Официально основные тенденции и события уходящего года, произошедшие на московском рынке издания и распространения СМИ, были представлены 3 декабря на юбилейном XV Городском форуме печати. Обсудить как итоги форума, так и в целом уходящий год сегодня мы решили с Алексеем Федотовым, генеральным директором компании «Столичная пресса».
— Алексей, только что в Москве завершился Городской форум печати. На мероприятии первый заместитель руководителя Департамента СМИ и рекламы Юлия Казакова, в том числе, продемонстрировала отчет о результатах первого этапа реформирования рынка распространения печати. Как вы оцениваете озвученные ею данные?
— Я был на этом форуме. Он у меня примерно тринадцатый. Почти с основания этого мероприятия я посещаю это действо ежегодно. За последние лет пять значимость данного мероприятия снизилась. Это очевидно. Если раньше форум был неким праздником, выставкой достижений отрасли, соревнованием лидеров, где первые лица компаний-распространителей и издатели представляли презентации о своих достижениях в технологиях продаж и росте реализуемых тиражей, о методах и способах обработки и логистики прессы, то прошедший в этом году в пятнадцатый раз форум свелся лишь к формальным докладам чиновников и руководителей смежных отраслевых объединений, да и то не всех. К сожалению, это связано не с падением отрасли в целом или резким снижением спроса на прессу, а исключительно с отношением власти к печатным СМИ и чтению, в частности — способам предоставления информации, ее цензуре.
Моя карьера в отрасли — практически 20 лет. Это большой срок. Примерно десять лет я являюсь руководителем первого звена, и около трех лет — топ-менеджером отраслевого значения, руководителем группы компаний, видом деятельности которой является распространение печатной продукции, аренда, издательство и книготорговля. Если говорить о нынешнем состоянии дел в отрасли и отношению к ней Департамента СМИ и рекламы, то оно, по моему мнению, полностью соответствует отношению нынешней московской администрации к мелкой рознице. Я не могу согласиться с тем, что все происходящее сейчас с киосками и павильонами прессы — реформирование. Это их разрушение. Можно говорить все что угодно, но деятельность конкретного руководителя будь то это исполнительный орган коммерческого предприятия или государственный служащий, оценивается по его показателям. В нашем случае — по количеству торговых точек, реализуемым тиражам, трудовой занятости москвичей и объему поступающих в казну налогов. Можно говорить сколько угодно о проблемах и сложностях, о грандиозных планах по реформированию и о чем еще угодно, но, если обратиться к цифрам, то в сухом остатке мы получаем лишь тяжелейшую усугубляющуюся стагнацию по всем показателям, которые я обозначил выше. Экономика не приемлет лирики. Это не литературные чтения. Менеджеры со стороны коммерции призваны максимизировать прибыль, а город должен привлекать инвестиции предпринимателей и обеспечивать их работу. Только при соблюдении этих норм мы получаем экономически эффективную конструкцию. Все прочее от лукавого. Ухудшение экономики распространителей и издателей я не связываю с деятельность конкретных работников Департамента СМИ и рекламы. Наоборот, руководители его пытались спасти киоски от сноса торговым блоком Правительства Москвы, как бы абсурдно это не звучало. Но результат, к сожалению плачевный. В ноябре 2015 года мной было принято решение о закрытии и демонтаже четырех киосков прессы, а в декабре мы демонтируем еще два. Экономика ухудшается, и это реальные последствия ухудшения. Количество реализуемых через киосковые сети тиражей будет снижаться и снижается с каждым днем.
— За день до форума, 2 декабря, в ЦАО Москвы прошел контрольный объезд уже установленных в округе НТО «Печать». Результаты объезда входят неутешительны… Сталкивалась ли ваша компания с выявленными в ходе объезда проблемами?
— Ничего сверхъестественного не случилось. Все произошло четко в соответствии с моим прогнозом, и продолжает развиваться по самому негативному сценарию в соответствии с законами рыночной экономики. У нас же работа чиновников заключается в том, чтобы говорить «все хорошо». Если этого не говорить, чиновники более высокого ранга будут раздражаться и получать по голове от еще более высоких чиновников. Конкурсы прошли, деньги были заплачены распространителями в качестве залога, а объектов нет. Те, которые есть, не подключены к электроэнергии. А если и подключены, то вроде бы как временно, и то кабельными «соплями», за которые Ростехнадзор нас раньше нещадно штрафовал и отключал от электроэнергии.
