После проведения в сентябре с.г. трех этапов конкурса на право осуществления торговой деятельности в НТО «Печать» руководством Департамента СМИ и рекламы было, наконец, во всеуслышание объявлено, что до конца ноября все установленные объекты печати начнут функционировать.
И вот в Москву пришла зима. Закружили «белые мухи». По всему городу засверкали наряженные новогодние елки. И вот уже близка к осуществлению мечта распространителей о долгожданных уютных торговых объектах с большими витринами и нескончаемыми выручками от продаж газет, журналов, книг и мягких игрушек. Предприниматели, несмотря на смутные негативные предчувствия, веря обещаниям городских властей, все-таки настраивались на новое счастливое коммерческое будущее. В новый год — с новыми киосками прессы. Но практически с самого начала реформа пошла не так, как ожидалось…
Первые «тревожные звоночки» стали поступать еще тогда, когда вместо демонтированных по распоряжению Департамента СМИ и рекламы киосков печати в ЦАО не появлялось ничего. Проходили недели, людские потоки меняли траекторию движения, покупатели постепенно забывали, что на этом месте когда-то без проблем можно было приобрести свежую прессу. Но вот не спеша по округу стали появляться киоски совсем незнакомого формата. Они скромно стояли, опустив тяжелые жалюзи и терпеливо ждали открытия. Сквозь пыльные пустые витрины торговых объектов пробивались осенние скупые лучики солнца. За киосками постепенно скапливался бытовой мусор. Полочки-бордюры, установленные по периметру стеклянных витрин торговых объектов, стали использоваться прохожими как подставки под пивные банки или бумажные стаканчики с кофе. А руководство Департамента СМИ и рекламы по-прежнему уверяло, что все идет по плану, все киоски установлены, оперативно подключаются и вот-вот, уже в конце ноября, 90 торговых объектов заработают всем махом. После очередного подобного заявления терпение у распространителей печатной продукции лопнуло, и они решили провести официальный рейд по всему центру столицы с привлечением экспертов, журналистов, представителей «Мосгорпечати» и профильного департамента (которые, к слову не пришли), чтобы «под протокол» запечатлеть все происходящее на столичном рынке киосковых продаж прессы.
2 декабря 2015 г. такой контрольный объезд установленных новых торговых объектов прессы в ЦАО столицы состоялся. За день удалось провести инспекцию 32 новых нестационарных торговых объекта специализации «печать». Делюсь впечатлениями от увиденного.
***
На дворе — 21 век. Вы — в столице одной из ведущих стран мира. Подходите к новенькому, красивому киоску и указываете продавцу на желаемую глянцевую обложку на его нижней центральной витрине. Киоскер перестает улыбаться, и злобно глянув на вас, засучивает рукава, с усилием отодвигает от стекла одну из нескольких тяжелейших тумб, под завязку заполненных прессой, снимает сапоги, подтягивается вверх на руках, и запрыгнув на тумбу, ныряет с головой в образовавшееся «гнездо», чтобы разыскать требуемый журнал. Обратный путь киоскера-гимнаста выглядит примерно также. Задвинув свой тяжеловесный «спортивный инвентарь» и обувшись, он с вымученной улыбкой вручает вам долгожданную покупку. Вот так сегодня технически выглядит процесс продажи печатной периодики в центре Москвы, в чем лично убедились участники контрольного объезда.
Страшно представить, как бы этот процесс выглядел, если бы на месте стройной девушки-продавца в тот момент оказалась русская женщина среднестатистических габаритов, та, что коня на скаку остановит? Нам же в киоске у метро «Краснопресненская» девушка со слезами на глазах не только демонстрировала чудеса эквилибристики, она еще с нескрываемой ненавистью указывала на абсолютно прозрачную входную дверь своего киоска типа «Мороженое». Дверь как витрина не функционировала, но через нее любой желающий мог весь многочасовой рабочий день наблюдать за передвижениями продавца внутри помещения. Чтобы до конца понять, как ежедневно неуютно чувствует себя киоскер, в преддверии Нового года хочется пожелать тому специалисту, который утвердил установку такой двери, аналогичных больших прозрачных дверей на долгие-долгие годы. В офисе и даже дома.
Кроме спортивных занятий, самые «везучие» продавцы прессы в ЦАО могут с раннего утра дополнительно принимать бодрящий прохладный душ. В этом плане «повезло» продавцу нового киоска типа «Мегаполис» на ул.Талалихина, д.3. Мы застали этого киоскера за двойной работой: она шустро торговала утренними газетами и одновременно отжимала мокрую тряпку в пластиковое ведро. В перерывах между работой поминала крепким словцом ремонтников, побывавших здесь накануне. Они вроде как починили крышу, но новая крыша продолжала «рыдать горькими слезами», все больше наполняя своей «грустью» подпорченные водой игрушки и детские книжки. Представители КП «Мосгорпечать» в этот момент успокаивали продавца, утверждая, что переживать смысла нет, киоск на заводской гарантии и рано или поздно кто-нибудь все-таки сможет остановить бурное течение. Главное — надо держаться до последнего.
