В этот же период была заложена основа рынка распространения печати. В течение целого десятилетия, находясь в общем тренде экономического подъема, эта система благополучно развивалась, вплоть до 2004 года, когда отрасль впервые за свою недолгую историю испытала на себе «все прелести» административного давления,
В 1994 году, в соответствии с государственной программой приватизации, созданное в еще в советские времена Центральное рознично-подписное агентство (ЦРПА) «Союзпечать» было акционировано. На его базе была создана новая структура — ОАО Агентство «Роспечать». Уже к декабрю 1994 процесс приватизации прошли 47 региональных отделений «Роспечати»: отныне они стали самостоятельными предприятиями. Именно эти события положили начало созданию в новом российском государстве рынка распространения печатной продукции.
Если к концу 80-х годов в России через киосковую сеть распространялось только 30% тиражей, а все остальные объемы приходились на подписку (см. «Киоски Прессы. Вчера, сегодня, завтра»; издательство: ИД «Собеседник», Москва, 2014 г.), то старт формирования рыночных отношений в 1990-х годах кардинально поменял ситуацию. Уже к началу 2000-х киоски завоевали порядка 60% рынка распространения прессы.
В те годы самые разнообразные киосковые сети, ровно как и остальные формы торговли, создавались более чем активно. Вот как описывается тот период в «Истории развития торговли в России» (автор: консультант в области продаж Антон Монин):
•В соответствии с Указом Президента РФ «О свободе торговли» от 29 января 1992 года предприятиям и гражданам было предоставлено право заниматься торговлей, посреднической и закупочной деятельностью (в том числе за наличный расчет) без специальных разрешений, за исключением торговли оружием, боеприпасами, лекарствами и т. п. Отменялись таможенные платежи на товары, ввозимые в Россию. Первоначально торговлю разрешили в любых удобных местах, кроме проезжих частей, станций метро и зданий органов власти, но уже через полгода ее ограничили «местами, отведенными органами исполнительной власти». Страна поделилась на продавцов и покупателей».
Свободный рынок заложил основу для создания предприятий во всех секторах экономики. На улицах Москвы, на самых проходных местах стали появляться «палатки» и лотки, торгующие, в том числе, и печатной продукцией. Например, в 1994 году в Москве была создана «Центропечать» — компания, специализирующаяся на распространении прессы и сопутствующих товаров через киоски. К 1996 году в активе компании было 30 киосков по Москве, а к началу нового тысячелетия их число возросло до 300. Заметную роль на рынке Москвы в тот период играли такие молодые участники системы сетевого распространения прессы, как компании «Сегодня-пресс», «Тверская, 13», «Центр прессы» и др. Создавались новые предприятия и по всей стране. В те годы впервые на рынок киосковой розницы вышли крупные финансовые структуры, что само по себе доказывает его эффективность, основанную на прогнозируемом будущем. Так, петербургскую «Роспечать» приобрела группа «ИСТ», а самарскую — структура, аффилированная с «Самаратрансгазом».
При этом московский рынок стал своеобразным полигоном для апробации новых технологий и принципов работы всей системы распространения прессы, в том числе ее и киоскового сегмента. К 1998 году в Москве было 3 500 киосков, которые находились в собственности двух десятков сетей. Ежедневный оборот в среднем на точку составлял 2,5 тыс. рублей, ежемесячно в Москве продавалось прессы более чем на 300 млн. рублей (данные журнала «Среда», №1/1999). Киосков открывалось все больше. Причем инициативы по созданию и открытию новых точек продаж прессы исходили не от власти, а непосредственно от предпринимателей, и уже потом они закреплялись соответствующими распорядительными документами. Так создавалась и уже упомянутая «Центропечать», и сеть «Тверская, 13» и многие другие компании по распространению прессы.
Об этом, например, напрямую говорится в Распоряжении Мэра Москвы от 4 июля 1996 года N56/1-РМ «Об организации сети павильонов-киосков еженедельника "Тверская, 13" по торговле печатной продукцией и проведению подписки на газеты и журналы», где указано:
•«Одобрить предложение еженедельника "Тверская, 13" о расширении за счет собственных средств сети киосков для осуществления подписки и розничной реализации печатной продукции…».