Я не буду комментировать безобразные конструкции киосков, не предназначенные для распространения прессы, не говоря уже о невозможности находиться там живому человеку. Наверное, «торговые власти» города больше беспокоятся об аукционах на похоронные места для родовых склепов на кладбищах и наличия там вай-фая, но конструкции установленных киосков согласованы с отраслью не были. Несмотря на то, что некоторые чиновники говорит о том, что эта работа была проведена, это не так. Ни одного подтверждающего документа нет. На сайте Ассоциации распространителей печатной продукции рассматривалось 12 вариантов киосков, которые предложили крупные и мелкие участники рынка распространения СМИ; были выбраны, в результате он-лайн голосования, четыре лидера. Департамент СМИ и рекламы, Департамент торговли и Москомархитектуры проигнорировали эту работу. Ими были выбраны модели самые неудачные для распространения прессы.
Все возможные проблемы с конструкциями киосков, подключением к электрическим сетям, сроками установки возникли в результате заведомо провального «эксперимента» в ЦАО. Эта работа завалена. Ожидаемо. Сейчас все должны четко осознать, что на фоне поручений президента РФ Путина В.В. по поддержке мелкого предпринимательства, повальной приватизации и продажи государственного имущества, крайне недальновидно создавать дополнительные казенные предприятия за счет бюджета города. Данная работа должна быть поручена мелкому бизнесу, который в современных условиях является более эффективным и мобильным, нежели монополия.
Городским чиновникам необходимо признать, даже «палаточных рантье» из них не вышло. Каждый в рыночной среде должен заниматься своим делом.
— В начале декабря стало известно о планах Московского метрополитена по выводу со своей территории нестационарной розницы, в том числе и киосков печати. Как заявил на Городском форуме печати представитель метро, торговля прессой в «подземку» в будущем вернется, однако на условиях общих аукционов. Что ждет торговлю прессой при сложившемся раскладе?
— ГУП «Московский Метрополитен» в последние годы стал жить очень странной жизнью. Какой-то полумистической. Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что чиновники могут говорить все что угодно, а мы должны судить по результатам их деятельности. За последнюю неделю по московским и федеральным каналам прошла информация о том, что сроки реконструкции вестибюлей и подуличных переходов сорваны минимум на три месяца даже после пролонгации Департаментом транспорта сроков реконструкции еще на три месяца. Я, будучи ежедневным пользователем столичной подземки, не раз говорил, что реконструкция, проводимая там сейчас, не что иное, как профанация. По заявлениям мэра Собянина, его администрация меняет городскую среду, делая ее комфортной «для жизни, для москвичей». Но, простите, в чем изменение комфорта? В замене ступеней и плитки на стенах? Может быть стоило, как в странах Европы и развивающихся мегаполисах Азии, заменить узкие ступени на эскалаторы? Или лучше заменить старинное покрытие на сомнительный керамогранит и чиновникам заработать для себя денег? Разве это изменения для москвичей и гостей столицы?
Да, это, безусловно, улучшит качество жизни. Чиновников только, к сожалению. Да и то, пользоваться метрополитеном они не будут все равно.
Почему я так подробно коснулся этой проблематики? Потому что под предлогом псевдо благоустройства, чиновники ликвидируют всю розничную торговлю в подземке. Буквально с 1 января 2016 года. Автоматы по продаже прессы уже ликвидированы, но по экономическим соображениям. Стоимость их размещения возросла так, что ничего общего с экономикой бизнеса они иметь перестали. Так же чиновники запретили размещение рекламы на конструкциях автоматов.
Что касается старейшего предприятия отрасли — ООО Агентства «Метропресс», то с 1 января наступающего года компания фактически перестает существовать. И я не думаю, что она вернется на рынок.
На XV Городском форуме печати одна из руководителей структурных подразделений ГУП «Московский метрополитен» заявила, что не может назвать сроки проведения аукционов по новым местам уже на реконструированных станциях. Я думаю, все это закончится так же, как с исчезновением коммерческой рекламы в метро.
— На том же Городском форуме печати было объявлено о планах по установке в Москве 100 книжных киосков, в которых будет продаваться и периодика. Устанавливаться они будут в районах, хуже всего обеспеченных книжными магазинами. Станет ли это выходом для книжного рынка? Как вы оцениваете экономику проекта — не будут ли киоски полностью дотационными?
— Давайте вспомним ныне здравствующего великого американского ученого Филиппа Котлера, основателя маркетинга как науки. Надеюсь, чиновники в Правительстве Москвы знакомы с его многочисленными трудами: «Для размещения торгового объекта важны три составляющие: первое — место; второе — место и третье — место».
Моя группа компаний занимается книготорговлей, в том числе, розничной. Этот бизнес мне хорошо известен. Давайте проанализируем: почему книжные магазины закрываются?
