В его работе приняли участие: президент АРПП Д.В. Мартынов, председатель правления АРПП А.В. Оськин, генеральный директор ООО «Мир новостей Медиа» А.В. Авдонин, генеральный директор ООО «Нева-Пресс» И.Н. Васильева, генеральный директор ОАО «Агентство «Роспечать» В.А. Зайцев, руководитель Департамента по подписке ФГУП «Почта России» М.А. Казаков, председатель Координационного совета Альянс в поддержку института подписки на газеты и журналы В.В. Керов, заместитель начальника управления ФАПМК Г.Н. Кудий, генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ» В.Г. Паргентанян, генеральный директор ХК «Сегодня-Пресс» А.В. Федотов.
На заседании также присутствовали заместитель генерального директора ЗАО «ИД «Аргументы недели» И.А. Диденко, генеральный директор ООО генеральный директор издательского дома «Книжное обозрение» А.М. Набоков, исполнительный директор АРПП Я.В. Полюхович, советник дирекции ООО «МАП» Д.В. Савкин, главный редактор PlanetaSMI.Ru Е.О. Трушина.
Вёл заседание А.В. Оськин. Он рассказал собравшимся о повестке дня мероприятия и передал слово Д.В. Мартынову.
Президент АРПП Д.В. Мартынов выступил с докладом «Итоги медиагода-2015, задачи по поддержке и развитию отрасли на 2016 год». По данным госстатистики, заметил он, выпуском газет и журналов в России занимается около 8 тысяч компаний, в т.ч. 15 крупных международных издательских домов. Распространяют печатную продукцию более 100 предприятий оптом и около 550 в розницу. Порядка 41 тысячи розничных торговых точек различного формата продают периодику.
Ожидается, сказал Д.В. Мартынов, что в 2015 году доходы печатных СМИ в России снизятся по сравнению с 2014 годом и составят:
- розничные продажи печатных копий - 46,4 млрд. руб. (потери 2%);
- продажи печатных изданий по подписке - 18,4 млрд. руб. (потери около 6%);
- рекламные поступления - 21,5 млрд. руб. (потери около 35%).
Согласно прогнозам, в 2016 году продолжат сокращаться объёмы тиражей, количество торговых объектов по распространению периодической печати, включая киоски, минимаркеты, павильоны прессы, лотки и пресс-стенды. В то же время возрастёт численность торговых точек в сетях FMCG и их доля в структуре продаж прессы.
Президент АРПП рассказал о конкретных шагах Ассоциации, предпринятых в 2015 году совместно с ведущими распространителями периодической печати, с тем, чтобы нивелировать отрицательные тренды в отрасли, сохранить объёмы продаж прессы на прежнем уровне, обеспечить комфортный уровень обеспеченности населения специализированными объектами прессы.
В числе этих мер Д.В. Мартынов назвал разработку двух документов: Концепция развития розничного рынка распространения периодической прессы Москвы до 2020 года и Концепция по поддержке и развитию системы распространения периодической печатной продукции в малонаселённых регионах Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.
В рамках программы поддержки социально-значимых СМИ был составлен специальный список, в который включены более 450 социально-значимых изданий различных тематик – детско-юношеской направленности, научно-популярной, духовно-просветительской, патриотической и литературно-художественной.
В завершении своего выступления президент АРПП сделал акцент на необходимости оказания содействия решению поставленных главой государства В.В. Путиным задач по поддержке малого и среднего бизнеса, а также реализации в условиях кризиса инициатив медийного сообщества по сохранению и модернизации отечественного рынка печатных СМИ.
Далее участники заседание перешли к дискуссии, в рамках которой Г.Н. Кудий рассказал о том, в начале декабря с.г. в ФАПМК состоялось заседание главных редакторов крупных федеральных изданий. Профессионалы медиаотрасли пришли к единодушному мнению о том, что в настоящее время власти в нашей стране относятся к газетам и журналам достаточно пренебрежительно, в отличие от телевидения и интернета, которые пользуются популярностью у молодёжи и получают серьёзную государственную поддержку.
