«Киосковая сеть — проводник между печатными изданиями и читателем», — Наталья Демьянова, Управление по делам печати Липецкой области

Согласно недавно представленным Ассоциацией распространителей печатной продукции рейтингам, Липецкая область бьет все рекорда по стране в части развития системы киосковых продаж прессы.

Во-первых, область вошла в топ-10 регионов, жители которых наилучшим образом обеспечены специализированными объектами прессы (см. «Рейтинг регионов РФ по обеспеченности киосками прессы — 2015 год»). А во-вторых, глава администрации Липецкой области Олег Королев отмечен отраслевым сообществом как самый лучший в России руководитель субъекта РФ по отношению к системе распространения печатных СМИ (см. «Рейтинг руководителей субъектов РФ по отношению к системе распространения печатных СМИ»). Поэтому не удивительно, что выступления начальника Управления по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области Натальи Демьянова на состоявшейся 26 ноября конференции «Состояние, проблемы и перспективы развития рынка российской периодической печати»ждали с особым нетерпением. Эксперт не обманула ожиданий и подробно рассказала об опыте сохранения и развития печатной продукции в Липецкой области.

***

Наталья Демьянова,

начальник Управления по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области:

— Наша область смогла сохранить одну из самых крупных киосковых сетей по торговле прессой в России. Сегодня у нас 176 киосков сети «Роспечать», из которых 99 находятся в самом Липецке, 77 — в населенных пунктах области.

Все киоски размещены в местах высокой проходимости, имеют единое оформление, единую выкладку прессы и сопутствующих товаров. Это очень удобно для покупателя: он может легко найти нужное издание, поскольку во всех киосках сети оно лежит на одном и том же месте.

Киоски оборудованы кондиционерами и обогревателями. Торговая площадь киосков — от 9 кв.м. до 20 кв. м.

В сети работает 346 киоскеров. Большинство из них — это бывшие учителя и работники культуры.

В «Роспечати» Липецкой области работе с кадрами уделяется первостепенное внимание, ведь у каждого читателя свои предпочтения. Киоскер должен знать их и всегда предлагать читателю то, за чем он обратился в киоск.

Ассортимент прессы в киосках — от 600 до 900 наименований в зависимости от их площади. При этом пресса — не сопутствующий товар, она составляет в киосках «Роспечати» 80% ассортимента.

Зарплата киоскера зависит от выручки киоска, и колеблется от 9 до 24 тыс. руб.

«Роспечать» Липецкой области имеет крупный автомобильный парк. Доставка печати осуществляется два раза в день по городу Липецку и один раз в день в районы области. Всем автомобилям «Роспечати» предоставлено разрешение на беспрепятственный проезд и разгрузку печатной продукции к киоскам прессы, что очень важно по причине иногда возникающих транспортных коллапсов.

В начале декабре 2015 г. в Липецке планируется открытие первого в Черноземье мультимедийного павильона общей площадью 32 кв.м. Стоимость его изготовления — более 1 млн. руб. Останавливаться на открытии только одного подобного торгового объекта мы не собираемся, в планах на 2016 г. — еще один такой же павильон.

Как удалось сохранить «Роспечать» вопреки общероссийской тенденции массового разорения и закрытия киосков прессы?

Торговля газетами и журналами во всем мире является низкорентабельными бизнесом, который выживает и способен покрывать свои затраты на транспорт, экспедиционно-логистические функции, менеджмент и зарплату киоскеров только при наличии больших объемов продаж. А для этого нужны крупные, разветвленные киосковые сети.

По расчетам экономистов, положительный финансовый результат наступает у сети, имеющей не менее 100 газетных киосков. При их меньшем количестве сеть, за редким исключением, является либо убыточной, либо работает по «черным» схемам, уклоняясь от налогов.

С введением в России института упрощенной системы налогообложения, подавляющее большинство крупных и средних сетей дистрибуции прессы раздробились на мелкие и перешли на уплату единого налога на вмененный доход. Но даже упрощенная система налогообложения, то есть значительное послабление по налогам, не спасло мелкие сети от разорения. Чтобы выжить киоски сначала пытались торговать всем, чем только можно, а в результате и вовсе стали закрываться. В большинстве регионов этот процесс подталкивался неоправданным административным давлением на киоски прессы.

