Эксперт представила подробный анализ изменения российского законодательства в области СМИ и передачи контента, а также рассказала об изменениях в двух важнейших для издателей медиаобластях: подписке и рекламе.
***
Татьяна Попова,
исполнительный директор Ассоциации независимых региональных издателей:
— Сегодня издательский рынок России находится не в самом лучшем положении.
Законодательство
В правовой сфере усилился контроль за контентом и финансированием СМИ. Введены законодательные ограничения в отношении субъектов распространения информации: блогеров, провайдеров, операторов связи. Теперь у них появились обязанности. Так, провайдеров и операторов обязали полгода хранить информацию обо всех изменениях на сайтах клиента (согласно ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»). Если информация была опубликована и удалена так, что кто-то ее видел, но сделать скриншот не успел, теперь запросить ее для предоставления в суд в качестве доказательства по уголовному делу могут у провайдера. И провайдер обязан предоставить ее по требованию правоохранительных органов под угрозой штрафа в размере 500 тыс. рублей. Кроме того, на него теперь возложена обязанность досудебной блокировки сайта по требованию прокуратуры и Роскомнадзора.
Впервые в России введен контроль за контентом, в котором дается оценка политическим и общественным событиям: введена ответственность за оскорбление чувств верующих, сепаратизм и др. Введен запрет на публичное демонстрирование символик организаций, сотрудничавших с фашистами и отрицавшими итоги Нюрнбергского трибунала. (Были внесены изменения в статью 20.3 КоАП «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами» и в закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов», таким образом под запрет попадает распространение в СМИ «публичной символики любых организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными по приговору Нюрнбергского трибунала или отрицающих факты и выводы, установленные этим приговором, а также приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Нюрнбергского трибунала либо вынесенными в период ВОВ»).
Перечень организаций разрабатывает Правительство РФ. Новая статья уголовного кодекса «сепаратизм» предусматривает ответственность до четырех лет лишения свободы. СМИ не может призвать к нарушению территориальной целостности Российской Федерации, и ключевым при этом является слово «призыв».
Законопроект, обязывающий отчитываться об иностранном финансировании, принят Государственной думой в первом чтении 20 ноября. Поправки в закон «О СМИ» и в КоАП предусматривают обязательное уведомление Роскомнадзора, о том, что СМИ финансируются из-за рубежа. Уведомление должно быть выполнено в течении 30 дней с момента получения финансирования. Если СМИ не выполнит данные требования, ему грозит штраф равный сумме полученных средств. Штраф для руководителей или издателей составляет 30-50 тыс. рублей. В случае неоднократного нарушения закона СМИ может грозить закрытие. Законопроект уже подвергли критике ведущие СМИ России в том числе «Коммерсантъ», «Ведомости», а также Союз журналистов России, Совет по правам человека и другие общественный организации.
В качестве законопроекта обсуждается закон о защите детей от информации, которая может нанести вред их развитию и здоровью. Формулировки вызывают беспокойство: проект предлагает наказывать СМИ, в том числе за распространение информации, отрицающей или искажающей патриотизм. Возникает вопрос: кто и как будет это оценивать? И что значит «искажающий» и «отрицающий»? Кроме того, в публичном пространстве обсуждаются поправки в закон «О СМИ», предусматривающее закрепление профиля и специализации изданий, и обязывающий журналистов работать исключительно в заявленном тематическом формате.
Рекламный рынок
По данным Ассоциации коммуникативных агентств России, представленным на Рекламном форуме АНРИ, объем рекламного рынка в нашей стране в первом полугодии 2015 г. уменьшился на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий тренд на снижение не коснулся лишь медийных интернет-проектов, которые в кризис, наоборот, увеличили рекламный бюджет.
Самым нестабильным сегментом оказалась реклама в печатных СМИ. Ее объем сократился на 11% по итогам 2014 г. По итогам девяти месяцев 2015 г. падение объема рекламы произошло во всех типах печатных изданий. В целом издания заработали на рекламе на 32% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В период с начала 2012 г. по первое полугодие 2015 г. количество зарегистрированных в России газет и журналов сократилось более чем на 3 тыс. экземпляров.