В то же время индустрия печатных СМИ сегодня находится в крайне затруднительном положении и нуждается в безотлагательной помощи представителей государственной власти всех уровней. В частности, списание нереализованных тиражей и налоговые льготы могли бы способствовать значительному оздоровлению экономики медиаотрасли.
По мнению Г.Н. Кудия, издатели и распространители также не должны бездействовать. Необходимо открыто заявлять о проблемах, существующих на рынке, в том числе со страниц газет и журналов.
А.В. Авдонин и И.А. Диденко поддержали идею Г.Н. Кудия о консолидации усилий участников рынка и широком освещения всех негативных тенденций в медиаотрасли на первых полосах изданий.
Г.Н. Кудий предложил провести в ФАПМК совещание представителей издательского и распространительского сообщества. А.В. Оськин поддержал предложение Г.Н. Кудия.
Д.В. Мартынов рассказал собравшимся о положительном опыте европейских стран в части поддержки малого и среднего предпринимательства, к которому относится и распространительский бизнес. Президент АРПП призвал коллег объединить усилия и обратиться в Министерство промышленности и торговли РФ с просьбой поддержать мелкую розницу, в том числе систему розничного распространения прессы.
И.Н. Васильева согласилась с Д.В. Мартыновым и заметила, что при модернизации системы распространения периодики в г. Москве необходимо перенимать положительный опыт таких российских городов, как Липецк и Воронеж.
А.В. Федотов рассказал участникам заседания о результатах торгов на право розничной торговли прессой в НТО со специализацией «печать», проведённых Департаментом СМИ и рекламы г. Москвы в ЦАО столицы. По словам А.В. Федотова, в результате реформирования системы распространения периодики в ЦАО количество газетных киосков резко сократилось, большинство из них до сих пор не функционируют, а выбранные форматы НТО плохо пригодны для торговли газетами и журналами.
В следующей части заседания А.В. Оськин проинформировал коллег о том, что АРПП составила рейтинг обеспеченности регионов РФ киосками и павильонами прессы и рейтинг губернаторов, отражающий отношение местных администраций к вопросам реализации периодики. Данные материалы были направлены непосредственно главам регионов, в администрацию Президента РФ и в Правительство РФ, а также опубликованы на сайте Минкомсвязи РФ. Рейтинги, подчеркнул А.В. Оськин, являются объективными показателями уровня государственной поддержки средств массовой информации в субъектах Российской Федерации и могут сыграть большую роль на предстоящих парламентских выборах.
Также А.В. Оськин сообщил о том, что АРПП начало активную работу по взаимодействию с Торгово-промышленной палатой РФ и Межотраслевым экспертным советом в вопросах поддержки дистрибуции прессы в ритейле.
Председатель правления АРПП предложил участникам заседания рассмотреть и одобрить отчёт о деятельности АРПП за 2015 г. и план на 2016 г. Члены правления единогласно одобрили представленные документы.
Следующим вопросом повестки дня заседания стала подписка на газеты и журналы в нашей стране. Председатель Координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы В.В. Керов проанализировал ситуацию на отечественном рынке подписки и представил доклад на данную тему.
В 2015 году по сравнению с 2014 годом, заметил он, примерно на 20% снизились объёмы подписных тиражей в экземплярах. Во 2-м полугодии 2015 года по отношению к 1-му полугодию падение подписных тиражей (в абонементах) составило 9,5%. В текущем году за счёт скидки ФГУП «Почта России» социально значимым газетам и журналам расширился список поддерживаемых изданий.
