Редакционная подписка: плюсы, минусы и перспективы

09 декабря с.г. состоялось заседание комитета АРПП по инновационным технологиям, на котором были рассмотрены вопросы, посвященные внедрению сервисов электронной подписки. Вел заседание А.В. Авдонин, председатель комитета АРПП по инновационным технологиям.

В заседании приняли участие: Авдонин А.В., член правления АРПП, председатель комитета АРПП по инновационным технологиям, генеральный директор ООО «Мир Новостей Медиа»; Бигалиев Э.Д., руководитель государственного предприятия «Роспечать» Астраханской области; Богоцкой О.С., ведущий PR-менеджер ООО «Консалт-центр», Герасина Г.А., генеральный директор ИД «Открытые системы»; Долгов А.В., генеральный директор компании «Местный сайт»; Ефимов А.А., директор по распространению ООО «ИДЛ»; Завражнов А.Н. заместитель начальника отдела маркетинга агентства «Книга-Сервис»; Коноплева Т.В., директор по распространению ИД «Открытые системы»; Ковалева Л.Г., исполнительный директор ООО «ИДЛ»; Крайнов М.Ю., руководитель компании «Лаборатория Будущего»; Кузьмина Т.И., заместитель генерального директора газеты «Московская правда»; Модесов Д.Ю., технический директор компании «Местный Сайт»; Оськин А.В., председатель Правления АРПП; Трофимов С.Г. директор по развитию ООО «Дилетант»; Христов П.В., вице-президент ИД «Открытые системы».

Открывая заседание, А.В.Оськин, обратился к собравшимся с приветственным словом. В своем выступлении он указал на успешный опыт внедрения инновационных технологий, как например, в ИД «Вечерняя Москва» или в журнале «Афиша», который сейчас экспериментирует с новыми форматами. «Изменись – или проиграешь» - обозначил главное требование современного рынка СМИ А.В.Оськин.

П.В. Христов выступил с докладом «Система редакционной подписки — своими руками». Доклад был посвящен позитивному опыту создания электронного сервиса редакционной подписки, как на электронные, так и на печатные версии изданий. По некоторым изданиям доход от редакционной подписки превышает все остальные каналы подписки, кроме того таким образом удалось установить постоянную обратную связь с читателями. 

П.В. Христов рассказал о следующих преимуществах данной системы: снижение количества посредников, оптимизация финансового оборота (мгновенное получение денежных средств на счет издательства и возможность использовать авансы, полученные от подписчика, в обороте издательства), возможность напрямую работать со своей аудиторией в том числе через разнообразные программы лояльности. Рост доходов от редакционной подписки в первом полугодии 2014 года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года составил 32%. Не в последнюю очередь  это произошло благодаря трехкратному сокращению расходов на досыл и повторные отправки изданий и сокращению вдвое затрат на персонал отдела подписки. Главным же своим активом П.В. Христов назвал лояльную аудиторию, которая вносит немаловажный вклад в структуру доходов: платит за участие в вебинарах, выступает в роли респондентов для проведения опросов и исследований.

Далее с презентацией интернет-платформы “Местный сайт” для редакторов региональных печатных изданий выступил А.В. Долгов. Платформа позволяет региональным СМИ иметь свой полноценный интернет-портал, а техническую поддержку обеспечивает IT-компания «Местный сайт». Редакция не оплачивает сервера и не обслуживает их, не модерирует круглосуточно электронные объявления, не платит за доменное имя и т.д. На сайте можно оформить подписку на электронный вариант издания. Также для всех зарегистрированных в системе сайтов доступен сервис интернет-магазина, реализующего различные товары и услуги. А.В. Долгов подчеркнул, что стремится к локализации интернет-порталов, поскольку «Местный сайт» разработан специально для продвижения районных и муниципальных СМИ.

С докладом об инновациях и новых методах монетизации контента выступил Богоцкой О.С. По его мнению, если раньше издателям приходилось ориентироваться преимущественно на рекламодателей, то сейчас B2C аудитория приобретает большую важность. В частности, одной из главных сложностей остается вопрос привлечения к чтению новостей миллениалов - молодых людей от 18 до 33 лет. По мнению докладчика, появление в сети закрытых разделов с платными материалами плохо сочетается с нацеленностью на получение дохода от рекламы, так как он напрямую зависит от количества пользователей и просмотров, а платные материалы снижают данный показатель. Поэтому, как правило, акцент делается на одной из этих стратегий.

Активное участие в дискуссии принимал М.Ю. Крайнов. Ссылаясь на свой опыт, от отметил, что не следует пытаться заработать на монетизации контента в интернете. В сети весь контент должен быть бесплатен, доступен и максимально открыт. А главным источником дохода должны стать электронные услуги и сервисы.

Э.Д. Бигалиев и А.Н. Завражнов затронули проблему «последней мили» в доставке печатной прессы. На рынке не существует единого логистического сервиса, соединяющего функции подписного агентства, каталога и дистрибьютора. Такой оператор мог бы решить проблему доставки прессы в удаленные регионы России: заказ поступает в определенную точку, оттуда его забирают местные продавцы или даже ручники, набранные из пенсионеров, и занимаются местным распространением. Пока подобной глобальной системы, объединяющей локальных дистрибьюторов в единую сеть не существует. 

По итогам дискуссии участники комитета приняли Рекомендации, включающие ряд мер, которые  могут стать важными элементами в стратегии издателей. В частности предлагается сконцентрировать усилия на создании лояльного интернет-сообщества пользователей как одного из главных активов в издательском деле. Также следует внимательно относиться к внедрению цифровых технологий в деятельность предприятия, так как любую инновацию необходимо масштабировать под каждое отдельное предприятие. Используя передовой западный и отечественный опыт, необходимо адаптировать его к конкретным реалиям бизнеса. Однако редакционная подписка не должна негативно влиять на иные формы подписки, в том числе почтовые. Следует внедрять эти технологии с минимизацией затрат или же передавать эти функции на аутсорсинг.

В завершение мероприятия, А.В. Авдонин призвал участников делиться своим опытом на других мероприятиях АРПП, в частности на готовящейся конференции во Вьетнаме. Это была бы полезная информация для многих участников рынка, поскольку печатные и бумажные версии изданий пока еще используются издателями не слишком согласованно. 

Пресс-служба АРПП

Участники заседания

 

Авдонин А.В., «Мир Новостей Медиа»

 

Христов П.В., «Открытые системы»

 

Долгов А.В., «Местный сайт»

 

Богоцкой О.С., «Консалт-центр»

 

Ефимов А.А., «ИДЛ»