А еще есть в ЦАО места, где можно спокойно подержаться за электрические провода. Например, чтобы почувствовать себя Человеком-пауком. Вам будут под силу любые манипуляции с временным воздушным кабелем, который проложен до новых объектов печати. Вот, например, высота подвески кабеля от щитка до киоска прессы, расположенном на Панкратьевском переулке, вл.2 не превышает высоту человеческого роста с вытянутой рукой. Это хорошо, если вы человек разумный и понимаете, что с электричеством не шутят. А если нет?
Сейчас по всему Проспекту мира новые торговые объекты типа «Чугун», нареченные в простонародье «склепами», стоят вообще без признаков жизни, потому что не присоединены к электроснабжению. При объезде по ЦАО только нам встретились 15 закрытых наглухо торговых точек, предназначенных для продажи прессы. А сколько их всего на самом деле по центру?
К большинству осмотренных работающих киосков проведены временные кабели, напоминающие запутанные елочные гирлянды, кое-где наспех перевязанные синей изоляционной лентой. С каждым километром объезда всем присутствующим становилось понятно, что столичные предприниматели согласились на любые способы подключения, лишь бы переданные им торговые объекты начали как можно скорее функционировать. Чему, конечно, были несказанно рады представители КП «Мосгорпечать», которым под любым предлогом надо было передать киоски победителям конкурса до конца ноября. Кстати, нормальное функционирующее подземное подключение электричества комиссия обнаружила только в одном месте, в киоске, стоящем у метро «Улица 1905 года».
Здесь все присутствующие были несказанно удивлены, увидев занятые рекламными мониторами верхние места с двух сторон центральной витрины нового торгового объекта типа «Чугун». Ведь именно о возможности размещения рекламных конструкций на киосках распространители прессы просили городские власти все последние годы. Какими бы полезными оказались для предпринимателей эти рекламные места сейчас, когда придется оплачивать сумасшедшую аренду за киоск, электричество, вывоз мусора, страховку торгового объекта... Однако кто же на самом деле будет получать доход от размещения рекламы на новых киосках представители КП «Мосгорпечать» на объезде внятно так и не сказали.
Какая от нее будет польза предпринимателям? Если мы правильно поняли, никакой.
Как выяснилось во время объезда, о распространителях и издателях не подумали и креативные проектировщики киоска типа «Мегаполис». Следствием их творческого энтузиазма стало воплощение в жизнь нового способа приоритетной выкладки: над торговым окном внутри киоска практически горизонтально подвешена полочка, закрепленная проволочной растяжкой под углом в 15-20 градусов. Чтобы внимательно рассмотреть выложенный на этих планшетах глянец, покупателю необходимо как можно выше задрать голову. Кто посещал планетарий и смотрел на звездное небо, тот поймет, о чем я. Проще было бы сразу прикреплять издания к потолку киоска, и ничего бы в новом способе приоритетной выкладки не изменилось. Все равно ничего с улицы увидеть невозможно.
Мы долго думали, осматривая торговые объекты, на которых расположены рекламные щиты с подсветкой, для кого разливается этот яркий свет сити-формата?
То ли для воробьев, сидящих на заборе, который вплотную упирается как раз в заднюю стенку торгового объекта на Таганской площади, вл.5, стр.3.
То ли для какого-то технологического короба, который почти полностью закрывает рекламный щит по адресу Шмитовский, вл.8.
То ли для жителей московских подворотен. По пути участники объезда осмотрели торговый объект по адресу ул. Дубининская, вл.2. Здесь его задняя часть с рекламным щитом как раз была развернута на городскую помойку, в одном из бачков которой копалась бомжеватого вида бабуля.
Увидев все это, мы задались вполне логичным вопросом: зачем было тратиться на изготовление таких рекламных щитов, которые (с учетом подсветки) обошлись в явно немалые деньги?..
День, в который мы объезжали центр города, был по-зимнему прохладным. Каково же было наше удивление, когда на Шмитовском, вл.8 мы увидели торговое окно девятиметрового киоска «Мегаполис» невероятно большого размера. В это трудно поверить, но «окно продавца» по размерам напоминало большую створку домашнего кухонного окна. Продавец открывала его для каждого покупателя и холодный декабрьский ветер щедро обдувал женщину с ног до головы. А она стойко выдерживала лишения и как мантру твердила, что ей все в этом киоске нравится.
