Пророчество героя советской мелодрамы Москва слезам не верит о том, что впереди нас ждет одно сплошное телевидение, уже никогда не исполнится. Интернет отхватывает у телевизионщиков все больший кусок аудитории. Насколько он велик, показывает опрос международной исследовательской компании Nielsen, проведенный в 60 странах, в том числе и Украине. Опубликован отчет был в середине ноября.
Вопрос звучал так: “Какой источник актуальных новостей вы предпочитаете?” Респонденты называли несколько вариантов, ранжируя их по приоритетности. В итоге телевидение набрало 51 % голосов украинцев. Новостные сайты — 48%, соцсети — 47%. Традиционные СМИ — радио и печатная пресса — служат основным источником новостей для 10% и 9% соответственно.
Татьяна Бессмертная, гендиректор Nielsen в Украине и Беларуси, поясняет НВ, что подобные показатели характерны для всего мира. Как и следовало ожидать, молодое, активное поколение предпочитает считывать картину мира в онлайне. Старшее — то, что ближе к пенсионному возрасту,— крепко держится за телевизионный пульт.
Развитию интернет-СМИ сопутствует как минимум три фактора. Первый: относительно низкий порог входа, что привлекает в отрасль даже начинающих бизнесменов. "$10 тыс. для старта достаточно, плюс зарплата одного специалиста, гонорары”,— подсчитывает программу-минимум Александр Ольшанский, глава холдинга Internet Invest Group.
Второй: в период затяжной политической турбулентности усилились информационные междоусобицы, при которых всем сторонам конфликтов, чтобы отстреливаться от оппонентов, понадобилась своя медийная площадка. “Раньше, при режиме Януковича, не было войны олигархов, потому что все были подчинены ему,— поясняет медиаэксперт Наталия Лигачева.— Сейчас же есть все признаки информационной войны”.
И третий: потребители все меньше доверяют большим СМИ, которые из за своей хронической убыточности сидят на дотациях политически ангажированных акционеров. Зритель, читатель, слушатель хочет иметь альтернативный, очищенный от олигархии источник информации.
“Интернет собирает вокруг себя качественную, платежеспособную аудиторию, вероятно, этот тренд будет только развиваться,— прогнозирует Эльдар Нагорный, директор по маркетингу компании Plag Information Network.— Каждый доллар, вложенный в интернет сейчас, принесет сотни и тысячи в будущем. Тем более что сейчас это все еще дешево”.
Все там будем
Когда в конце 2004 года Юрий Бутусов стартовал с весьма популярным ныне интернет-порталом Цензор.нет, ничто не предвещало, что проект 28 летнего журналиста вскоре будет собирать более полумиллиона посетителей в сутки. Во-первых, в то время едва набрался бы с десяток общенациональных новостных лент. Во-вторых, согласно исследованию маркетинговой компании InMind, в те годы только 8 % населения Украины вообще имели доступ к интернету. То есть около 3 млн человек. Регулярных пользователей было и того меньше.
Телевидение оставалось главным оружием массового воображения. Иных источников информации в малочитающей стране не было. Даже радио больше пело, чем вещало.
Бутусов стартовал в разгар оранжевой революции с новостной ленты и политических анекдотов, инвестировав в свой проект несколько тысяч долларов. Сколько именно, он не уточняет.
Теперь его информационный ресурс по числу посетителей входит в тройку крупнейших игроков, каждый из которых может похвастать полумиллионной ежедневной аудиторией. Телевидение несерьезно отнеслось к возможностям своих интернет-страниц. И потому сегодня среди 15 самых посещаемых информационных лент только четыре телеканала, один из которых — TSN.ua — принадлежит телеканалу 1+1, старожилу отрасли с 19 летним стажем.
Крупные медиахолдинги долгое время не обращали внимания на интернет не только по причине его низкого проникновения в массы, но и из за микроскопического интереса к нему рекламодателей.
В 2007 м, согласно статистике компании ZenithOptimedia, реклама в интернете на всем украинском рынке занимала долю в 1 %. В абсолютных цифрах — чуть более $10 млн. Это было втрое меньше, чем реклама на радио, в 19 — чем во внешней рекламе, в 23 — чем в печатной прессе, и в 55 раз меньше, чем на ТВ.
В 2009 м интернет-реклама догнала радио, в 2013 м — обошла уличную рекламу, в 2014 — обошла всех, кроме ТВ. В 2015 году просела вместе со всем рынком, но при этом пострадала меньше всех и откусила треть рекламного пирога. В следующем году, считают эксперты, интернет и вовсе может сравняться с ТВ по рекламным доходам.
