Об этом он заявил, выступая 26 ноября с.г. на медиаконференции «Состояние, проблемы и перспективы развития рынка российской периодической печати». PlanetaSMI.RU публикует основные тезисы его выступления.
***
Шод Муладжанов,
главный редактор газеты «Московская правда»:
— Времена, которые сейчас переживает печатная отрасль, самые сложные за последнее время. Никакие предыдущие кризисы не били по издателям так же сильно, как нынешний, поскольку он совпал с тем периодом жизни нашей страны, который я бы назвал торжеством исполнительной власти. К сожалению, сейчас у нас в стране нет не только четвертой, но и третьей, и второй власти. Власть у нас сейчас только одна.
К сожалению, в стране, где нет свободных от влияния власти денег, не может быть и свободной прессы, поскольку общественно-политическая печать жестко зависит от наличия денег в обороте. Сделать общественно-политическую газету прибыльной при нынешних условиях и возможностях сегодня не реально. Есть, конечно, и какие-то субсидии, и поддержка районных изданий... Но те, кто занимается выпуском крупных газет, понимают, насколько эти суммы несерьезны. Понятно, что решить вопрос о сохранении десятков тысяч российских изданий с помощью таких субсидий невозможно. Да, региональные власти тратят много денег на поддержку СМИ. Но давайте говорить прямо: именно эта практика и привела к тому, что мы имеем сегодня.
«Московская правда» — одна из немногих частных газет в России. Как это не удивительно, она по-прежнему принадлежит редакционному коллективу. Никаких внешних владельцев у нее нет. Быть независимым СМИ в России с одной стороны замечательно, но с другой ужасно, потому что мы вынуждены жить только на те деньги, которые зарабатываем сами. А заработать в нашей стране очень сложно, особенно сейчас, после недавнего вступления в силу множества законов, ограничивающих рекламу.
Реклама всегда была основным источником дохода российской прессы. Ведь с подпиской в России дела обстоят плохо, а что касается розницы, то до каких-то пор это действительно был более-менее заметный источник дохода, но сегодня в структуре издательских доходов доходы от реализации розничных тиражей малозаметны. С этим связана в том числе и инертность издательских домов по отношению к ситуации на рынке розничного распространения… Все это очень плохо, потому что именно доходы от рекламы и розничных продаж должны быть основным источником получения прибыли для издателя. В результате, подавляющее число изданий общественно-политического характера в России содержится за счет других источников дохода. В случае с «Московской правдой» — это, прежде всего, реклама и издательские проекты так или иначе связанные с бюджетными и не бюджетными деньгами. Повторю: отсутствие свободных денег приводит к тому, что издатели вынуждены постоянно искать какие-то отдельные проекты, которые не связанны напрямую с развитием выпускаемой ими газеты.
Для сохранения системы распространения печатной продукции в России нужны усилия нескольких сторон. Со стороны рынка распространения прессы такие усилия активно предпринимает Ассоциация распространителей печатной продукции; усилия со стороны издателей, к сожалению, не так велики по целому ряду причин, в том числе и субъективных. Я считаю, что положение, которое сегодня занимает Союз журналистов России и Союз журналистов Москвы не достойно той четвертой власти, о которой мы говорим время от времени. Эти союзы превратились в органы утопии власти. Они выступают с политическими заявлениями, участвуют в каких-то акциях, но того влияния, которое они когда-то оказывали власть на, сейчас уже нет.
Я был не так давно на очередном съезде Союза журналистов России, и обратил внимание: на нем не присутствовал ни один представитель власти. Да и на съезде Союза журналистов Москвы уровень участия представителей власти был так же низок. Все это печально, потому что раньше на съезды приезжали представители высших властных органов. И пусть они были только «свадебными генералами», но они хотя бы тем самым демонстрировали свое отношение к прессе. Сейчас же они свое отношение показывают тем, что даже не думают, как выполнить недавние указания президента о поддержке прессы. Обратите внимание: ни одно из них за последний год так и не было выполнено. А последние льготы для издателей кончились еще в прошлом году, когда редакции потеряли право на льготную аренду помещений. На сегодняшний момент мы вообще никаких льгот не имеем — ни как субъект малого и среднего бизнеса, ни как издательство общественно-политической газеты. Думаю, что и в будущем льгот мы иметь не будем… Все разговоры вокруг прессы сегодня ведутся исключительно в гуманитарном плане: власти удобно иметь прессу, прямо заинтересованную в субсидиях и дотациях, то есть в деньгах, которые падают с ее барского плеча.
Пока пресса находится в таком положении, к сожалению, интерес к ней со стороны покупателей расти не будет. Тем более что действительно свободной информации в Интернете гораздо больше, чем в печати. Это реалистический процесс, и мы вынуждены к нему приспосабливаться. «Московская правда», безусловно, как и все крупные издательские дома создает свои проекты в Сети — уже запущены интернет-радио и видеоканал. В наших ближайших планах их активное развитие и пропаганда. Мы вынуждены выходить в Интернет не потому, что не хотим делать бумажную прессу, а потому что вся ситуация требует либо этого, либо объединения усилий на рынке.
Без объединения усилий издателей и распространителей положение в отрасли печатной прессы не исправить. В отрыве от этого объединения говорить о расширении киосковых сетей, об их модернизации бессмысленно — без роста популярности, авторитета и влиятельности печатной прессы ничего не сдвинется в лучшую сторону.
Нам необходимо вернуться к существовавшей ранее практике объединения, в том числе для создания совместных структур и усиления давления на власть. Но только лишь силами находящейся в сложном положении печати этот вопрос не решить. Ни один из появившихся на российском рынке за последние 15 лет издательских проектов в сфере общественно-политической прессы действительно успешным назвать нельзя. За это время, к сожалению, пресса пришла лишь к положению униженного и оскорбленного. Поэтому еще раз призываю все заинтересованные стороны, всех участников рынка к совместным шагам, которые помогут вывести прессу из этого положения.
Ольга Куликова
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие новости: Муладжанов предлагает создать фонды поддержки работников СМИ