Кардинальных изменений в структуре сбыта печатной продукции в России за последний год не наблюдалось. Здесь превалируют те же тенденции: сокращается количество специализированных киосков и павильонов прессы, как по экономическим причинам, так и по административным; доля сетей FMCG в структуре продаж прессы растет (за три года сегмент вырос в рублевом выражении на 16%).
На Западе мы видим крайне негативную ситуацию. На Конгрессе американских издателей и дистрибуторов отмечалось, что прессу в супермаркетах смещают на более неудобные места, размеры полочного пространства уменьшаются, что приводит к дополнительному падению тиражей. Издатели, в свою очередь, не знают, как противостоять столь неблагоприятной тенденции. Несмотря на то что в России указанный процесс еще не столь очевиден, однако уже сейчас, придя в магазин, можно увидеть сокращение полочного пространства под прессу. Эта тенденция, наряду с закрытием и смещением с основных пассажиропотоков киосков прессы, приводит к крайне неблагоприятным последствиям. Периодика, как известно, товар импульсного спроса, и активно продается она только в местах с максимально высоким трафиком. Где больше людей — там и выше продажи. Также сократился по выручке сегмент лотков и пресс-стендов по причине ликвидации почти половины точек «ручников» в Москве.
Действующая система распространения печатной продукции в России не позволяет полностью удовлетворить спрос населения на прессу: не хватает торговых объектов, а те, что есть, имеют плохое месторасположение. Для розницы самым важным фактором, как писал один американский маркетолог, является место, место и еще раз место. Если отодвинуть киоск от входа в метро хотя бы на 50 метров, то продажи упадут в два раза. Люди не хотят отклоняться от маршрута лишь для того, чтобы купить издание.
Когда некоторое время назад президент страны Владимир Владимирович Путина указал не необходимость поддержки малого и среднего бизнеса, эксперты нашего рынка при участии АРПП разработали «Концепцию развития рынка распространения периодического продукции города Москвы до 2020 года», реализация которой позволила бы увеличить объем розничного столичного рынка прессы в 2-2,5 раза. При исполнении принципов, заложенных в данном документе, была бы возможность увеличить количество объектов по продажам прессы почти в два раза (+77%), повысив их количество до более чем 8 тыс. Главная цель концепции ― снятие административных барьеров при размещении нестационарных торговых объектов «Пресса» в зонах высокого трафика.
Концепцию развития рынка распространения поддержали федеральные органы, в том числе Министерство связи, Министерство промышленности и торговли, Государственная дума. Несмотря на то, что Москва поддержала заложенные в документе принципы, руководство города, тем не менее, пошло своим путем…
В настоящее время только 15% киосков прессы, расположенных в Москве, находятся в зоне высокого трафика. Принятие концепции как основы развития системы продаж прессы, уже к 2020 году дислокациям объектов реализации была бы кардинально изменены в сторону их размещения преимущественно в местах высокого трафика, прежде всего — в непосредственной близости от станций метрополитена.
В этом отношении показателен опыт Великобритании, где 42% объектов продаж прессы расположено в зонах высокого трафика, что и обеспечивает успешность продаж издательских продуктов. Торговые точки с прессой в Великобритании наиболее часто размещаются на железнодорожных и транспортных узлах.
Дмитрий Мартынов
Источник: d-martynov.livejournal.com
Похожие новости: Из-за срыва сроков установки новых киосков печати страдают москвичи и издатели, — Андрей Авдонин, «Мир новостей»