Кирилл Артеменко: В базовом журналистском образовании как раз не хватает более широкого взгляда на то, как устроены медиа

Главный редактор интернет-газеты «Бумага» Кирилл Артеменко рассказал Лениздат.Ру, нужно ли студенту работать бесплатно, чего не хватает современному журналистскому образованию и куда уходить из профессии выпускникам журфаков.

Кирилл Артеменко окончил факультет журналистики СПбГУ в 2012 году. Сотрудничал с «Известиями», Lenta.ru, Chief Time, а в 20 лет создал интернет-газету «Бумага», которая сегодня занимает 12-е место в рейтинге самых цитируемых СМИ Петербурга  согласно рейтингу «Медиалогии» за 2-й квартал 2015 года.

— В одной из публикаций вы упомянули, что журналистикой начали заниматься в 18 лет. Вы сознательно поступили на журфак после школы или желание работать в СМИ появилось в процессе обучения?

— Я поступил на журфак с единственной целью — стать журналистом. Еще в десятом классе я решил, что мне интересна эта профессия. После физико-математического лицея №239, в котором я учился, достаточно просто было поступить, например, в Политех. Но я предпочел факультет журналистики СПбГУ. Чтобы попасть на бюджет, пришлось потратить много времени и сил. Мне это удалось. В 2008 году я поступил на 1-й курс журфака.

— Легко ли было найти работу студенту факультета журналистики?

— Первым моим местом работы стала газета «Известия». Я пришел туда в 2009 году, еще до того, как она вошла в холдинг News Media. Тогда редактором был Борис Георгиевич Клементьев. Это произошло абсолютно случайно. Как и все остальные первокурсники, в мае я был занят поиском работы. Практика меня мало интересовала. Мне казалось более правильным с точки зрения карьеры начинать сразу писать за гонорары, пусть даже мизерные. Моя знакомая, которая в то время сотрудничала с «Известиями», рассказала, что в газете освобождается место, поскольку одна из сотрудниц уходит в декрет. Я позвонил в редакцию.

— Здравствуйте, — говорю, — я слышал, вам нужен журналист.

— Да, нам действительно нужен журналист, — отвечает Борис Георгиевич. 

— Ну вот, я — журналист.

— Расскажите немного о себе, — попросил редактор.

— Я учусь на первом курсе журфака, — говорю.

На том конце провода повисла долгая пауза, после чего Борис Георгиевич сказал:

— Ну ладно, нам нужны даровитые, пусть даже очень молодые. Приходите.

Я пришел в редакцию, мы поговорили, и я написал текст про ЕГЭ по русскому языку. Я четко понимал, что круг тем, в которых я мог на тот момент разбираться, был довольно небольшой. Поскольку я сам недавно прошел путь от школьника к студенту, то решил написать именно про ЕГЭ. 

Несколько месяцев я работал внештатно. Писал заметки за небольшие гонорары. Это был отличный опыт, с него началась моя карьера.

— Когда появилось желание создать свое СМИ?

— В принципе, с первого курса. На журфаке была студенческая газета Uni. Я стал ей заниматься, поскольку мне тогда было интересно все, что связано с профессией. Через некоторое время ребята, которые когда-то создавали Uni, потеряли к ней интерес. А мне это было больше всех надо. Спустя полтора года мы запустили сайт iUni.ru, который проработал еще полтора года. Со временем мы стали задумываться о заработке. Хотелось, чтобы проект мог сам содержать себя. В итоге в 2012 году вместе с командой, которая работала над Uni, мы запустили «Бумагу».

— Важно ли журналисту иметь профессиональное образование?

— В журналистике корочка никому не нужна. Ни одна редакция никогда не попросит вас предоставить диплом журналиста. В первую очередь всем интересно, где вы работали.

— Будучи главным редактором, вы обращаете внимание на наличие журналистского образования при приеме на работу?

— Когда нам приходят резюме, я, конечно, обращаю внимание на наличие высшего образования, но диплом именно журфака не принципиален. Важен опыт работы, грамотность человека, о чем он пишет. 

— Что лично вам дал факультет журналистики для карьеры? 

— Для тех, кто действительно хочет стать журналистом, это отличное место. Я абсолютно не жалею, что окончил журфак. Первые пару лет студенту дают навыки ремесла: какие-то базовые вещи в журналистике, которые тем, кто не знаком с профессией, приходится объяснять. Учат писать заметки. Жаль, что не очень хорошо учат писать новости в интернете. Но сейчас эта проблема постепенно решается. Думаю, что такой предмет введут в программу. В этом году меня позвали читать семинары для студентов международной магистратуры. Там фокус абсолютно практический. Как раз о том, как делать новости в интернете.

Что касается двух последних лет на журфаке, то, если вы хотите работать, учеба помехой не будет. Есть какая-то понятная отчетность, необходимо сдавать сессии. Но если преподаватель видит, что вы работаете, у вас не будет проблем. Честно говоря, на 4-м курсе я очень мало ходил на занятия. На сессии мне, конечно, выговаривали, но в итоге я без проблем все сдавал и шел дальше работать.

— Кто из преподавателей вам запомнился?

