Из-за срыва сроков установки новых киосков печати страдают москвичи и издатели, — Андрей Авдонин, «Мир новостей»

Продолжая следить за ситуацией вокруг установки новых газетных киосков в Москве, PlanetaSMI.RU не раз публиковала мнения распространителей. Перечисляя возникшие в связи с реформированием рынка проблемы, продавцы прессы уже не раз говорили: из-за несоблюдения сроков установки и подключения новых НТО они вынуждены снижать заказы тиражей печатных СМИ, что самым негативным образом сказывается на издателях.

Как на самом деле реагируют на изменения на рынке распространения печатных СМИ издательские дома? Сегодня происходящие в отрасли процессы главный редактор PlanetaSMI.RU Евгения Трушина обсудила с генеральным директором ИД «Мир новостей» Андреем Авдониным.

— Андрей Валерьевич, сейчас в Москве полным ходом идет реформирование системы киосковых продаж прессы. Все киоски отныне будут принадлежать Казенному предприятию «Мосгорпечать», а операторам рынка они будут сдаваться в аренду. Вы наверняка наблюдаете за процессом… Как вы оцениваете инициативу властей города?

— Как издателя меня реформа обрадует только тогда, когда вырастут тиражи, и количество точек продаж увеличится. Пресса — импульсная покупка, и чем больше точек, тем больше шансов того, что тираж будет раскуплен. К сожалению, реформа, может быть, задумывалась и хорошо, но исполнение ее пока хромает. Дело в том, что сначала в центральной части города были снесены все киоски, и только потом началась установка новых. В итоге, по последним данным, в ЦАО было снесено порядка 120 киосков, а работает сейчас только 15. Как меня может радовать уменьшение точек продажи в центре города? Конечно, нет! Ситуация осложняет жизнь нам, издателям, — у нас падают тиражи, распространители несут убытки, начинают хуже платить по обязательствам… Проданные распространителями тиражи они не могут полностью оплатить, так как инфраструктурные затраты у них возросли и им не хватает оборотных средств. Так что исполнение реформы меня не радует. Хотелось бы, чтобы власти учли многочисленные замечания членов отраслевых союзов, издателей и распространителей, и внесли коррективы в процесс реализации реформы.

— Вы сами видели новые киоски? Они вам понравились?

— Понравились или не понравились — это мое сугубо субъективное мнение. Другой вопрос: удобны ли они для продаж прессы. Я слышал мнение продавцов, которые утверждают, что новые киоски не учитывают всех нюансов, связанных как с особенностями торговли прессой, так и с климатическими особенностями. Наверное, при реализации реформы за основу надо было все же брать уже хорошо зарекомендовавшие себя типы киосков, которые буквально десятилетиями выкристаллизовывались именно для Москвы: под ее климат, под ее ассортимент. К сожалению, этот многолетний опыт не был учтен в полной мере, поэтому доля истины в словах распространителей о том, что новые киоски не совсем отвечают стандартам Москвы по продажам прессы, есть.

— Как рассказывают профессиональные распространители, по итогам первых трех конкурсов на право торговли в газетных киосках более 40% НТО «печать» перешло в управление непрофессиональным игрокам, ранее никогда не работавшим с периодикой. Опасно ли для издательского рынка такое вымывание профи? Или в продажах прессы ничего сложного нет, и с этой задачей в принципе может справиться любой?

— Я бы сказал так: любая профессиональная деятельность несет в себе много специфических особенностей. Ведь не зря же люди профессии учатся. Нельзя прийти в новое для себя дело и тут же стать ассом. Естественно, эти новые игроки столичного рынка когда-нибудь научатся торговать прессой; как это всегда происходит, в процессе учебы кто-то из них отсеется, кто-то не сможет учесть все нюансы и будет торговать не так активно, как опытные операторы… Не забывайте, что профессиональные игроки рынка, крупные сети, очень большое внимание уделяли и уделяют обучению персонала, в первую очередь киоскеров. Их учат делать так, чтобы и киоск, и сеть, и издатель могли зарабатывать на таком низкомаржинальном продукте как пресса.

К слову, общеизвестно, что сети с небольшим количеством киосков практически нерентабельны. Подсчитано, что минимальное количество киосков, при котором сеть может нормально работать в безубыточном режиме, должно быть не менее 50 — только так она может покрывать все инфраструктурные затраты при невысокой рентабельности торговли прессой. Поэтому я думаю, что новички на этом рынке просто не выживут, и это будет очередным ударом по издателям, потому что реально торгующих точек опять станет мало, и тиражи упадут.

— Что касается «Мира новостей» — какой тираж издания приходится на московскую киосковую розницу?

— Если говорить только про Москву, то, естественно, больше 50%, так как подписка тут не пользуется спросом. Остальной московский тираж делится между «ручниками» и супермаркетами.

— Про тираж я спросила не просто так. Мы недавно опрашивали крупнейших распространителей, которые говорили, что у многих новые киоски еще не поставлены, а у кого поставлены — не подключены. В результате сети вынуждены сильно сокращать заказы тиражей. Ваше  издательство прочувствовало на себе это скукоживание рынка?

— Тираж «Мира новостей» продается по всей стране и по разным каналам. Тем не менее, что касается Москвы, то мы чувствуем сокращение продаж тиража через киоски. Более того, в редакцию постоянно поступают жалобы от покупателей, которые теперь не могут так же легко, как и раньше, купить газету. Нас это очень огорчает. Самой пострадавшей стороной в итоге оказались простые москвичи: теперь любимое издание покупают только самые настойчивые из них, готовые искать по улицам газетный киоск. Остальные же лишились такой возможности, потому что киоски ликвидируются как класс. При этом удивительно другое… Президент В.В.Путин в своих выступлениях постоянно делает упор на необходимость поддержки чтения, образования, книг, прессы. И если глава государства дает такие распоряжения, то хотелось бы чтобы и чиновники на местах это понимали и поддерживали. Если человек не может купить газету по дороге на работу, он не пойдет искать по району один единственный оставшийся киоск. Сегодня московские розничные тиражи падают даже у лакшери-журналов, которые всегда пользовались устойчивым спросом. Это означает, что их покупатели просто лишились мест покупки, ведь не у всех хватает сил и времени бегать за журналом по улицам. Если мы раньше знали, что на каждом углу стоит торговый объект, продающий газеты, то автоматически, что называется по пути, совершали покупку. А если его вдруг не стало —  то и ладно, газета не хлеб — переживем. Для ежедневной прессы такая неопределенная ситуация на рынке киосковых продаж — просто убийственна. Да и еженедельникам это несет экономический ущерб, хотя и не смертельный, но довольно ощутимый.

Ольга Куликова

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие новости: Москвичи обсуждают внешний вид новых киосков