XV Городской отраслевой форум печати прошел 3 декабря в здании Правительства Москвы по инициативе Департамента СМИ и рекламы и при участии Союза издателей «ГИПП», Ассоциации распространителей печатной продукции и Российского книжного союза. Александр Костюченко рассказал о том, как сегодня изменился рынок медиа, какие форматы работы с читателем уже устарели, и как будут использоваться киоски прессы в ближайшем будущем. PlanetaSMI.RU приводит тезисы его выступления.
***
Александр Костюченко,
президент некоммерческого партнерства «Дистриклуб»:
— Рынок печатной прессы умер... Уже абсолютно понятно, в каком направлении будет двигаться медиасфера. Скорее всего, положение дел для печати будет становиться только хуже… Можно так сказать: рынок умер, да здравствует рынок! Несмотря на всю трагичность ситуации, нам все же повезло. С одной стороны, мы присутствуем на похоронах, но с другой — становимся свидетелями рождения нового рынка. Вот, например, две недели назад наша компания запустила совместный проект с телекоммуникационным оператором МТС: мы начали поставлять ему электронную прессу, создав специальные сервисы. Количество их подписчиков увеличивается каждый день на одну-две тысячи, и сейчас составляет уже больше 10 тысяч. Вот он, этот новый рынок! А обсуждать печать — все равно, что обсуждать покойника...
Нынешний информационный рынок, на мой взгляд, имеет три составляющих.
Одна: печатные СМИ, сегмент которых сейчас неуклонно сокращается, хотя совсем недавно печать занимала доминирующие позиции в сфере медиа.
Вторая: нынешний лидер нового медиаполя — интернет-информация, включающая электронные СМИ, блоги и соцсети. Уже сейчас в метро на одного пассажира с бумажной книгой приходится девять с гаджетами. Мир резко изменился, и дальше он будет только продолжать меняться.
Третья же составляющая нового информационного рынка — электронные версии печатных СМИ, — только-только начинает пробиваться, и пока еще не может завоевать массовую аудиторию. Хотя в отличие от другой интернет-информации, эта составляющая самая качествнная. В каком-то смысле это наше богатство. Такие СМИ только пытаются отстоять себя на рынке, но не всегда это получается.
Почему? Потому что мы мыслим старыми категориями. Мы как древние старики: отпустили бороды, и пытаемся жить методами прошлого.
Вот, например, мы, после запуска проекта с МТС, обращаемся к издателям и просим их электронные версии; говорим, что ПДФ, которые они нам дают, уже устарели и никому неинтересны. Сейчас актуальны совсем другие форматы, и мы как дистрибьюторы прессы стараемся чуть-чуть заглядывать вперед, опережая рынок. Но — не получаем того ресурса от издателей, который уже сейчас помог бы сделать им подписку в сотни тысяч, а то и миллионы электронных экземпляров.
Что же касается киосков… Сегодня они больше напоминают постаменты на могилах традиционной периодики, включая и книжный рынок. Кончено, они не умрут, потому что рынок умирает в одной форме, но рождается в другой. Конечно же, он возродится, и киоски будут востребованы, но — в другом формате. Уже сейчас крупнейшие издатели не хотят выпускать печатные версии своих изданий миллионными тиражами. Их вполне устраивает тираж в десять тысяч, но при условии не продаж, а выдачи. Например, если читатель закажет издание в редакции, его отпечатают и привезут на точку, выдав заказчику. Возможно даже вместе с буханкой хлеба и молоком.
Поэтому, если говорить о форматах, то киоск как пункт выдачи — «да». И «да» киоску как приложению к гаджету. Ведь гаджет не может материализовать мир, но на это способен стоЯщий рядом с вашим домом киоск. И если он сможет материализовать книгу, которую вы заказали в Интернете, он будет востребован.
Екатерина Савицкая
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие новости: «Газеты и журналы — основой ассортимент новых моделей киосков прессы», — Александр Костюченко, ГК «Кардос»