Уважаемая Галина Борисовна, Вы — герой нашего нелегкого времени распространения прессы в столице! Но это не спасет Вас от бронхита, ангины, пневмонии, отита и насморка. Работать в таких условиях нереально. Особенно, когда русская зима еще даст о себе знать по-настоящему.
Думаю, тот гениальный изобретатель оригинального торгового окна в новом киоске прессы должен обязательно пройти длительную зимнюю стажировку на Шмитовском и примерить на себе холодную «шкуру» киоскера. Может быть так до него дойдет, что здоровье дороже денег?
А закаленные киоскеры спасаются от холода как могут. Не поверите, в нескольких торговых точках мы обнаружили принесенные ими из дома личные масляные конвекторы, которые по старинке обогревали новое помещение.
Все потому что стационарные тепловые завесы размещены в новых торговых объектах над полками выкладки товара. Поток теплого воздуха шпарит только на верхнюю часть киоска, прогревая от всей души голову киоскера, а ноги продавца из-за тонкого покрытия пола постоянно мерзнут. Сплит-система и конвектор в новых объектах установлены в шкафах-накопителях, воздух обогревает закрытый шкаф, ну и заодно весь товар, который в нем находится. Так что сложенный в шкаф обед сам по себе прекрасно разогреется. Мечтаете погреться серьезнее — открывайте шкаф-накопитель, но тогда все вывешенные на его дверке журналы автоматически скроются от глаз покупателей. Да и передвигаться свободно в таком случае по киоску продавец уже не сможет. Вот и приходится киоскерам спасаться от холода проверенным дедовским способом.
Не обнаружила комиссия торгового объекта по адресу ул. Новокузнецкая, вл.43/16. Как оказалось, там сейчас идут ремонтные работы пешеходной зоны. А вот от киоска, расположенного на Шмитовском проезде, вл.11 в прямом смысле слова осталось только «мокрое» от растаявшего снега место. Торговый объект отсутствовал по неизвестным причинам. Представители КП «Мосгорпечать» объяснили, что киоск после установки якобы был вывезен в связи с «возникшими проблемами». Но на свое постоянное место дислокации он до сих пор так и не вернулся. А был ли тут вообще новый киоск? Но руководство-то КП «Мосгорпечать» уже огласило, что все разыгранные торговые объекты в ЦАО установлены…
Комиссия единогласно резюмировала, что сегодня в фаворе у московских властей платные общественные туалеты, а отнюдь не киоски прессы. Выходишь, к примеру, из метро «Таганская-кольцевая» и упираешься сразу в эти два габаритных ваяния современной городской архитектуры.
Поднялся на эскалаторе из метро «Красные ворота» — и вот они прямо на выходе, как долгожданное счастье странствующего пассажира.
А если вдруг этому пассажиру захочется взять с собой в дорогу что-то почитать, то киоск с прессой найти ему будет уже не так легко. Ведь теперь они то расположены где-то за поворотами от входа в метро (как два торговых объекта на «Таганской-кольцевой»), то загромождены от людских глаз массивным металлическим туалетом, как на Мясницком проезде, д.4.
Руководство КП «Мосгорпечать» не раз заявляло, что городом определен особый статус для НТО со специализацией «Печать», и что прилагаются все усилия для удобного обеспечения москвичей прессой. Казенное предприятие постоянно обращается с просьбой к участникам рынка и отраслевым медиаресурсам публиковать достоверную информацию по этой теме.
Этот совместный объезд подтвердил, что еженедельные сведения телефонных опросов московских операторов распространения прессы по проблемам установки киосков печати в ЦАО достоверны. На сегодняшний день имеются итоговые акты проверки всех 32-х торговых объектов (а это треть разыгранных в ЦАО киосков), а также фотографии с реальным положением дел в работающих, и не подключенных к электроснабжению, киосках центра столицы. Некоторые из них мы разместили здесь.
А пока московские операторы рынка вынуждены «подрезать» тиражи на издания с кулинарными рецептами новогодних салатов и перемещать между своими пока еще работающими торговыми точками (скоро же новый конкурс), расположенными по городу, закупленные новогодние сувениры. И я даже догадываюсь, какое желание под бой курантов загадают столичные распространители, издатели и покупатели. Чтобы как можно скорее для всех них закончилась вся эта одна большая нескончаемая проблемная эпопея установки торговых объектов прессы в центре столице.
Владимир Громов
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие новости: Хроника работы киосковых сетей по продаже прессы в ЦАО г. Москвы — 4 декабря 2015 г.