Липецкая область пошла по другому пути. Руководство области всегда поддерживало и поддерживает свою крупную киосковую сеть «Роспечать». Эта поддержка со стороны власти иногда выражалась в том, что «Роспечати» просто не мешали работать и не вводили новаций, в результате которых киоскам пришлось бы менять расположение, уходя с привычных для покупателей мест. То есть на «Роспечать» не давили административно. Наоборот — поддерживали, исходя из возможностей региональной власти.

Как поддержать киоски прессы?

В первую очередь, и сегодня мы можем сказать это твердо, арендная плата за землю под киосками прессы в Липецкой области одна из самых низких в России — 2-8 руб. за кв.м. в районах, и 12 руб. за кв. м. в областном центре.

Были внесены изменения в региональный нормативный акт о продлении срока действия договора аренды земли под киосками прессы до пяти лет.

Кроме того, в этом году Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области разработало региональную программу предоставления субсидий юридическим лицам на компенсацию части затрат, связанных с организацией розничного распространения печатной продукции в муниципальных районах Липецкой области. Программа рассчитана на 2015-2020 гг., то есть уже с этого года мы начали выдавать субсидию «Роспечати» по покрытие части издержек при организации торговли прессой в районах области. Из бюджета Липецкой области на эти цели выделяется по 3 млн. руб. в год, и первые траншы уже поступили в «Роспечать».

Пока мы всеми силами, и благодаря героическим, без всякой иронии, усилиям генерального директора «Роспечати» Липецкой области Валентины Ефимовны Полуказаковой, стараемся удержать ситуацию и сохранить единую, крупную киосковую сеть с широким ассортиментом печатной продукции. Трудностей, конечно, возникает много, а полномочия региона ограничены…

Понимая это, три года назад мы приступили к разработке федеральной законодательной инициативы о налоговых послаблениях для крупных киосковых сетей прессы, находящихся на общей системе налогообложения. Разработанный нами законопроект предлагает ввести ряд налоговых льгот для периодических печатных изданий, а именно:

1.снизить налоговую ставку НДС с 18% до 5% при реализации периодических печатных изданий;

2.разрешить редакциям СМИ включать в состав затрат расходы на нереализованную часть газетно-журнальной продукции в размере 20% списания (а не 10% как сейчас);

3.применять пониженные тарифы страховых взносов (26%) для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих распространение периодических печатных изданий.

Мы разработали эту инициативу, но так и не внесли ее в Госдуму. Дело в том, что когда два года назад мы начинали ее разрабатывать, в России еще сохранилось три крупных киосковых сети, находящихся на общей системе налогообложения: в Липецке, Твери и Болгороде. А через четыре месяца, когда мы завершили работу над законодательной инициативой, липецкая сеть осталась единственной на всю страну. Менять законодательство ради одного региона никто не станет…

Получается замкнутый круг: мелкие киосковые сети в России разоряются, выжить могут только крупные, но государство их не поддерживает, потому что их практически не осталось.

Выход из ситуации, как нам видится, только один — задать вектор федеральной политики на поддержку крупных киосковых сетей, находящихся на общей системе налогообложения.

Если мы говорим о том, что печатная пресса должна жить, то без хорошо развитой системы розничного распространения ей не обойтись. Киоски газет и журналов должны быть на каждом шагу. Они должны быть удобные, красивые, привлекающие внимание, и размещенные в шаговой доступности.

Наш регион готов в этом помочь. У нас готова вышеупомянутая законодательная инициатива о налоговых послаблениях для бизнеса дистрибуции прессы. От этого выиграют все, не только издатели и распространители прессы, но и федеральный бюджет: несмотря на налоговые послабления, он будет только в прибыли. Ведь известно, что сейчас мелкие сети работают «в тени», не платя в бюджет практически ничего. А наша «Роспечать» направляет в областной бюджет десятки миллионов рублей. В выигрыше при таком векторе федеральной политики будет вся отрасль, потому что пресса должны быть в шаговой доступности от читателя.

Но помимо экономических и законотворческих вопросов мы в Липецкой области системно работаем еще в одном направлении — пропагандируем чтение в молодежной среде.

Пропаганда чтения

Чтобы иметь читателя завтра, прививать любовь к чтению нужно уже сегодня. А современная молодежь читает катастрофически мало.

Однако как подчеркнул Президент РФ Владимир Путин на Российском литературном форуме в 2013 году, если снижение интереса к чтению — мировой тренд, это не значит, что Россия должна ему следовать.

