Докладчик в своем выступлении затронул ряд актуальных проблем медиаотрасли. Он рассказал собравшимся о трех важнейших направлениях дохода издателей: продажи печатной и электронной версий издания, а также рекламы в газете или журнале. При этом выступающий подчеркнул, что в современных условиях для издательства важнейшей задачей остается симбиоз бумажных и цифровых версий издания, что позволит эффективно донести контент до любой читательской аудитории. При этом он отметил, что темпы роста доступности платного издательского контента в России на порядок ниже, чем в других развитых странах.
В продолжение Оськин А.В. обозначил для слушателей новые реалии рынка распространения печатной продукции России в кризисных для отрасли условиях. Он рассказал собравшимся, что за последние три года продажи газет и журналов в целом имели тенденцию к снижению, и падение продолжится на фоне падения доходов населения, роста цен на бумагу и тарифов на подписку. Докладчик сообщил, что в нашей стране, единственной из всех развитых стран, недостаточная система государственной поддержки прессы, в том числе и госсубсидий на доставку подписных изданий для населения. Также он рассказал о неуклонном сокращении точек продаж прессы: киосковых сетей со специализацией «печать», минимаркетов прессы, полок для продажи прессы в крупных сетевых магазинах. По сообщению докладчика на всю страну насчитывается не более 40,8 тыс. точек по продаже печатной продукции, не считая отделений связи Почты России. При этом, отметил Оськин А.В., во властных структурах отсутствует понимание того, что в условиях информационной войны, ведущейся против нашей страны, издательский контент, особенно ежедневная и еженедельная пресса, является важным каналом достоверных сведений для населения. В данный момент на государственном уровне закрепилось отношение к издательским домам не как к важнейшим помощникам в части сохранения информационной стабильности, а как к бизнесу, чей продукт должен выживать на общих рыночных условиях. В результате такого ошибочного отношении в России сохраняется ряд проблем издательской, распространительской и полиграфической отраслях.
При этом для того чтобы сохранить медиаотрасль, издателям и распространителям необходимо самим, руководствуясь зарубежным опытом, бороться за сохранение и увеличение количества точек продаж прессы, государственную поддержку отрасли, развитие мультиформатности объектов по продаже печатной продукции и популяризацию подписки.
В заключение лекции Оськин А.В. подарил каждому из собравшихся студентов по экземпляру книги о состоянии и развитии медиаотрасли в России и за рубежом, написанной им в соавторстве с Д.В.Мартыновым, Президентом Ассоциации распространителей печатной продукции.
Лекция вызвала большой интерес у студентов. Смирнова О.В., заместитель декана по дополнительному образованию и магистратуре, заведующая кафедрой периодической печати, пригласила спикера в начале 2016 года вступить на кафедре факультета журналистики МГУ перед профессорско-преподавательским составом с докладом об актуальных проблемах медиаотрасли и итоговых показателях за 2015 год.
Пресс-служба АРПП