Ближе к зрителю
Медиаиндустрия сегодня находится под влиянием сразу нескольких глобальных факторов, которые предопределят ее развитие на годы вперед. Еще в конце 2014 года эксперты исследовательской компании McKinsey в своем отчете отмечали, что для дальнейшего успеха на рынке многим медиакомпаниям необходимо ориентироваться на ряд важных изменений в поведении аудитории.
По мнению аналитиков, современные зрители уже могут выбирать из огромного числа платформ для просмотра контента, поэтому компаниям следует создавать больше нишевых продуктов и с их помощью привлекать аудиторию. Но даже в рамках одной платформы необходимо обеспечивать широкий выбор, а также ориентироваться на индивидуальные предпочтения. Для этого необходимо постоянно проводить анализ клиентских «больших данных», что одновременно повышает и эффективность рекламных кампаний.
Важным условием успеха останется трансляция различных шоу и спортивных мероприятий в прямом эфире с возможностью их просмотра на как можно большем числе платформ.
Согласно данным статистического портала Statista.com, объем рынка развлечений и медиаконтента вырастет с 1,93 триллиона долларов в 2015 году до 2,36 триллионов долларов в 2019 году.
Эксперты McKinsey считают, что быстрее всего в отрасли будут развиваться интернет-реклама, передача данных по широкополосным сетям (ШПД) и игровая индустрия. По прогнозам, рынок интернет-рекламы в ближайшие несколько лет продемонстрирует среднегодовой прирост в 10,7%, ШПД — в 9%, а видеоигры — в 6%.
Пользователи все больше тратят на цифровой контент. Аналитики считают, что до 2018 года рост продаж в этом сегменте составит 10,8% в год, тогда как у традиционного контента не превысит 1,8%.
Контент меняет формат
Помимо самой структуры медиарынка, трансформации коснутся и формата контента, а также его производителей. Уже сегодня многие звезды интернет-видеохостингов имеют армии фанатов и подписчиков, а их ролики собирают миллионы просмотров. Так, у шведского видеоблогера Феликса Чельберга, известного как PewDiePie, более 40 миллионов подписчиков, за пять лет с момента регистрации канала его ролики посмотрели более 10 миллиардов раз. В 2014 году он заработал на своем канале 12 миллионов долларов, став самым высокооплачиваемым блогером YouTube.
Другая звезда видеохостинга, комик Рэй Уильям Джонсон, в 2011 году попал в Книгу рекордов Гиннеса по числу подписчиков. Популярность ему принесло веб-шоу Equals Three с обзором вирусных видео в интернете. Заработанных денег Джонсону хватило для запуска собственной музыкальной группы и создания студии по производству комедийных видео. Сейчас на канале Джонсона, помимо Equals Three, выходят еще несколько программ с разными ведущими.
Неудивительно, что при запуске платного подписного сервиса YouTube Red руководство видеохостинга привлекало пользователей в том числе и эксклюзивным контентом от популярных блогеров, таких как комедийные дуэты Smosh и The Fine Brothers, в 2014 году заработавших по 8,5 миллионов долларов каждый.
Затраты на подобные ролики невысоки, а их многочисленная аудитория привлекает все больше внимания и со стороны рекламодателей. По данныминвестиционного банка Luma Partners, расходы на рекламу в цифровом видео растут на 34% в год и пробьют отметку в 10 миллиардов долларов уже в 2016-м. Так что вскоре многие рекламодатели предпочтут продвигать свои товары и услуги через блогеров.
Интернет-проекты смогут составить конкуренцию и киноиндустрии. Это возможно при поддержке крупных компаний, например, Google, активно открывающей видеостудии для блогеров, и популяризации механизма краудфандинга. Кампании по сбору средств в сети все чаще выступают альтернативой традиционному финансированию кинопроектов. Звезда комедийного сериала «Клиника» Зак Брафф с помощью Kickstarter получил недостающие для съемок своей трагикомедии «Хотел бы я быть здесь» 2 миллиона долларов всего за три дня, а за 30 дней ему удалось привлечь 3,1 миллиона долларов.
Еще один удачный пример краудфандинга — короткометражка шведского режиссера Дэвида Сандберга Kung Fury, собравшая 630 тысяч долларов при заявленном бюджете в 200 тысяч. В итоге проект поддержал звезда сериалов «Рыцарь дорог» и «Спасатели Малибу» Дэвид Хасельхофф, а у самого фильма сегодня более 22 миллионов просмотров на YouTube.
Некоторые киностудии пытаются нивелировать растущую конкуренцию со стороны интернета. Так, Disney в апреле 2013 года за 960 миллионов долларов приобрела студию молодых креаторов Makers Studio, ее примеру последовали RTL и CNBC, скупающие новые формы видеобизнеса, в особенности на крупных азиатских рынках.
Спорт через соцсети
Серьезно изменится и спортивная индустрия. Присутствие спортсменов в социальных сетях уже становится залогом мощной информационной поддержки ряда мероприятий. Так, в популяризации боксерского поединка за титулы WBC, WBO и WBA в полусреднем весе между Флойдом Мэйуэзером и Мэнни Пакьяо немалую роль сыграли 20 миллионов их подписчиков в Facebook. В итоге поединок принес 550 миллионов долларов, из которых 400 миллионов пришлось на платные показы по ТВ.
Большинство зрителей посмотрели бой в трансляции, совместно организованной кабельными каналами HBO и Showtime по цене для одного домохозяйства около 100 долларов.
С 2011 года время просмотра телевизора в возрастной категории с 18 до 24 летснизилось на 32% , и все большее значение приобретает просмотр телепрограмм в интернете. Одним из первых это понял руководитель спортивной организации UFC Дэйна Уайт, начавший масштабную популяризацию боев без правил на просторах сети. У официального канала UFC на YouTube уже более 2,4 миллионов подписчиков, но посмотреть они могут лишь второстепенные бои и нарезки лучших моментов. А основные поединки, помимо платной трансляции на FOX Sports 1, доступны и в интернете при подписке через специальную систему UFC Fight Pass. В итоге общий доход организации вырос с 4,6 миллионов долларов в 2001 году до 522 миллионов в 2014-м.
Интернет — хорошая площадка и для индивидуальной раскрутки бойцов. Так, у временного чемпиона UFC в полулегком весе Конора Макгрегора более 1,2 миллиона подписчиков в Instagram, где он не только публикует фото и видео тренировок, но и активно промоутирует свои предстоящие поединки. Еще больше интернет-фанатов у недавно утратившей титул чемпионки UFC в женском легчайшем весе Ронды Раузи — на ее Instagram подписаны 6,9 миллионов человек.
России надо нагонять
Россия пока отстает в новых медиареалиях. В стране проводилось и проводится много массовых спортивных мероприятий — зимняя Олимпиада в Сочи, этап Гран-при «Формулы-1», грядущий чемпионат мира по футболу 2018 года, но в секторе медиа, развлечений и спорта российские компании на мировом уровне практически не представлены.
Основную причину подобного положения вещей обозначил премьер-министр Дмитрий Медведев. «Государство может построить инфраструктуру, но за развитие должен отвечать бизнес», — отметил он на технологическом форуме «Открытые инновации»
«Бизнесу необходимо осознать то, что этот сектор естественно прирастает на более чем 20 процентов в год, и инвесторы должны преодолеть тягу к вложениям с формально низким уровнем риска», — объяснил «Ленте.ру» известный продюсер Александр Шульгин.
Возглавляемый им центр компетенций MESTech провел анализ перспективности российских технологических компаний и их конкурентоспособности на международном рынке.
Так, на прошедшем в Каннах крупнейшем ежегодном международном рынке аудиовизуального контента MipCom 2015 было четко определено, что российские игроки отрасли способны на международном уровне конкурировать в области производства новых видеоформатов и каналов коммуникаций. Более того, уже имея серьезную научную базу и подготовленные кадры, Россия может стать хедлайнером в продвижении ряда прорывных технологий, в том числе и робототехники.
Так, в 2015 году Россия существенно расширила список резидентов, представленных на Russian Innovation Pavilion. В Каннах на MipCom показывали игровой телеканал Game Show, две рекламных компании — Terra Creativa и AdImpression, телеканал 1HD, две продюсерских компании — Alar Films и Lisetskiy Production, а также компанию Enterideas — производителя оборудования для индустрии развлечений.
Основной проблемой остается необходимость правильно донести продукт до конечного потребителя на внутреннем и международном рынках. Поэтому российским компаниям, по мнению экспертов, в первую очередь нужно работать над построением эффективных бизнес-моделей и дизайн-концепций. Сделать это можно за счет адаптации технологических стартапов и молодых компаний к требованиям рынка при поддержке соответствующих центров компетенции, фондов и инвесторов.
Василий Маслов
Источник: Lenta.ru
Оригинальный заголовок: Как посмотреть
Похожие новости: Программа расширенного заседания Комитета АРПП по инновациям