Климат здесь хоть и тропический, но мягкий, с разбросом температур в течение года не более чем 10-15 градусов. Не считая сезона дождей, можно сказать, что здесь вечное лето с замечательными тропическими фруктами. Во Вьетнаме очень хорошая восточная медицина. БАДы, продающиеся в местных аптеках и приготовленные из местных трав и змеиного яда, лечат, как утверждают местные фармацевты, от всех современных болезней – от рака до СПИДа, способствуют омоложению и препятствуют старению организма. Лично мне особенно понравились горячие лечебные грязи.
Мы прилетели в Нячанг в канун Нового года и в завершение сезона дождей. Волны на море-океане были 3-4 метра высотой, это было следствием тропического тайфуна, который обрушился на Филиппины, а до вьетнамских берегов докатились только его слабые отголоски. Мой отель в числе других отелей-небоскребов располагался на первой линии перед красивой и ухоженной набережной. В центре бульвара размещалось гигантское каменное изваяние в виде лотоса. Это сооружение является одним из главных туристических ориентиров в городе.
Вьетнамская туриндустрия предлагает многочисленным туристам из России большой набор услуг в самом широком диапазоне. По ценам и качеству мне больше всего понравились услуги агентства "Саша-тур", владелец которого, русскоговорящий вьетнамец по имени Саша, в свое время учился у нас в городе Самаре.
Среди вьетнамцев мне встречалось много знающих русский язык, особенно среди старшего поколения. В годы существования СССР и оказываемой нами большой помощи Вьетнаму русский язык изучали в школах. И с тех времен у вьетнамцев сохранилось самое теплое и доброе отношение к россиянам. Здесь очень любят наши песни, поют их на русском и вьетнамском языках. Особенно популярны "Катюша" и "Миллион алых роз".
Я в "Саша-тур" купил семь экскурсий по цене 16-20 долларов за каждую. Очень сильное впечатление произвела однодневная экскурсия в город Далат, находящийся в горах на высоте почти 1000 метров. Здесь очень много буддистских храмов и замечательных архитектурных памятников, включая эпоху колониализма, когда во Вьетнаме господствовали французы. Вообще во Вьетнаме буддизм распространен не очень широко, его почитателей здесь не более 10 процентов населения. В основном здесь распространена удивительная в нашем понимании религия – это почитание умерших родителей. Им посвящаются специальные уголки в каждом доме, а в больших домах даже отдельные комнаты. Перед портретом родителей курятся благовония, размещаются подношения – фрукты и т.д. Но тем не менее, и буддистские храмы, и католические соборы встречаются везде и выглядят очень хорошо.
Меня поразили буддистские храмы в Далате. У Будды, как известно, много ликов и много изображений. Некоторые из них являются символом богатства и благополучия, другие обозначают дни недели. Есть скульптуры, где Будда имеет до 50-ти рук, на каждой руке изображен его глаз, а на лице часто имеется третий глаз. Но одна фигура меня поразила особенно, поскольку изображение Будды было женоподобным. Как нам пояснил гид Вадим, в этом образе находят признаки и мужчины, и женщины, и такого Будду особо почитает слабый пол. Как известно, по классическим буддистским воззрениям Будда имел много воплощений, и, видимо, этот Будда, имя которому, кажется, Авалокитешвара, символизирует возможность существования человека с признаками обоих полов. Когда я внимательно рассмотрел этого Будду в лежачем положении, то обнаружил, что на лбу у него есть третий глаз, пальцы рук и ног имеют одинаковую длину, а на ступнях ног изображен известный древний символ солнца – коловорот.
