Большие проблемы малого бизнеса
У метро «Цветной бульвар» - громоздкий куб, выкрашенный в серо-серебристый цвет. Надпись на козырьке сообщает, что здесь продается пресса. Но витрины закрыты ставнями, света нет, вокруг валяются пустые бутылки. Эксперты АРПП наметанным взглядом определяют множество мелких недостатков, способных вылиться в крупные неприятности: «В киоске предусмотрена одна центральная витрина и две боковые. В данном случае можно считать, что справа и слева витрины не работают. С одной стороны «Прессу» поджимает «Мороженое», расположенное на расстоянии вытянутой руки. Попробуйте протиснуться в этот коридорчик! Вам будет совсем не до выбора товара. С другой стороны - дверь, она упирается в забор. Поэтому непонятно, как можно при таких условиях разгружать товар и делать его выкладку».
Сразу ясно, что место для палатки выбирали чиновники. Предприниматель никогда не начал бы здесь свой бизнес.
Площадь около метро «Сухаревская». Здесь у профессионалов возникают куда более серьезные претензии. Электрические кабели, тянущиеся к киоску печати, свисают так низко, что до них легко дотянуться рукой. И вот уже кто-то вспоминает, что существуют стандарты, согласно которым кабель должен находиться на высоте не меньше двух с половиной метров. А здесь явно меньше. Что делать, если хулиганы испортят оборудование? Отвечать придется хозяину киоска.
Нам удается попасть внутрь. Отопительный прибор нависает прямо над тем местом, где будет сидеть продавец. Для владельцев аналогичных павильонов, уже приступивших к работе, такое новшество стало серьезной проблемой. Киоскеры жалуются: в верхней части воздух нагревается очень сильно, а вот внизу холодно, у людей мерзнут ноги. У торговцев мороженым, водой и шоколадками из-за такой климатической установки портится лежащий на витрине товар. Поэтому они просто отключают штатные обогреватели и ставят самые обыкновенные масляные радиаторы. Вот только платить за ненужную им встроенную технику все-таки приходится.
В павильоне очень тесно. Выдвижные витрины оказались неподъемными. Как пожилые продавщицы будут каждое утро при раскладке свежей прессы выдвигать и задвигать обратно эту тяжесть? Представитель одной из торговых компаний Татьяна Романова рассказала нам, что уже был случай, когда киоскерша не смогла поместиться на своем рабочем месте. Пришлось переводить беднягу в более просторный павильон.
Проспект Мира. Здесь сразу четыре неработающих газетных киоска. Они стилизованы под старинные московские магазинчики, поэтому среди распространителей называются «чугунками». На центральной витрине такого ларька мы замечаем сразу два монитора, предназначенных для трансляции рекламы. То есть прибыль будут получать не распространители, а московские чиновники из казенного предприятия. Зато следить за состоянием экранов придется продавцу - в качестве общественной нагрузки. К тому же мониторы расположены на самых заметных частях витрины - тех самых, где раньше размещались десятки популярных книг и журналов.
«Пресса» под прессом
«До 2013 года наша компания имела 25 киосков прессы. После того как закончились договоры на размещение этих павильонов, часть из них была уничтожена префектурами. Нам просто сказали, что мы не имеем права работать. Часть киосков, правда, удалось сохранить. Сегодня у нас осталось всего 12 торговых мест, 9 из них мы выиграли в ходе прошедших конкурсов», - рассказывает Татьяна Романова. Она пока плохо представляет, как развиваться этому бизнесу. При желании его можно задушить одними платежами за электроэнергию. Бизнесмены говорят, что из-за множества бесполезных, но очень мощных электрических приборов, навязанных чиновниками, цифра в квитанции окажется огромной. Романова подсчитала, что если раньше за один киоск она платила энергетикам примерно 1800 рублей в месяц, то теперь речь пойдет о семи с половиной. «Это помимо аренды. Никакой прибыли не будет, и мы закроемся», - считает Романова.
Распространители давно пытаются донести до властей предложения о том, какие павильоны были бы удобны и продавцам, и покупателям. Но...
«Операторами рынка были разработаны и предложены мэрии Москвы 10 моделей киосков, которые прекрасно вписывались в архитектурный облик города, были адаптированы к переменам погодных условий. Они имели кондиционеры, встроенные внутренние обогреватели для продавцов и внешнее инфракрасное оборудование для обогрева покупателей. Однако столичные власти не проявили интереса к новым объектам», - сказала руководитель рабочей группы АРПП Алла Игнатьева.
С несовершенством новых киосков прессы, видимо, придется смириться. Лишь бы работали. Но и с этим, как выяснилось в ходе рейда, не все гладко.
Наталья Пуртова
Источник: «Мир новостей», №50