С 2012 г. в нашей области проводятся полномасштабные pr-кампании под общим названием «Люди Ч». Разрабатывая концепцию первой компании в 2012 году, мы провели социологическое исследование среди молодежи. И выяснили, что процент читающей у нас выше, чем средний по России. 87% липецких старшеклассников признались, что любят читать художественные книги.

Но был и настораживающий момент.

С одной стороны на вопрос «Как Вы относитесь к людям, читающим книги?» 82% респондентов ответили положительно — т.е. к читающим они относятся хорошо; при этом на вопрос «Как ваши сверстники относятся к читающим?», положительный вариант ответа выбрали только 52% опрошенных. По мнению социологов, такое расхождение в цифрах говорит о том, что в молодежной среде читать становится не модно и не престижно.

И мы начали pr-кампанию по всем законам жанра: запустили ролики на радио и ТВ, повесили баннеры наружной рекламы. И здесь нам помогла «Роспечать»: по нашим макетам она изготовила баннеры, и разместила их на своих 33 киосках.

Слоган кампании был такой: «Липецк — самый читающий среди молодежи». Небольшое преувеличение, конечно, но заманивать к чтению решили пряником. И запустили серию промо-мероприятий. Главным среди них стала кампания «Книгофонд»: направили письма известным политикам, бизнесменам, писателям, журналистам, работникам культуры, образования и здравоохранения, с просьбой поделиться с молодежью той книгой, которая сыграла в их жизни важную роль. Потом эти книги с дарственными надписями раздавали в школах и вузах. Обладатели книг с дарственными надписями губернатора и депутатов попали в объективы телекамер.

Проводили партизанские промо-акции, когда красивые девушки читали в торговых центрах и молодежных кафе книги, демонстрируя таким образом привычку к чтению как к модному занятию.

В 2013 г. запустили акцию «Буксерфинг»: в школах установили стойки и поставили на них книги, купленные на спонсорские средства. Ребятам предложили: берите, читайте, приносите и поставьте на полку свою любимую книгу.

В 2014 г. провели акцию «Включи голову — читай умом». Учили ребят тому, как ориентироваться в современном потоке информации, где далеко не все является правдой.

И, наконец, кампания 2015 г., которая называлась «Стокниг». Слоган для нее выбрали «Теперь модно быть умным». В социальной сети «ВКонтакте» создали группу «Стокниг» и формировали с молодежью список 100 книг, которые должен прочитать каждый.

Кроме этого провели фотосессию с любимой книгой: в самом популярном торговом центре города пять часов в импровизированной фотостудии работал самый известный фотограф Липецка. У него мог сфотографироваться каждый, кто принес с собой любимую книгу. За пять часов мероприятия в объективе камеры побывало более 100 человек. Для участия люди приходили даже целыми семьями или школьными классами.

После фотосессии участникам предлагалось записать название своей любимой литературной «нетленки» в список «100 самых любимых книг».

Здесь нас тоже поддержала «Роспечать». Помимо традиционного размещения баннеров на своих поверхностях, с лета этого года в киосках прессы в продаже появились еще и книги, в том числе серия «100 книг, которые должен прочитать каждый».

Притом активисты группы «Стокниг» провели акцию «Люди Ч читают детям»: целую неделю в детских поликлиниках Липецка они читали книги детям, ожидающим приема врача.

Помимо промо-меропориятий каждый этап наших кампаний «Люди Ч» сопровождался молодежными флешмобами. Мы заключили договор с липецким «Клубом веселых и находчивых», и теперь в своих турнирах они все четыре года в разных вариантах обыгрывают идею «Люди Ч».

15 декабря с.г. мы планируем проведение фестиваля «Читающий Липецк», на котором будут организованы встречи с писателями, активными читателями, лучшими работниками сети «Роспечати». А начнется фестиваль с открытия того самого мультиформатного павильона прессы, о котором я говорила выше.

***

Сейчас, по итогам четырех лет системной работы, можно констатировать, что совместная работа Администрации области и «Роспечати» принесла свои положительные плоды. Сегодня мы с уверенностью можем утверждать, что в молодежной среде Липецкой области чтение считается модным занятием.

Евгения Трушина

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие новости: Рейтинг глав регионов по отношению к печатным СМИ возглавил липецкий губернатор