«Рынок печати умер. Да здравствует рынок!», — Александр Костюченко, «Дистриклуб»

Со слов, что рынок печатных СМИ уже умер начал вчера свое выступление на ежегодном Городском отраслевом форуме печати президент НП «Дистриклуб» Александр Костюченко. Правда, перефразировав известную французскую фразу, он тут же добавил: да здравствует рынок!

XV Городской отраслевой форум печати прошел 3 декабря в здании Правительства Москвы по инициативе Департамента СМИ и рекламы и при участии Союза издателей «ГИПП», Ассоциации распространителей печатной продукции и Российского книжного союза. Александр Костюченко рассказал о том, как сегодня изменился рынок медиа, какие форматы работы с читателем уже устарели, и как будут использоваться киоски прессы в ближайшем будущем. PlanetaSMI.RU приводит тезисы его выступления.

***

Александр Костюченко,

президент некоммерческого партнерства «Дистриклуб»:

— Рынок печатной прессы умер... Уже абсолютно понятно, в каком направлении будет двигаться медиасфера. Скорее всего, положение дел для печати будет становиться только хуже… Можно так сказать: рынок умер, да здравствует рынок! Несмотря на всю трагичность ситуации, нам все же повезло. С одной стороны, мы присутствуем на похоронах, но с другой — становимся свидетелями рождения нового рынка. Вот, например, две недели назад наша компания запустила совместный проект с телекоммуникационным оператором МТС: мы начали поставлять ему электронную прессу, создав специальные сервисы. Количество их подписчиков увеличивается каждый день на одну-две тысячи, и сейчас составляет уже больше 10 тысяч. Вот он, этот новый рынок! А обсуждать печать — все равно, что обсуждать покойника...

Нынешний информационный рынок, на мой взгляд, имеет три составляющих.

Одна: печатные СМИ, сегмент которых сейчас неуклонно сокращается, хотя совсем недавно печать занимала доминирующие позиции в сфере медиа.

Вторая: нынешний лидер нового медиаполя — интернет-информация, включающая электронные СМИ, блоги и соцсети. Уже сейчас в метро на одного пассажира с бумажной книгой приходится девять с гаджетами. Мир резко изменился, и дальше он будет только продолжать меняться.

Третья же составляющая нового информационного рынка — электронные версии печатных СМИ, — только-только начинает пробиваться, и пока еще не может завоевать массовую аудиторию. Хотя в отличие от другой интернет-информации, эта составляющая самая качествнная. В каком-то смысле это наше богатство. Такие СМИ только пытаются отстоять себя на рынке, но не всегда это получается.

Почему? Потому что мы мыслим старыми категориями. Мы как древние старики: отпустили бороды, и пытаемся жить методами прошлого.

Вот, например, мы, после запуска проекта с МТС, обращаемся к издателям и просим их электронные версии; говорим, что ПДФ, которые они нам дают, уже устарели и никому неинтересны. Сейчас актуальны совсем другие форматы, и мы как дистрибьюторы прессы стараемся чуть-чуть заглядывать вперед, опережая рынок. Но — не получаем того ресурса от издателей, который уже сейчас помог бы сделать им подписку в сотни тысяч, а то и миллионы электронных экземпляров.

Что же касается киосков… Сегодня они больше напоминают постаменты на могилах традиционной периодики, включая и книжный рынок. Кончено, они не умрут, потому что рынок умирает в одной форме, но рождается в другой. Конечно же, он возродится, и киоски будут востребованы, но — в другом формате. Уже сейчас крупнейшие издатели не хотят выпускать печатные версии своих изданий миллионными тиражами. Их вполне устраивает тираж в десять тысяч, но при условии не продаж, а выдачи. Например, если читатель закажет издание в редакции, его отпечатают и привезут на точку, выдав заказчику. Возможно даже вместе с буханкой хлеба и молоком.

Поэтому, если говорить о форматах, то киоск как пункт выдачи — «да». И «да» киоску как приложению к гаджету. Ведь гаджет не может материализовать мир, но на это способен стоЯщий рядом с вашим домом киоск. И если он сможет материализовать книгу, которую вы заказали в Интернете, он будет востребован.

Екатерина Савицкая

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие новости: «Газеты и журналы — основой ассортимент новых моделей киосков прессы», — Александр Костюченко, ГК «Кардос»