У нас в холдинге есть три формата торговли под брендом «Экслибрис». Первый — это книжные магазины, площадью до 150 кв.м.; второй — «Экслибрис-Сити» (книги, газеты, журналы, сопутствующий товар, продукты, напитки, хозтовары и пр.); третий — «Экслибрис-Экспресс» (формат «Экслибрис-Сити», но меньшей площадью и без входа внутрь торговой конструкции). Изначально, мы планировали все форматы торговли как книжно-газетно-журнальные. Однако, с введением в Москве торгового сбора, налога на «воздух», мы отказались в формате «Экслибрис-Экспресс» от печатной продукции в принципе. Книжный магазин априори не может в современных условиях существовать в рамках только торговли книгами. После полугодия убытков, мы диверсифицировали торговлю только книгами в кофейню. То есть, половина площади — это книжный, а половина — кофейня. Такие прецеденты есть абсолютно во всех развитых экономиках.
Я понимаю логику города, который хочет устанавливать именно павильоны до 20 кв.м., так как площадь свыше — это капитальное строительство. Но я не вижу в этом проекте перспектив, так как город работает шаблонно в границах запретов и ограничений ассортимента, и данный формат сопряжен с глобальными затратами в части ввода в эксплуатацию всего торгового и контрольно-кассового оборудования. Хочу отметить, что даже крупные игроки рынка, как розничники так и оптовики, уже пару лет назад отказались от этих форматов. Заработать денег чиновникам на освоении бюджетов, выделенных на разработку уже давно отжившего себя концепта и изготовлении очередных «монстров», безусловно, удастся. Но опять-таки, это ничего общего с реальной экономикой и бизнесом не имеет.
— Еще одна новость последних дней: как нам стало известно, ГБУ «Жилищник», ответственное за подключение всех новых киосков прессы к электричеству, не заключило договор с Мосэнерго. Чем это обернется для предпринимателей?
— Я еще раз хотел бы отметить, что не буду рассматривать частности или куски этой мега-проблемы. Сама по себе идея передела рынка и всепоглощающей дойки всего и вся, которая была извержена из недр чиновничьего аппарата в условиях чудовищного затяжного экономического кризиса, порочна. Она не оправдала себя и незамедлительно должна быть прекращена и переформатирована в интересах москвичей, издателей и распространителей. Тем более, в предвыборный год.
Отвечая на ваш вопрос, хочу сделать акцент на том, что ГБУ «Жилищник» — это тот же самый ДЕЗ до как бы реформирования. В соответствии с программой «Моя улица» все кабельные линии должны быть убраны под землю. В соответствии с действующими правилами и нормами в области электроэнергетики до прокладки кабельной линии в землю необходимо: получить технические условия на присоединение мощности в электросетевой компании, разработать проект энергоснабжения, в котором предусмотреть способ прокладки кабеля, материалы и технические решения. Проект необходимо согласовать с электросетевой и энергосбытовой организациями. Далее, необходимо получить ордер на выполнение земляных работ в ОАТИ г. Москвы. После выполнения работ, кабельная трасса и приборы учета принимаются всеми причастными службами, а подземная кабельная трасса наносится на эскиз №1 и геоподоснову района, и передается в Москомархитектуры. Выполняются замеры сопротивления изоляции кабелей. Только после этого заключается договор энергоснабжения и возможна подача напряжения.
КП «Мосгорпечать» и ГБУ «Жилищник» не в состоянии выполнить эти работы точно в срок, так как сама процедура очень сложная и требует очень серьезных инвестиций. В зависимости от длины подземной кабельной линии, только стоимость прокладки кабеля в соответствии с Правилами устройства электроустановок, может начинаться от полутора миллиона рублей. Это все бюджетные деньги, то есть, наши с вами налоги.
При объезде новых городских киосков в ЦАО и переписках с причастными службами, я заметил, что все подключения к электрическим сетям в результате спешки, выполнены неверно. Основная проблема для распространителей и КП «Мосгорпечать» в данном случае — это штрафы со стороны «Мосэнергосбыта». Невозможно эту проблему замять на уровне Москвы, так как сам «Мосэнергосбыт» является лишь продавцом электроэнергии. Помимо него существуют кабельные сети и собственно производитель электроэнергии ПАО «Московская объединенная энергетическая компания». Объемы отпущенной и оплаченной электроэнергии сейчас очень серьезно отслеживаются. Дельта потребления велика. Начнутся расследования, а это — штрафы распространителям и отключения киосков зимой от света и тепла.
— Алексей, за окном уже декабрь, в пору подводить итоги года. С каким багажом, на ваш взгляд, рынок распространения печати Москвы входит в 2016 год?
— Я считаю завершающийся 2015 год очень результативным. Для распространения и чиновников, прежде всего. Рассыпались иллюзии московского правительства в отношении попыток «отжать» бизнес у цивилизованных распространителей, строивших свой бизнес десятилетиями. Альтернативы существующим схемам распространения прессы в Москве нет. Это тоже всем стало ясно. Государственная модель ведения и управления хозяйственной деятельностью вместо предпринимателей является неэффективной и провальной, поэтому, федеральные чиновники делегируют эти функции бизнесу. Надеюсь, московские чиновники в скором времени перестанут видеть в делегировании полномочий, франчайзинге и аутсорсинге корень все бед бизнеса Москвы.
