***
Олег Бережной, генеральный директор ГК «Кардос»:
О ситуации на рынке Москвы
Сейчас на рынке распространения печати столицы происходит уникальный процесс, который можно назвать как полная экспроприация и национализация всей уличной системы продаж прессы. Ситуация сложилась сомнительная и спорная. У нее много рисков, но все же есть шанс, хоть и небольшой, что все сложится удачно. Все торговые объекты печати стали муниципальными, город финансирует их установку и замену, а на открытых конкурсах между распространителями разыгрывает право работы в них. Для участников рынка эта ситуация вылилась в огромный всплеск расходов. Теперь арендная плата составляет не 1 400 руб. в год, как еще два года назад, а около 30 тыс. в месяц. Надеюсь, что после окончания реализации проекта рынок будет стабилизирован, и вся система распространения прессы, сейчас балансирующая на грани исчезновения, придет в порядок.
Сегодня надежды дистрибуторов направлены на регионы. Как ни парадоксально, но тиражи в региональных киосках прессы сейчас часто больше, чем в Москве. Так как кризис сильнее всего всего ударил по среднему классу, то и наибольший процент падения тиражей наблюдается в Санкт-Петербурге и Москве.
О новом проекте ГК «Кардос»
Совместно с коллегами из «Роспечати», «Межрегионального агентства подписки» и несколькими другими компаниями мы начали проект по продажам в розницу периодической печати через региональные отделения почтовой связи. Эксперимент, сначала запущенный в Московской области (с февраля по май), затем проник еще в 14 регионов страны. Суммарно он охватывает около 8 тыс. отделений связи, в которых мы стали работать как мини-супермаркеты. В данный момент это наиболее перспективное, важное и интересное направление нашей деятельности. Мы получили трехкратный рост продаж по сравнению с теми показателями, которые отделения связи получали раньше. Хотя идет проект очень тяжело. Но это — новая ниша, крайне перспективная и эффективная в силу того, что отделения связи присутствуют даже в самых отдаленных уголках России.
О дистрибуции
При выборе ассортимента для отделений связи мы, естественно, берем те издания, которые имеют максимальный тираж. И мы заметили, что чем издание дешевле, тем тираж больше. Сейчас, в кризисное время, объемы тиражей и цена играют важную роль.
Отдельно можно отметить, что за последний год практически умер сегмент мужских изданий, поэтому у печатных СМИ теперь не читатели, а читательницы. Сегодня более 90% продаж бумажных изданий локализовано именно в женской и детской тематиках, так как практически все деловые издания уходят в онлайн.
Для дистрибуторов печатной продукции наступило сложное время. Все возможные отрицательные факторы начали воздействовать на отрасль практически в одно и тоже время. Снижение потребительского спроса, падение тиражей, уход с рынка издателей, сокращение выпускаемых проектов… Как следствие, дистрибуторы испытывают дефицит продукции, что приводит к снижению выручки.
Разрушение существующей системы распространения происходит и по вине чиновников.
О расширении ассортимента
Идея о необходимости расширения ассортимента, о которой так часто говорят, абсолютна правильная, особенно сейчас, в кризис. Но я против возвращения табака в газетные киоски, так как он имеет очень маленькую наценку, и на нем не заработаешь. Да, табак дает трафик, но сигареты, не принося прибыли, занимают огромный кусок витринного пространства. Нет смысла тратить силы и время на продавливание законодательства в части абсолютно бессмысленного товара. Другое дело — расширение ассортимента за счет понятных и нужных вещей, которые необходимы людям «на бегу»: снеки, воды, товары для детей и пр.
О возможных банкротствах
Хочу успокоить издателей: на нашем рынке не осталось непрофессионалов. Наш рынок тяжел, трудоемок и крайне неинтересен для людей из другого бизнеса. Если говорить о дальнейшем существовании нынешних компаний, то хочется сделать осторожный прогноз о том, что банкротств не будет. Будут слияния, объединения, но не банкротства. Системно наш рынок гораздо более крепок, чем думают издатели.
О перспективах
2016 год будет гораздо тяжелее 2015-го, это факт. Нынешний год — это только преддверие... Сейчас мы наблюдаем такие же изменения на рынке, которые происходили на нем в конце 80-ых и начале 90-ых годов. Тогда рушилась семидесятилетняя система, всеми овладело чувство апокалипсиса и хаоса. Но рождалась система новая и появлялись новые издания. Сейчас мы наблюдаем изменения такого же масштаба. Мы «доедаем» остатки прежнего рынка, которому ему судьба отвела 25 лет жизни.
Торговые объекты печати в ближайшем будущем станут мультиформатными, сервисными, начнут работать как точки выдачи интернет-заказов или заказов по каталогам. Это будет уже «околосфера» печати, а не классическая торговля газетами и журналами.
Что же касается издательского рынка, то он уйдет в онлайн, а печатная версия станет в лишь добавлением к нему.
Екатерина Савицкая
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие новости: Распространители прессы сошлись на улицах Петербурга