Журналист сообщила, что уже не первый год администрация Выборгского района проводит тендер, в котором у участвующих в торгах изданий заведомо практически нет шансов выиграть, поскольку главным условием тендеров является опубликование материалов в другом издании – официальном печатном органе МО – ООО «Газета Выборг», которая также участвует в конкурсе.
Главный редактор «Выборгских ведомостей» рассказала юристам центра, что в 2012 г. газета принимала участие в похожей закупке услуг по опубликованию информации в официальном органе печати МО «Выборгский район» и даже выиграла тендер. Однако исполнить условия контракта СМИ не смогло, поскольку официальное издание «Газета Выборг», где должны были публиковаться материалы, предложило редакции «Выборгских ведомостей» крайне невыгодные условия для размещения и отказалось их менять.
Сотрудники «Выборгских ведомостей» обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ленобласти с просьбой оценить правомерность проведения конкурса, если в нем принимает участие официальный печатный орган МО, который уже определен в муниципальном нормативном акте. По результатам проверки УФАС пришло к выводу, что конкуренция в таких условиях невозможна, а также пояснила, что МО должно было финансировать публикации в своем официальном органе печати с помощью выделения изданию субсидий, а не проводить для этого аукцион. В 2013 г. администрация муниципального образования скорректировала форму финансирования. После предписания ФАС муниципалитет начал выделять своей газете субсидии, но в этом году вернулся к прошлой практике оплаты услуг по информированию граждан о своей деятельности через проведение закупок.
Так, 20 октября 2015 г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Выборгского муниципального района на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке информации в газете «Выборг». Эксперты Центра проанализировали материалы закупки и выявили в конкурсной документации ряд нарушений.
Во-первых, по мнению экспертов, предмет закупки сформулирован слишком расплывчато. Согласно техзаданию, им является оказание услуг по подготовке информации в «Газете Выборг». Из этой формулировки невозможно определить, подготовку какого вида информации должен осуществлять победитель торгов. В соответствии с законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» это может быть как официальная, так и неофициальная информация о деятельности органа местного самоуправления. Не понимая цель торгов и то, какие обязательства на них будут возложены в случае победы в аукционе, СМИ вынуждены отказаться от участия в нем.
Интересно, что в этот раз единственным участником конкурса и соответственно его победителем стало ООО «Газета «Выборг» – редакция». При этом эксперты центра полагают, что предмет закупки все же предполагает подготовку к публикации официальной информации, поскольку в техзадании определен перечень возможных информационных поводов (закон, приказ, постановление, распоряжение и т.д.).
Во-вторых, эксперты Центра отмечают, что предмет закупки привязан к конкретному СМИ. Согласно закону о контрактной системе в сфере закупок в описание объекта закупки не должны включаться указания фирменных наименований, места происхождения товара или наименование производителя. При описании объекта закупки должны указываться функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки (например, тираж издания, его направленность), не позволяющие создавать при проведении торгов необоснованные преимущества для одного из участников. Однако заказчик в техзадании устанавливает, что предметом закупки является оказание услуг по подготовке информации в «Газете Выборг», создавая таким образом преимущественные условия для редакции данного издания.
В-третьих, по мнению экспертов центра, в ситуации, когда официальное издание муниципалитета прямо определено в соответствующем нормативном акте, неправильно осуществлять финансирование публикаций в этом издании посредством проведения торгов. Независимо от формулировок в конкурсной документации при проведении таких закупок будут создаваться преимущественные условия для редакции официального издания, которая принимает участие в аукционе.
В этой связи, подчеркивают эксперты ОНФ, оптимальной формой финансирования является предоставление субсидии. Исходя из общественно значимых функций, которые осуществляет официальное печатное издание, учредивший его орган местного самоуправления вправе оказывать финансовую поддержку данному СМИ. Такое финансирование не является дискриминацией других печатных изданий, поскольку основной целью деятельности официального СМИ является доведение до сведения жителей муниципального образования социально значимой информации.
«Если бы «Газета Выборг» не была официальным печатным изданием и муниципалитет путем торгов выбирал СМИ, которое будет публиковать его нормативные акты, то вопросов бы не возникло. Наоборот, такой конкурс позволил бы муниципальным СМИ побороться за дополнительный источник финансирования. Но в районе есть официальное издание – «Газета Выборг», и этот факт отражен в соответствующем законодательном акте, поэтому цель закупки, о которой нам сообщили журналисты, не вполне ясна. Чиновники проводят тендер на размещение информации о своей деятельности, при этом фактически в торгах участвует сама газета. Видимо, имеет место сокрытие истинной цели аукциона», – отметила руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ Наталья Костенко.
ОНФ обратится в муниципальное образование с просьбой разъяснить логику своей закупочной деятельности в данной сфере, а также в ФАС России с просьбой проверить соответствие конкурсной документации требованиям закона о контрактной системе и дать разъяснения относительно правомерности практики проведения торгов, предметом которых является оказание услуг по подготовке информации в официальном печатном издании, если такое издание уже определено в соответствующем муниципальном нормативном акте.
Источник: ОНФ
Оригинальный заголовок: ОНФ просит ФАС присматриваться к случаям ограничения конкуренции в тендерах на информосвещение органов власти
Похожие новости: С коррупцией могут бороться только независимые СМИ