Триумфу интернета сопутствовал и другой факт. С 2009 года украинское телевидение прекратило быть бизнесом. Все телеканалы в безумной погоне за рейтингами, то есть за большой аудиторией, стали генерировать большие, многомиллионные убытки. ТВ-индустрия заработала в 2014 м $302 млн, а потратила — свыше $800 млн.
“ТВ пытается по старинке работать на широкую аудиторию,— критикует коллег Лигачева.— Попытка охватить всех привела к тому, что каналы бросаются в одни и те же форматы. Вышел где то Х-фактор — и все каналы пытаются делать нечто похожее, только с другим названием”.
В разгар политической борьбы, а она в Украине не затухает уже шесть-семь лет, телеканалы работают преимущественно на развлечение электората и уничтожение политических оппонентов.
Ничего более светлого голову акционеров не посещало. Владимир Фесенко, директор центра прикладных политических исследований Пента, рассказывает НВ, как в 2006 м он был свидетелем разговора между Пинчуком и Леонидом Кучмой. Президент Украины (1994–2004) Кучма жаловался зятю на то, что ему не нравятся политические шоу, например, то, которое вел на ICTV Савик Шустер. Сплошные скандалы, крики, брызги эмоций.
Кучма говорил, что хотел бы видеть на экранах ТВ умные, аналитические программы, привел в пример российского ведущего Владимира Познера. Пинчук согласился с этой оценкой, но признался, что вынужден ориентироваться не на вкусы тестя или свои, а на рейтинги.
“Им [собственникам ТВ] интересны ток-шоу, не привлекающие молодежь, а такие, у которых высокие рейтинги,— делает вывод завсегдатай телешоу Фесенко.— Эти политические шоу можно использовать как инструмент формирования общественного мнения”.
В итоге телевидение, желая того или нет, стало выталкивать умную, молодую, активную, денежную аудиторию в сеть. “Могу с уверенностью сказать,— комментирует 36 летний Эльдар Нагорный,— что никто из моих близких родственников и друзей в Украине не смотрит ТВ. Вообще”.
Новый мировой порядок
Татьяна Бессмертная приводит довольно интересные сравнения украинской аудитории с окружающим нас миром. Больше всех из опрошенных интернету доверяют литовцы — 55%. Следующая — Украина — 48%. Средний показатель по Европе — 30%. “В странах Западной Европы еще высока роль печатных СМИ, в то время как в странах Центральной и Восточной Европы выше популярность онлайн-СМИ”,— поясняет Бессмертная.
Этот уровень доверия к сетям и недоверия к традиционным медиа приближает нас к странам Ближнего Востока, Африки и Азии. Здесь самую актуальную информацию о событиях в мире и стране предпочитают черпать из сети. Телевидение ушло на второе место. Например, 45% опрошенных респондентов в Объединенных Арабских Эмиратах, 59% египтян и 52% китайцев предпочитают получать новости из интернета. ТВ опустилось там ниже отметки в 45%.
По другую сторону цивилизации стоят североамериканцы, которые, судя по результату опроса, все еще доверяют своим большим СМИ. Онлайн как источник информации воспринимают 21%, а вот телевидение — 50%.
Украинские телевизионщики поняли, что проспали тренд, и потому стряхивают пыль со своих некогда непродуктивных веб-ресурсов и активно размещают там уникальный контент. “Еще несколько лет назад сайты группы были в первую очередь проморесурсами ТВ-каналов,— поясняет Ирина Андрющенко, директор по развитию StarlightMedia (SLM).— Сейчас же это отдельная полноценная интерактивная платформа, способная обеспечить огромные охваты и одномоментные просмотры видео сотнями тысяч зрителей”.
Андрющенко утверждает, что в текущем году группа SLM, куда, помимо ICTV, входят Новый канал, СТБ, М1, М2 и QTV, распродала почти все рекламные места на своих сайтах. А совокупный охват сайтов SLM на YouТube-канале составил около 7,5 млн зрителей, что сопоставимо с аудиторией традиционного телеканала.
Лигачева подытоживает и делит интернет-пространство на условные три группы. Первая связана с крупными медиахолдингами, например каналом 1+1, что развивает ТСН — самый успешный интернет-проект среди телевизионщиков.
Вторая группа связана с бизнесменами средней руки или политиками. Они готовы раскошелиться — если и не ради прибыли, то из желания создать влиятельный ресурс в информационном поле. Например, Обозреватель Михаила Бродского или Гордон Дмитрия Гордона. Третья группа — проекты, которые позиционируют себя как независимые и существуют относительно давно, как Украинская правда, или появляются лишь сейчас, как Платформа.
