12–13 ноября в Алуште проходит II Всероссийский форум региональных средств массовой информации «Траектория смысла». В его работе принимают участие около 300 журналистов и редакторов из разных субъектов федерации, а также представители государственных органов. В ходе пленарных заседаний, круглых столов и панельных дискуссий участники съезда решают самую актуальную для региональной журналистики проблему — как сделать провинциальные издания эффективными и конкурентоспособными.
На открытии форума представители власти говорили о том, как важно для правового государства иметь сильные и независимые газеты, интернет-издания и телеканалы. Вице-премьер Крыма, министр внутренней политики, информации и связи республики Дмитрий Полонский подчеркнул, что особенно важно поддерживать региональные СМИ, поскольку «они ближе всего к людям». Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин (в этот день он выполнял роль модератора на пленарных заседаниях) отметил, что подобные мероприятия как раз и направлены на решение этой задачи.
В первый день с трибуны форума звучали доклады о самых важных для региональных изданий проблемах. Главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин рассказывал, как превратить традиционную редакцию СМИ в мультимедийную. По его словам, это процесс болезненный, но неизбежный, поскольку печатные версии изданий постепенно отомрут, «это вопрос времени».
«Перестаньте думать о старушке, которая якобы читает вашу печатную версию. Этой старушки уже нет. Она давно умерла», — сказал Сунгоркин.
Генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Наталия Пискунова посоветовала региональным телекомпаниям не зацикливаться на эфирном вещании и не горевать о невозможности получить частоту. Будущее — за кабельным телевидением, мобильными приложениями и OTT-сервисами. Именно эти направления и нужно развивать.
Главный редактор телерадиокомпании «Крым» Вадим Первых рассказал, что региональные радиостанции обладают массой конкурентных преимуществ по сравнению с национальными сетями. Они передают местные новости и погоду, могут пригласить в эфир регионального чиновника и скорее откликнуться на информационные запросы аудитории. О применении в повседневной деятельности провинциальных СМИ некоторых инструментов, не требующих денежных затрат, рассказал Алексей Николов из RT. По его словам, журналисты должны активно пользоваться социальными сетями — искать там новости и привлекать аудиторию своими личными аккаунтами.
Заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати Геннадий Кудий поведал о государственной поддержке социально значимых проектов в СМИ. Помощь региональным изданиям с прошлого года выросла в 2,3 раза. Суммарный размер субсидий исчисляется сотнями миллионов рублей. По словам чиновника, государство готово помогать провинциальной прессе — от нее требуется лишь правильно и в срок оформлять заявки.
Говоря о проблемах региональных СМИ, представитель Роспечати напустился на депутатов Госдумы, предлагающих «вредные популистские законопроекты о запрете в СМИ рекламы всего соленого и сладкого» — это приведет к сокращению доходов прессы. Посетовал он и на стремительный рост цен на бумагу, а также поругал мэра Москвы Сергея Собянина, из-за которого исчезли киоски с прессой, отчего газеты стали менее доступны для читателей.
Происки законодателей недобрым словом помянул и президент Гильдии издателей печатной прессы Сергей Моисеев. По его словам, рекламный рынок и без «помощи» депутатов проседает по всем направлениям. Кроме того, старые СМИ закрываются, новые издания не регистрируются, типографии прекращают деятельность. Самая большая проблема, стоящая перед региональными изданиями в новых условиях — как балансировать между зарабатыванием денег и идеалами журналистики. Мол, переход на мультимедийность, погоня за привлекательностью для массового потребителя и ответ на требования рынка уводят издания от выполнения социальной функции. На это Алексей Волин резонно заметил: «Если ваше представление о прекрасном мешает вашему бизнесу, пожертвуйте прекрасным».
Заместитель генерального директора «Почты России» Инесса Галактионова затронула один из самых болезненных для печатной прессы вопросов — распространение по подписке. Она не согласилась с тезисом о скорой смерти печатного слова: 37 млн россиян живет на селе, где интернета чаще всего нет, поэтому читать прессу на гаджетах эти люди не могут. По словам Галактионовой, в текущем году впервые за пять лет объем подписки вырос — на 2%. Отчасти этому поспособствовало создание на базе «Почты России» собственного подписного агентства, отчасти — заморозка подписных тарифов на первое полугодие 2016 года. Представительница предприятия отметила, что «Почта России» берет на себя значительную часть расходов, связанных с подпиской. С учетом скидок для издателей и подписчиков поддержка подписки обходится почтовикам в 1 млрд рублей годового убытка.
В ответ на это Дмитрий Полонский заявил, что в росте объемов подписки не будет смысла, если не организовать эффективную систему доставки изданий читателям. В Крыму подписчики жалуются на постоянные задержки. Галактионова пообещала разобраться с этой проблемой, но отметила, что «Почта Крыма» к федеральному предприятию имеет весьма опосредованное отношение.
Подписной вопрос затронул и зампред правления Ассоциации распространителей печатной прессы Вячеслав Керов. Он объяснил руководителям региональных медиа, что при проведении подписной кампании нужно занимать проактивную роль, привлекать внимание публики к своей продукции всеми возможными способами, а не пассивно ждать, когда читатель придет на почту и сам подпишется.
Вообще, обсуждение подписки в таком ключе обрадовало многих участников форума: год назад, на прошлом форуме, все сошлись во мнении, что подписка неминуемо отомрет в ближайшее время. Теперь же она демонстрирует рост, и издатели вместе с почтовиками решают локальные проблемы и устраняют отдельные недоработки.
Выступления некоторых должностных лиц журналисты слушали вполуха, дожидаясь возможности задать волнующие их вопросы о непростых взаимоотношениях средств массовой информации и органов власти. Больше всего реплик пришлось по адресу представителя Роскомнадзора.
У начальника управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовой коммуникации Вадима Субботина спросили о том, почему региональные управления ведомства применяют репрессивные меры за пустячные нарушения. Например, за опоздание при отправке сигнального экземпляра издания в Москву на главных редакторов заводится административное дело. От непомерных штрафов маленькие СМИ закрываются десятками.
«Вы хотите добить нас окончательно, что ли?» — спросил представитель газеты «Красноярский рабочий». «Мы просто исполняем закон и делаем свою работу», — невозмутимо ответил чиновник. Он попросил региональных журналистов подготовить разработанные предложения по изменению действующих норм, а то работники прессы, мол, жалуются часто, но ничего конкретного не предлагают.
И выступающим, и слушателям постепенно стало ясно, что смысл всех докладов как-то сам собой свелся к общему знаменателю: бюджетная поддержка и другие преференции — это хорошо, но самостоятельную работу редакции они не заменят. Нужно рассчитывать на свои силы: если есть проект, который невозможно сделать без помощи государства, лучше этот проект не начинать. Алексей Волин, подводя промежуточные итоги форума, выразил эту мысль довольно афористично: «Если сидеть на попе ровно и ничего не делать, то проблемы не решатся».
«На первый план выходит вопрос производства качественного контента. Нужно отдавать себе отчет в следующем: если средство массовой информации способно делать то, что будет интересно потребителю, у него точно есть шанс выжить и развиваться. Проблемы доставки качественного контента нет — каналы найдутся. Существует лишь проблема его производства», — добавил замминистра позже, общаясь с журналистами в кулуарах форума.
Меснянко Антон
Источник: RegNews
Оригинальный заголовок: Дело рук самих утопающих
Похожие новости: Алексей Волин назвал главные факторы развития региональных СМИ