Или — в Распоряжении Мэра Москвы от 1 февраля 1995 года N55-РМ «О развитии сети киосков ЗАО "Центропечать" по торговле периодической печатной продукцией», где содержится не только одобрение предложений сети, но и прямые указания окружным властям города их поддержать:
•«Одобрить инициативу ЗАО "Центропечать" по созданию в Москве развернутой сети киосков для организации в них подписки на периодические издания на различные сроки, удобные подписчикам, а также розничной и оптовой торговли.
•Префектурам административных округов: Предоставить ЗАО "Центропечать" места для размещения киосков вблизи станций метрополитена, железнодорожных станций и вокзалов, в том числе в 5-метровой зоне, по согласованию в установленном порядке с Московским метрополитеном и Управлением Московской железной дороги, вблизи конечных остановок и по трассам маршрутов городского пассажирского транспорта, в жилых районах и в других местах, удобных для подписчиков».
Начало 2000-х годов смело можно назвать временем роста российского рынка распространения печати. По даннымжурнала «Деловой Петербург», в тот период ежегодный рост рынка составлял 30-40%.
Конечно же, столь перспективная отрасль по-прежнему привлекала инвесторов. Одной из самых громких покупок тех лет можно назвать приобретение в мае 2002 года «Базовым элементом» Олега Дерипаски контрольного пакета акций ОАО «Агентство Роспечать», контроль над которой в 2003 году перешел к «Видео Интернэшнл». По данным за 2004 год, выручка ОАО «Агентство Роспечать» составляла $150 млн.
Переломным моментом на этапе первых шагов развития рынка стал запрет на торговлю в 25-метровой зоне около главной транспортной артерии города — Московского метрополитена.
Вообще за всю историю развития рынка торговля на «подземной территории» Москвы то возникала, то ликвидировалась не раз. Первый значимый эпизод в этой истории произошел после того, как в августе 2000 года в подземном переходе под Пушкинской площадью прогремел взрыв. Уже тогда, из-за угрозы терактов, городские власти задумались о повышении мер безопасности. Весной 2004 года Межведомственная антитеррористическая комиссия (МАК), после проведенных исследований, пришла к выводу, что розничная торговля в метро и рядом с ним небезопасна из-за возможной закладки за киоски и палатки взрывных устройств. Она предложила закрыть всю торговлю в метро и на прилегающих территориях. 23 апреля МАК отправила в адрес руководства ГУП «Московский метрополитен» рекомендацию — до 1 июня 2004 года убрать с территории метро все торговлю. Буквально сразу же, летом 2004 года, власти, ссылаясь на «решения Межведомственной антитеррористической комиссии» потребовали от предпринимателей немедленно ликвидировать торговые точки в радиусе 25 м от станций метро. В июле того года журнал «Эксперт» писал:
•«Хотя и мэр Москвы, и его заместитель неоднократно заявляли, что никакого принудительного выселения киосков и лотков, распространяющих печать, не будет и никакого поручения по ликвидации торговли в метро никто не давал, столичные власти продолжают атаки на распространителей. За последние несколько недель они почти обрушили рынок распространения возле метро, а через него в Москве идет около 70% всех продаж прессы».
Как указывал в той же публикации генеральный директор одного из ведущих в те годы предприятий по распространению прессы КМПП «Метрополитеновец» Михаил Литвинов:
•«отнести торговлю от метро…фактически тоже самое, что поставить точку где-нибудь в гараже».
Но, несмотря на то, что рынок предупреждал власти и общественность об опасности для отрасли такого решения (уже на том «предварительном» этапе продажи издателей пошли вниз; один только «Московский комсомолец» за первый летний месяц 2004 года потерял 30% своих розничных продаж), 21 сентября 2004 года мэр Москвы Юрий Лужков все-таки подписал Постановление Правительства Москвы, запрещающее розничную торговлю в метрополитене и рядом со станциями метро в районе 25-метровой зоны вокруг («Об упорядочении использования территории метрополитена и 25-метровой зоны от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена»).