По данным медиаконсультантов, количество торговых марок, продвигающих товары или услуги на российском медиарынке, сократилось почти на 10%. Доходы печатных СМИ упали на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Существует стойкий тренд ухода рекламодателей из прессы. А те, кто остается, выбирают лидеров. На фоне борьбы СМИ за выживание появляются рынки с неуправляемым демпингом, и в целом происходит возврат к нецивилизованному рынку с откатами, бартером и серыми схемами.
Распространение
В начале года отрасль печатной прессы пережила тяжелый кризис. Предпосылки к которому были созданы в 2013-2014 гг. в результате отказа правительства от субсидирования доставки печатной прессы подписчикам. А так же категорическим нежеланием руководства «Почты России» выполнять эту важную социальную функцию в дальнейшем. В результате подписная цена на издания увеличилась (рост в различных регионах составил 25-50%). Это повлекло массовый отток подписчиков и катастрофическое падение тиражей.
В этом году опять произошел рост тарифов на доставку тиражей населению. Он связан с тем, что с 1 января 2015 г. в РФ на 15% выросли тарифы на магистральные перевозки, а так же с повышением стоимости услуг «Почты России». Региональные издательские дома, которые входят в наш альянс, потеряли до 40% тиражей в связи с повышением в начале 2015 г. тарифов «Почтой России».
СМИ пытаются выжить, ища новые способы продвижения подписки среди читателей. В условиях, когда государство перестало субсидировать подписку, особая роль возложена на «Почту России». Вопрос подписки теперь стал вопросом взаимодействия предприятия с региональными СМИ. По данным почты в подписную декаду с 15-25 октября этого года во всех почтовых отделениях страны было оформлено более 2 млн. 200 тыс. подписок, что на 650 тыс. больше, чем за аналогичную декаду прошлого года. На центральные издания в этом году оформлено более 1 млн. подписок; 730 тыс. пришлось на районные и 425 тыс. на республиканские, областные и краевые СМИ. По оценке Минкомсвязи России, рост подписки является результатом системы льгот и взаимодействия «Почты России» с региональными СМИ. На поддержку подписных компаний в этом году почтой было направлено более 1 млрд. рублей.
В этих условиях представляется целесообразным перенести функцию по доставке прессы населению на существующие розничные киосковые сети. Через них уже сегодня реализуется около 60% всех печатных тиражей по стране.
Механизмы поддержки
Государство не оставляет печать без поддержки. Большую роль в этом процессе сыграло ФАПМК (Роспечать) — именно оно в этом году активно поддержало отрасль. Приоритеты гранатовой поддержки региональных и местных СМИ, которые были реализованы ФАПМК, определены поручением Президента России, данными в рамках медиафорума «Правда и справедливость», который прошел в Санкт-Петербурге.
На получение поддержки могут претендовать те печатные СМИ, на страницах которых публикуются статьи по социально значимым темам. Нормативная база, регулирующая подачу заявки на получение субсидий, размещена на сайте Роспечати в разделе «Госуслуги». Документ предоставления государственной поддержки периодическим печатным СМИ в 2015 г. предусматривает более 20 приоритетных направлений, в рамках которых СМИ может разработать социально значимый проект: развитие инноваций, патриотическое и экологическое воспитание, борьба с коррупцией, реформа ЖКХ, здоровый образ жизни, борьба с наркоманией, Год литературы и др. Среди критериев отбора проектов: актуальность проблемы, масштабность проекта, его оригинальность и целостность, востребованность широким кругом читателей. Учитывается также и тираж издания.
От лица членов АНРИ хочу особо отметить: все те из них, кто обратился в ФАПМК и представил интересные проекты, получили поддержку.
Что дальше?
Самым главной проблемой нашей отрасли сегодня является ее разобщенность. А выиграть мы сможем только тогда, когда объединимся. Мы об этом часто говорим на отраслевых совещаниях, но до дела так и не доходит...
Что же касается вопроса «как дальше жить издателям?», то, конечно же, им нужно развивать новые медиа, осваивать новые модели, создавать интересный контент, искать новые форматы рекламы и способы распространения тиражей.
Ольга Куликова
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие новости: АНРИ выступил в защиту брянской газеты «Курьер. Среда. Бердск»