чего есть веб-адрес. Будущее не обязательно за крупными компаниями. Будущее за компаниями с классными идеями. И за отдельными авторами. Мы помогаем таким авторам зарабатывать нас своих статьях.
Наш ресурс – это реклама хороших статей, как прилавок в магазине. Кликая на название, ты попадаешь на сайт первоисточника. Наш проект построен на индивидуальных авторах. Они сильно не разбогатеют на продаже статей, но если умножить стоимость клика на количество читателей, которые заплатят, то получится заработок авторов газеты, которые выходят на бумаге.
Мы рассчитываем на успех и миллион подписчиков. Через несколько лет. Принцип такой же, как в голландской компании, о которой я рассказал. Мы дает каждому пользователю кредит в 4 злотых, после его растрачивания мы предоставляем платный доступ к статьям. Все просто. Если все пойдет хорошо, то мы будем действовать по принципу мобильных операторов. Оплата будет осуществляться через телефон: кликнул, заплатил и даже не заметил.
Пока зарегистрировано 500 аккаунтов, никто против не высказывается. В целом люди понимают, насколько разумно платить за то, что раньше было бесплатно. Ради качества. Пока что это эксперимент. Посмотрим, насколько успешно будут складываться наши отношения с авторами, издательствами и читателями
Я не уверен, что в этом будущее. Возможно, будущее в смешанных методах взимания оплаты с читателей. Плата за статью не должна сочетаться с рекламой. То есть: посмотри нашу рекламу, а потом заплати. Этого делать не стоит. Я ненавижу рекламу. Купил себе зимнюю резину, переобулся, уже весна скоро, а мне все суют зимние шины… Если реклама полезная и своевременная, то тогда можно ее комбинировать с платным контентом. Будущее – это своего рода комбинация разных способов платы за качественный контент в СМИ.
Ася ПОПЛАВСКАЯ
Оригинальный заголовок: Я не уверен, что у качественной журналистики есть будущее
Источник: Mediakritika.by
Похожие новости: Лекция Александра Беланова состоялась на Фестивале прессы в Крыму