Очень необычно во Вьетнаме играют свадьбы. С учетом всеобщего преклонения детей перед родителями юноша и девушка становятся мужем и женой сразу после встречи и одобрения их желания пожениться со стороны родителей. Официальная регистрация брака – дело техническое. На свадьбу приглашаются человек четыреста. До ста человек – это родственники от каждой стороны и человек двести – это друзья и знакомые. Каждый из гостей дарит молодоженам конверт с деньгами, на котором указано имя дарителя. После свадьбы молодые тщательно разбирают все конверты и заносят в большую тетрадь имена и подаренные гостями суммы. Делается это не случайно, т.к. впоследствии молодые в случае получения приглашения на торжества от каждого из гостей обязаны подарить им в конверте не меньшую сумму денег. Полученных средств молодым хватает на то, чтобы расплатиться за свадьбу и купить квартиру или небольшой дом. Так что свадебные денежные подарки в данном случае исполняют роль своеобразной кассы взаимопомощи.
Пляжи на островах – все с белоснежным бархатистым песком и с прозрачной голубой водой, практически без волн. Туристический рай, да и только! Одной из интереснейших экскурсий стала поездка на северные острова, где меня поразило царство животных. Страусы катали на своих спинах людей весом до 60 килограммов, слоны брали на себя более тяжелых туристов и раскачивали на своих хоботах всех желающих, как на качелях, правда, за 14 долларов. Полудикие обезьянки с большим энтузиазмом кормились с рук туристов орешками. На двух цирковых площадках здесь нам показывали шоу змей, слонов, обезьян и медведей. Медведи и обезьяны катались на велосипедах и мотоциклах, крупных питонов можно было повесить на шею вместо шарфа и сфотографироваться, а слониха в финале этого шоу собирала в специальную корзинку пожертвования зрителей.
Люди на мотобайках в Нячанге носятся, как угорелые и непрерывно сигналят. Но, как выяснилось, максимальная скорость их – 30 километров в час. Светофоров мало, регулировщики движения на улицах завершают свою работу в 5-6 часов вечера и уходят по домам. А далее в силу вступает правило транспортной вежливости, когда мотобайкеры пропускают вперед или уступают дорогу мотоциклам с детьми, женщинам, транспорту с двумя седоками и т.д.
И что особенно поражает в Нячанге – это чистота, которую я никогда не встречал в городах Юго-Восточной Азии. Потом я выяснил, что здесь существует не только система уборки городских улиц. Есть специальные службы, которые ежедневно собирает мусорные пакеты, которые горожане оставляют на улице. Иногда с этими службами конкурируют местные старушки, которые ухитряются зарабатывать на городских отходах. Пять пустых банок из-под пива, сданные в соответствующие пункты, могут дать возможность пообедать в дешевом придорожном кафе. Может, благодаря такой мотивации населения в городе поддерживается завидная чистота.
Как-то вечером к нам подъехал парень на мотобайке и по-русски предложил марихуану и кокаин. Мы от него отмахнулись, и парень уехал. Позже я выяснил, что во Вьетнаме за распространение наркотиков предусмотрена смертная казнь, а ушлые мотобайкеры вместо наркотиков предлагают доверчивым туристам зеленый чай и рисовую муку. Как говорится, голь на выдумки хитра.
В части предпринимательства мне понравилась местная островная фабрика по выращиванию омаров. Вьетнамцы сверлят в кораллах небольшие отверстия, опускают их на дно моря, все эти гнездышки в течение большого времени заполняют новорожденные ракообразные. Кораллы поднимают, и помещают в большие бассейны. И вскоре новорожденные мальки превращаются в гигантских омаров. И вся эта продукция потом поступает в местные ресторанчики и кафе.
Особо интересная экономическая жизнь здесь просматривается на рынках – есть ночные, дневные и площадки по продаже морепродуктов. Кстати, я выяснил, что все местные сувениры, магниты и прочее вьетнамцы делают сами и на коленках. И блюда из морепродуктов, и сувениры с вьетнамской символикой, уже не говоря об изобилии тропических фруктов, — стоят не дорого. Ими запасаешься и везешь родным и друзьям на родину. Нельзя только вывозить чучела местных животных, но у меня к ним интереса не было…
Улетая из Вьетнама, я с грустью подумал, что расставаться с этим раем не хочется, а хочется по возможности вернуться обратно, и как только получится.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале