«50% падения рынка рекламы в печатных СМИ — результат деятельности нашего законодательства», — Сергей Моисеев, СИ ГИПП

Освещая основные проблемы рынка печатных СМИ на XV Городском отраслевом форуме печати, президент Союза издателей ГИПП Сергей Моисеев заключил: в падении доходов СМИ от рекламы на 50% виноваты законодатели, утвердившие множество запретов на рекламу тех или иных товаров и услуг. PlanetaSMI.RU подготовила к публикации тезисы его выступления.

***

Сергей Моисеев,

президент Союза издателей «Гильдия издателей периодической печати» (СИ ГИПП):

— Хотим мы того или нет, но рынок печатных СМИ России на сегодняшний день на 90% зависит от рынка печатных СМИ Москвы. В столичном регионе издается 68% журналов; здесь же, на 70% сосредоточены полиграфические мощности. По сути, вся экономическая модель печатного рынка строится именно в Москве, а уже потом — по всей остальной России. Поэтому то, что происходит на московском рынке печатных СМИ, как зеркало отражается во всех остальных регионах.

А ситуация в отрасли действительно весьма сложная, я бы даже сказал что она близка к критической. Прежде всего необходимо остановиться на рекламе — как на основном экономическом потенциале развития средств массовой информации.

По итогам 2014 г. объем российского рынка рекламы увеличился только на 4%, показав самый небольшой за три года рост. При этом наиболее кризисным сегментом рынка стала реклама в печатных СМИ: ее объем сократился сразу на 11%. На 14% уменьшился объем рекламы в специализированных изданиях, а падение объема рекламы в журналах составило 12%.

К сожалению, данная тенденция продолжилась и в этом году. По итогам девяти месяцев 2015 г. падение объема рекламы показали все типы печатных изданий. В целом печатные СМИ заработали на рекламе на 32% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Доходы рекламных изданий упали на 40%, глянцевых журналов — на 32%, газет — на 25%. Многие рекламодатели и агентства, представляющие их интересы, переходят на краткосрочные отношения, в большинстве случаев договоры составляются на месяц, реже — на квартал. В таких условиях издатель не может прогнозировать свои доходы на ближайшую перспективу.

В чем причины происходящего? Если взять за 100% объем падения доходов от рекламы, то не менее 50% от него приходится на эффект от введения различного рода законодательных ограничений и запретов. То есть 50% падения рынка — это, к сожалению, результат деятельности нашего законодательства.

Особенно в этой связи нас тревожит недавняя инициатива Государственной думы по ограничению рекламы так называемых «вредных продуктов питания» с определенным содержанием сахара, жиров и соли. Мы уже направили свой отрицательный отзыв на данный законопроект, не поддержало его и наше профильное федеральное министерство. Так что отрасль надеется, что инициатива запрета «вредных продуктов» не пройдет.

К сожалению, не сходит сегодня с повестки дня и инициатива о запрете рекламы безрецептурных лекарств и медицинских услуг. В начале 2015 г. мы просили ввести на три-четыре года мораторий на «Закон о рекламе» с тем, чтобы он не подвергался никаким изменениям хотя бы сейчас, в самые сложные для издателей годы. ФАС и Минздрав пытаются это дело торпедировать, и, к сожалению, пока им это удается.

Также мы просили отменить ограничения на рекламу табака, алкогольной продукции, в том числе пива и напитков на его основе, медицинских рецептурных препаратов. Просили мы и снять с издателей ответственности за содержание рекламы БАДов. К сожалению, пока решение этих вопросов заморожено.

Я бы хотел в этой связи обратиться к Мэрии Москвы: сейчас, перед выборами в Государственную Думу, мы вступаем в очень сложный информационный период. Москва имеет самую большую фракцию депутатов, и те из них, кто планирует пойти на следующие выборы, независимо от партийной принадлежности будут обращаться к газетам и журналам за информационной поддержкой. При этом многие инициативы, не столь полезные для прессы, исходят именно от депутатов, в том числе избираемых на территории Москвы…

Мне кажется, что лоббистские устремления информационного сообщества Москвы должны быть направлены на борьбу вот с такими инициативами законодателей. Иначе пресса просто не выживет.

Отдельного обсуждения требует ситуация в системе распространения, в первую очередь — подписке. Конечно, для Москвы вопрос подписки не так актуален, однако для всей остальной страны он более чем важен, тем более что сейчас в нем, к сожалению, наблюдаются катастрофические тенденции. Падение подписки на некоторые издания составило 40-50% в связи с отменой всех государственных субсидий на доставку выписанных экземпляров до подписчика. Сейчас есть инициатива Министерства связи о предоставлении льгот социально значимым изданиям. Для реализации проекта при министерстве создан Экспертный совет, членом которого я являюсь. Мы не знаем, чем в итоге закончится инициатива Минкомсвязи, но, во всяком случае, уже то хорошо, что впервые на нашем рынке официально было обозначено существование социально значимых изданий.

Союз издателей ГИПП много занимается вопросам полиграфии, в том числе ценами на бумагу и полиграфические материалы. Подвижки в них есть, но все-таки и здесь нужна информационная поддержка СМИ Москвы.

Еще один важный момент, на который я хотел бы обратить внимание — это закон об иностранных СМИ, до вступления в силу которого остается уже менее месяца. По сути дела, с 1 января 2016 г. работающие в России иностранные СМИ начинают жить по новому законодательству. К сожалению, пока ни Роскомнадзор, ни Минсвязи не выработало критерии, по которым все иностранные издательские дома перешли бы в другие правовые формы. Хотя и издательское сообщество, и общественные организации, в том числе СИ ГИПП, обращались в профильные государственные структуры, с просьбой дать четкий ответ: устраивают ли власть те модели функционирования, которые сегодня представляют издательские дома.

Надо учитывать, что в иностранных издательских домах на территории Москвы на сегодняшний день работает более 16 тысяч журналистов. Причем журналистов достаточно высокой квалификации. И если эти издательские дома начнут «схлопываться», возникнет очаг социальной напряженности. Мы должны предпринять меры, чтобы не допустить этого.

Сейчас от коллег-издателей можно услышать мнение, что, мол, уйдут иностранные издатели, и хорошо — конкурентов меньше станет. Но я глубоко убежден: если этот сегмент рынка начнет рушиться, произойдет и дальнейшее разрушение рынка рекламы. Выпускаемые иностранными издателями на территории России СМИ — рекламо-образующие. И это надо понимать.

Ольга Куликова

Источник: PlanetaSMI.RU