— Ситуация в Москве сейчас складывается таким образом, что по итогам реформы рынка киосковых продаж прессы, на нем остается два монополиста: первый — город, который будет владеть всеми киосками печати, второй — частная компания, в ведении которой оказываются все пресс-стенды. Чего при таком раскладе ожидать рынку, в первую очередь — издателям?
— Уверен, что этого не произойдет. Город уже не справился, и не справится в будущем с функцией монополиста, это во-первых. Во-вторых, при всех вводных, которые мы имеем сейчас по аренде и качеству объектов, это мертворожденный проект. Как только деньги будут освоены и тиражи упадут окончательно, «Мосгорпечать» будет приватизирована, как это уже было в период с 1991 по 1992 годы с «Союзпечатью». Но в этом случае она уже никому не будет нужна.
Так же у меня существует уверенность, что этот подряд перед заводами-изготовителями финансово закрыт не будет, а на новое безумие вряд ли найдутся деньги. В стране серьезнейшая экономическая депрессия. Все это ощущают. Кроме чиновников.
Что касается пресс-стендов, то монополист там был всегда. Да это пережитки прошлого, черные обороты, коррупция и прочее. Но это всех устраивает. И издателей и распространителей. Для чего тогда это менять? Зачем ставить «ньюс-стенды», как в Нью-Йорке, если это работает?
Могу сказать больше: у нас на рынке есть распространители, имеющие серьезнейшие технологические мощности, логистические комплексы, сортировочные линии TWI и пр., а есть оптовики, которые раскладывают тиражи «на коленке» и работают «в черноту», переставляя слова в названии раз в три года. Это тоже работает как-то. Пока. Это и есть рынок. Необходимы фундаментальные изменения, которые дадут импульс для развития, а не для стагнации. Вот в чем задача регулятора-города, а не в монополизации бизнеса за счет бизнеса. Как сказал недавно предприниматель Дмитрий Потапенко: «Диалог бизнеса и власти в последние 20 лет — это диалог мясника с коровой. Ласково заглядывая в глаза и держа нож под горлом».
— А каков на конец этого года багаж вашей компании?
— Для нашей группы компаний этот год прошел так же результативно, как и предыдущие. Мне проще, наверное, в этом случае. Я стал генеральным директором компании, которая находилась в предбанкротном состоянии. Через два месяца акционеры готовы были ее закрыть, а мне необходимо было обеспечить банкротство управляющей компании и закрытие этого направления бизнеса. Мне удалось полностью ликвидировать коррупцию, частично санировать персонал и через два месяца выйти в прибыль. Безусловно, нас спасло здание. Компания имеет собственное здание, которое напоминало сарай. В течение двух лет я проводил серьезнейший ремонт и реконструкцию всех площадей, начиная от замены труб отопления и заканчивая стеклопакетами и коммуникациями. Это сложная работа в условиях жесточайшей и хронической нехватки денег. Сейчас эта работа практически завершена. Наше здание — уже бизнес-центр, все площади которого сданы в аренду. В конце 2016 года мы ожидаем открытия станции метро «Бутырская» напротив нашего здания, что, безусловно, капитализирует все сделанные вложения. Так же, практически все долги, которые достались мне «по наследству», выплачены.
В начале 2015 года мы начали достаточно интересный и новый для нас проект — издательский. Сейчас «Столичная пресса» является издателем ежемесячного журнала «Москва-Ерушалаим». Это очень интересная, но одновременно, сложная работа.
Так же, мы приступили к реализации проекта розничных сетей трех форматов бренда «Экслибрис», о котором я ранее рассказывал. Это так же интересная работа, в которой мы очень аккуратно участвуем, и пока серьезных ошибок допущено не было. Я не стремлюсь к глобализации рынка города или региона, но обороты по сравнению с газетно-журнальным бизнесом, совершенно иные. И самое главное, мы вправе сами устанавливать ассортимент. Все объекты оснащены кассовыми терминалами с современным программным обеспечением. И этот проект экономически обоснован в отличие от того безумия, который город устроил с киосками прессы.
Самый главный момент — я умею и хочу заниматься прессой и книгами. Это бизнес мой, я в нем уже практически 20 лет. В условиях жесточайшего экономического кризиса мы должны совместно с властями принимать только правильные решения. Если этого не произойдет, акциями дальнобойщиков и медиков ситуация не ограничится, и может перейти уже в совершенно иную фазу противостояния.
— Последний, и тоже новогодний вопрос: представьте, что вы на отраслевом праздновании Нового года. Что бы вы пожелали коллегам под бой Курантов?
— Одного хотел бы пожелать: терпения!
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие новости: Москва: Управа ЮВАО признала свою вину за снос киоска «Столичной прессы»