Если украинским медиа когда то и суждено стать бизнесом, интернет будет его парадными воротами. Нагорный уверен, что рекламный рынок сети в ближайшие годы продолжит расти. С развитием интернет-технологий жизнь самых активных граждан будет погружена во всемирную паутину. Еще два-три года назад лишь около 40% украинцев постоянно пользовались интернетом. Теперь эта цифра составляет уже 65%. Тем не менее у украинского интернета есть потенциал — в Европе цифры варьируются от страны к стране, но в среднем постоянно пользуются сетью около 80–85% граждан. И речь не только о новостных порталах, хотя при благоприятном стечении обстоятельств их рост коснется тоже.
“Если экономика будет стабильной хотя бы несколько лет,— мечтает Нагорный,— можно ждать захода крупных мировых игроков на все смежные рынки. Уже есть Vodafone, давно на рынке Booking, на подходе Uber, идут переговоры с PayPal, возможно, Amazon и другие”.
Что нас сдерживает
В 2011-м компания Megоgo на свой страх и риск запустила онлайн-кинотеатр, который к нынешнему году, по словам Ивана Шестакова, директора по маркетингу компании, стал одним из крупнейших в СНГ.
Число уникальных пользователей в месяц — 48 млн человек. “Мы вышли на высокопиратский рынок,— вспоминает Шестаков.— Где пользователи привыкли, что контент в интернете — это что то бесплатное”. И тогда менеджмент компании решил раздавать часть контента бесплатно, а зарабатывать на рекламе.
Первые несколько лет, когда рекламный рынок находился на своем пике развития, стратегия сработала. Теперь рынок просел, но совершенно неожиданно повел себя потребитель. То есть буквально произошел мировоззренческий сдвиг.
С лета 2014 го пользователи начали активно платить за контент. Причем прирост составлял до 30 % в месяц. Продажи и сейчас продолжают расти. “Когда мы спрашиваем их [клиентов], по какой причине не покупали раньше и покупаете сейчас, подавляющее большинство сказали, что не хотят поддерживать теневую экономику,— рассказывает Шестаков.— Нам бы очень хотелось, чтобы и бизнес пошел по стопам наших сограждан и более сознательно относился к площадкам, на которых размещает рекламу”.
Здесь эксперт говорит о сложившейся на интернет-рынке печальной традиции размещать рекламу на пиратских сервисах. Масштаб этого явления убийственный для всей отрасли. 85% рекламных бюджетов в сети приходится на пиратские сайты. И только 15% — на легальный контент. В абсолютных цифрах по 2014 году это выглядит как $138 млн против $24 млн в пользу тени.
Воровство контента и размещение на своих интернет-ресурсах продукции, на которую нет прав,— ключевой тормоз развития онлайн-порталов самого различного толка.
Еще один шлагбаум на пути к развитию рынка — очень низкое проникновение скоростного интернета в Украине. Согласно данным исследовательской компании Gemius-Украина, в октябре с помощью стационарных компьютеров и ноутбуков 20,1 млн украинцев подключались к сети. То есть более половины страны все еще живет мерками середины ХХ века в том, что касается информационных технологий.
Для сравнения Нагорный приводит европейскую статистику. Здесь покрытие скоростных сетей интернета составляет 95% территории.
Впрочем, самый важный фактор, который сдвинет украинскую телегу с места, это экономический рост. Когда в короткий промежуток между 2005 м и 2008 м рост украинской экономики вышел на свой исторический пик, ни один из вышеперечисленных факторов не мог быть сдерживающим для развития новых информационных рынков.
Несмотря на то что украинская экономика уже давно не подает никаких сигналов, кроме SOS, собственники интернет-порталов, бедные и состоятельные, новички и старожилы настроены развивать или по меньшей мере сохранять свои ресурсы до лучших времен.
“Для того чтобы увеличивать аудиторию и удерживать нынешнюю, нам придется запускать дополнительные проекты, которые рассчитаны на большее количество посетителей,— говорит Виктор Шлинчак, основатель новостного портала Главком.— Один из них запустим уже с нового года. Никаких новых рецептов нет — в следующем году придется больше работать и расширять штат сотрудников”. Впрочем, на данный момент ситуацию лучше всего характеризует любимый афоризм российского олигарха Бориса Березовского: “Деньги были. Деньги будут. Сейчас денег нет”.
Максим Бутченко, Александр Пасховер
Источник: Новое Время
Оригинальный заголовок: Новостные сайты становятся такими же влиятельными, как и телевидение
Похожие новости: Интернет убьет не прессу, а телевидение