— Светлана Сергеевна Бодрунова, мой научный руководитель. Анна Александровна Литвиненко, которая очень много делает для того, чтобы студенты ездили за границу, смотрели, как там все происходит. Для меня во многом определяющей стала поездка в Гамбург на третьем курсе. Было очень важно посмотреть, как устроена работа редакции за рубежом, сравнить с тем, что происходит здесь. Понять, что нужно скорее выстроить процессы так, как это сделано в Германии, США, Великобритании и так далее. Российская журналистика в плане технологий отстает от западной минимум на полтора-два года, если не больше.

— Многие ли ваши однокурсники работают по специальности?

— Мне кажется, около 10-15%.

— Какая часть сотрудников «Бумаги» окончила журфак?

— Если говорить о самих журналистах, то где-то треть редакции имеет образование в другой области. Если иметь в виду всех сотрудников, то около половины.

— Сегодня проводится множество форумов, лекций на тему СМИ. Как вам кажется, есть ли в них польза? 

— Я очень люблю «3D Журналистку», считаю, что это лучший в России форум на тему СМИ. Его создатель — Евгения Овчаренко, — не имея никакого отношения к журналистике, умудряется собирать на форуме лучших спикеров по теме медиа. Главные редактора крупных московских изданий с огромной охотой приезжают на этот форум. Для них это отличная возможность пообщаться друг с другом, выступить перед студентами, рассказать об успехах или вызовах своих медиа. Кроме того, в Москве проходит MediaMakers. Я там не был, но, судя по программе, там все тоже здорово.

Я не очень люблю форумы с изрядной долей официоза. Как правило, не очень понятен практический выхлоп из этого. Одно дело, когда Галина Тимченко выступает перед студентами, рассказывая, как работает Meduza. Студенты узнают кучу полезных вещей, думают, можно ли что-то улучшить в их СМИ. Другое — когда собираются пять редакторов региональных газет, грустно друг на друга смотрят и обсуждают, как все плохо. Потом расходятся, и им вручают дипломы от комитета по чему-нибудь. 

— В чем будущее журналистского образования?

— Мне кажется, журналистов обязательно нужно учить примитивному программированию, объяснять, как делать простейшие сайты, как писать скрипты и верстать странички. Потому что медиа — это не только написание текстов. Это умение донести информацию до читателя в максимально удобном виде. Внятно рассказать историю доступными способами. А способов сейчас масса — это не только текст и фото. В базовом журналистском образовании как раз не хватает более широкого взгляда на то, как устроены медиа. 

Будущие журналисты также должны более четко представлять себе текущий медийный ландшафт, который значительно и быстро меняется. И речь идет не только о России, так происходит во всем мире. Площадка как таковая обесценивается. От СМИ остается не сайт или журнал, а бренд. Этот бренд может работать в самых разных вариантах — от канала в мессенджере Telegram или WhatsApp до электронной рассылки. Умение выстраивать этот бренд, завоевывая доверие читателя, — что только и имеет ценность в медиа —  то, что журналисту необходимо.

Эпоха, когда считалось, что журналист не должен обращать внимание на цифры, совершенно точно прошла. Все должны следить за тем, как аудитория реагирует на конкретный материал. Если вы сделали репортаж, было бы полезно поинтересоваться, был ли он интересен читателю. Если вы главный редактор, вы должны интересоваться, насколько рентабельно ваше подразделение — то есть редакция. При балансе правильно выстроенных бизнес-процессов и хорошо отрабатываемых социальных функций может получаться жизнеспособное и полезное обществу медиа. Мне кажется, все это надо объяснять студенту на простых и ярких примерах.

— Вы бы посоветовали вчерашним школьникам идти в журналистику?

— Сложно сказать, поскольку сейчас всем очевидно, в каком состоянии находится медиарынок. Очевидно и журналистам, которые не могут найти работу, и владельцам СМИ, которые несут убытки. Понятно, что проблема будет только расти, поскольку мы еще не на самом дне. Те, кто сегодня поступает на журфак, окончит его где-то в 2020 году. Может быть, к тому времени кризис пройдет. А за кризисом идет обновление. Дожить бы нам всем до этого времени.

— Что делать сегодняшним выпускникам в непростое для журналистики время?

— Бежать из профессии в какую-нибудь смежную область. Как ни странно, журналистское образование и журналистские навыки легко применимы в миллионе разных областей от рекламы и пиара до бизнеса. Журналистика сейчас — не та область, где можно не имея солидного опыта и портфолио заработать деньги, которых хватит на приличную жизнь. Мне сложно представить, сколько резюме в неделю падает коллегам из «Фонтанки». Потому что нам падает много, а мы маленькое издание. У меня, конечно, это вызывает недоумение. Сфера перенасыщена. Если вы только что приехали из другого города, странно предполагать, что вы найдете себе здесь работу, учитывая, что в Петербурге и так много безработных журналистов.

--

В 2016 году журналистскому образованию в Санкт-Петербургском государственном университете исполняется 70 лет. Юбилейные торжества откроет первый городской Фестиваль малой прессы, который пройдет 15-16 декабря.

Первый прием студентов на отделение журналистики филологического факультета Ленинградского государственного университета состоялся в 1946 году. В 1961 году отделение было преобразовано в факультет. На основе факультета журналистики СПбГУ 16 сентября 2011 года был создан институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Источник: Lenizdat.ru

Оригинальный заголовок: Кирилл Артеменко: От СМИ сегодня остается только бренд

Похожие новости: Елена Вартанова: в России есть нереализованный потенциал журналистского образования