В 2016 году, по мнению В.В. Керова, будет отмечаться:
- замедление темпов падения подписки по РФ, при условии сохранения тарифов на почтовую доставку, а также тарифов ГЦМПП на уровне 2015г. – 10%;
- расширение количества участников Декады подписки за счёт региональных и федеральных печатных СМИ;
- поэтапное расширение Экспертным советом по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи РФ списка изданий, которые получают 15% скидку от ФГУП "Почта России" на прием заказов от клиентов на подписку и на почтовую доставку газет и журналов.
Также В.В. Керов сказал, что в 2016 г. Альянс планирует продолжить сотрудничество с Общероссийским Народным Фронтом в части выделения средств из федерального бюджета на поддержку региональных СМИ и последовательную борьбу за увеличение государственной поддержки со стороны федеральных и региональных органов власти.
М.А. Казаков прокомментировал выступление В.В. Керова и заметил, что по данным ФГУП «Почта России» падение подписных тиражей по всей стране во 2-ом полугодии 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 8,2%.
Несмотря на этот негативный тренд, в ходе декад подписки у многих издательских домов отмечался значительный рост подписных тиражей, что является результатом консолидированных действия издателей и ФГУП «Почта России».
По мнению А.В. Авдонина для развития института подписки на газеты и журналы проведения декад подписки недостаточно. Требуется организация и других маркетинговых акций, установка мобильных пунктов подписки и поиск новых, более оптимальных с экономической точки зрения, способов реализации подписных тиражей печатных СМИ.
Д.В. Савкин отметил, что в настоящее время отмечается тенденция к монополизации «Почтой России» услуг по распространения печатных СМИ. Этому процессу способствуют 2 фактора: сокращение количества НТО прессы и открытие «Почтой России» собственного подписного агентства. По словам Д.В. Савкина, создание монополии в этой части и приватизация предприятий, находящихся в государственной собственности, является задачей на федеральном уровне. Цель данного процесса – пополнения бюджета страны и повышение эффективности управления государственными компаниями.
По мнению Д.В. Савкина, регулировать тарифы «Почты России» на доставку подписных тиражей необходимо уже сейчас, не дожидаясь приватизации предприятия. Именно в этом направлении должны быть сосредоточены скоординированные действия издательского и распространительского сообщества.
Подводя итоги дискуссии, А.В. Оськин сказал о том, что институт подписки на периодику необходимо сохранять и развивать, прежде всего, в интересах читателей. Бесплатная доставка печатных СМИ подписчикам и снижение НДС до 0% - те перспективные меры господдержки, как отметил А.В. Оськин, которые могли бы сохранить подписку на газеты и журналы доступной для граждан нашей страны.
В следующей части мероприятия А.В. Оськин обратился к членам правления АРПП с предложением принять в состав правления И.А. Диденко и поручить ему взаимодействие с федеральными органами власти в интересах медиаотрасли. По результатам голосования И.А. Диденко был принят в состав правления АРПП единогласно.
Также А.В Оськин проинформировал собравшихся о том, что ХХХ юбилейная медиаконференция АРПП пройдёт в начале апреля 2016 г. во Вьетнаме. Он отметил, что в трудные кризисные времена в конференции АРПП смогут принять участие те компании, бизнес в которых развивается несмотря на все существующие проблемы. На рынке успешно функционирует большое количество таких предприятий, о чём свидетельствуют итоги ежегодных конкурсов АРПП «Лидер продаж» и «Лидер подписки». Более подробную информацию о медиаконференции во Вьетнаме можно найти по ссылке.
В заключительной части заседания членами правления АРПП было рассмотрено заявление издательского дома «Книжное обозрение» о вступление в Ассоциацию. По результатам голосования ЗАО «ИД «Книжное обозрение» было принято в АРПП единогласно. Д.В. Мартынов вручил сертификат о членстве в Ассоциации генеральному директору компании А. М. Набокову.
Члены Правления АРПП также рассмотрели ряд других актуальных вопросов рынка распространения печатных СМИ в России.
Фотоотчёт о заседании Правления АРПП можно найти по ссылке.
Пресс-служба АРПП