Рассказывая об этом событии, газета «Коммерсантъ» в публикации от 28 сентября 2004 года приводит такую статистику по рынку торговли в метро:
•«По оценке аналитиков в области розничной торговли, в метро, переходах и на площадках перед входом на станции сегодня размещается не менее 5 тыс. различных торговых точек, объем продаж каждой из которых в среднем составляет около $200 в день. То есть годовой объем продаж точек, расположенных в метрополитене и около него, составляет около $350-400 млн. Треть рынка — $110-140 млн. — еще месяц назад приходилась примерно на 1,5 тыс. точек розничной торговли периодикой».
Принятие постановления «Об упорядочении использования территории метрополитена и 25-метровой зоны…» нанесло по отрасли распространения прессы весьма чувствительный удар. Киоски, которые почти на 100% торговали газетам и журналами, оказались вытеснены далеко от выходов из метро, а, следовательно — и пассажиропотоков, обеспечивавших покупателей. Как подсчитал тот же «Коммерсантъ», если до начала ликвидации торговли в московском метро в 2004 году под землей работало около 450 точек торговли с рук, и еще около 440 лотков и киосков, то уже по данным на 24 сентября того года под землей оставалось всего 150 киосков. В целом же, по оценке Ассоциации распространителей печатной продукции, после вступления в силу постановления московского правительства столичный рынок распространения периодики потерял в тот год около 1,5 тыс. точек продаж из имевшихся 5 тыс. Это привело к падению розничных тиражей издателей на треть от предыдущих объемов.
Наиболее же сильный удар в тот момент пришелся на компании, деятельность которых на 100% была связана с торговлей на территории метрополитена и около него. Одним из громких банкротств того времени, возникших в следствии введенного запрета, стал уход с рынка уже упомянутой выше сети «Метрополитеновец», основным видом деятельности которой была торговля печатной продукцией с мобильных торговых объектов, расположенных рядом с выходами из метро. Вспоминая через много лет историю тех дней, основатель этой компании Михаил Литвинов в интервью порталу «ПланетаСМИ» так описывал события:
•«…несколько лет назад, бывший мэр столицы господин Лужков рьяно взялся за борьбу с терроризмом. Моя компания стала “жертвой” этой антитеррористической волны. Нам, на основании подписанного им распоряжения, просто запретили торговать печатной продукцией через наши розничные точки у станций метро. В один день весь штат компании, а это было 450 человек, остались “на улице”, а склады, и отремонтированные помещения бесплатно достались арендодателю… Многие торговые места были просто выброшены из дислокации. А оставшиеся необходимо было убрать от входов метро. А так как ставить их было практически некуда, то их передислокация в места с отсутствием покупателей стала экономически невыгодна. У меня было все для ведения нормального бизнеса, кроме одного — разрешения московских властей на реализацию печатной продукции через принадлежащие компании розничные точки продаж… Если сказать коротко, то в соответствии с законом это была ликвидация предприятия. Но только деньги никто под ликвидацию предприятия мне выделять не собирался. А ведь по закону надо было за два месяца предупредить сотрудников о закрытии компании и их последующем увольнении… Я сказал — “что хотите, то и делайте…” В результате тут же подключилась налоговая инспекция, прокуратура, заработала судебная машина. Все эти структуры стали тщательно проверять мое предприятие. И все эти проверяющие структуры сами выступили инициаторами банкротства ЗАО КММП “Метрополитеновец”. Кроме того, на все мои машины, а их у меня было 125, был наложен арест… В результате я потерял все, что заработал в течение 15 лет».
***
Подводя итог этому недолгому по времени, но крайне значимому этапу развития системы продаж прессы, можно с уверенностью сказать: на основе инициативы предпринимательского сообщества и благодаря поддержке административного ресурса в период с 1994-го по 2004 годы в России был заложен фундамент всей системы распространения печати. В последующие годы эта система не столько интенсивно развивалась, сколько отстаивала свои права на существование.
Дмитрий Мартынов, президент АРПП
Александр Оськин, председатель правления АРПП
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие новости: Тенденции и перспективы подписки: мнения участников рынка