Вперед, в прошлое: как система распространения прессы прошла путь от госрегулирования к бизнесу, и обратно. Часть II

2004 — 2013 гг.: От расцвета рынка и идеи саморегулирования до полной смены экономической парадигмы.

Несмотря на определенные сложности на московском рынке, связанные с запретом торговли около метро, и до 2004 года, и после отрасль распространения прессы в массе своей продолжала активное развитие. Она по-прежнему оставалась привлекательной для инвестирования.

Одним из самых ярких примеров инвестирования тех лет можно назвать ОАО «Агентство Роспечать» (на тот момент уже принадлежащее Олегу Дерипаске), которое в тот период взяло курс на консолидацию активов, в советские годы принадлежавших «Союзпечати» (см. «Ведомости» от 24 декабря 2004 г.). За период с 2002-го по 2004 год ОАО «Агентство Роспечать» активно скупало на деньги инвестора региональные сети. До декабря 2003 года, по данным «Ведомостей», в состав агентства вошли дочерние компании в Новосибирске, Туле, Краснодаре, Ростове и Ставрополе; в декабре 2003 года компания купила розничную сеть ИГ «ИнтерМедиаГруп» из 1 тыс. киосков в Нижнем Новгороде, Рязани и Владимире; в 2004 году — сеть «Роспечать — Санкт-Петербург» за $3,5 млн.

Что касается конкретно московского рынка распространения прессы, то пройдя непростой 2004 год, отрасль вступила не только в год новый, но и на новый, много более благоприятный этап развития.

В ноябре 2005 года постановлением правительства Москвы №965-ПП «Об основных направлениях развития системы распространения периодической печати в городе Москве» была одобрена Концепция реформирования и развития рынка распространения печатных СМИ. Документ, предложенный профессиональными организациями издателей и распространителей периодической печати, предусматривал предоставление участникам рынка 908 новых площадок для торговли прессой. Предполагалось проведение открытого конкурса на обслуживание всех новых точек.

В результате Правительством Москвы для реализации программ «Киосковая сеть», «Городской лоток», «Газетные автоматы» были выделено 500-600 мест в городе. На месте ликвидированной в 2004 году торговли на территории метрополитена была развернута сеть автоматов по продаже прессы, и проведены мероприятия по усовершенствованию сети лотков и «ручников».

Поддержанные властями города инициативы издателей и распространителей сильно помогли тогда становлению московского рынка, способствовали его структурированию, что в конечном итоге привело к увеличению продаваемых тиражей, а, следовательно, — к росту прибыли издателей и распространителей. Принципы организации бизнеса в этом сегменте были со временем позаимствованы и в регионах, что не в последнюю очередь сделало киоски основой розничной торговли периодикой. Благодаря всесторонней поддержке предпринимательских инициатив со стороны городских властей, киосковые сети по реализации печати быстро и активно развивались, осваивая и новые районы, и передовые технологии в управлении тиражами, логистике, IT.

Находящаяся «в свободном плавании» отрасль торговли, наученная уроками экономического кризиса 1998 года, заставила предпринимателей по-другому оценивать собственные возможности и перспективы. Можно сказать, что до августа 98-го российский малый бизнес сделал лишь первые шаги на пути к цивилизации. Недаром новейшая история экономики России делится на периоды «до августа 1998 года» и «после августа 1998 года».

Согласно данным официальной статистики, в секторе малого бизнеса в России, по данным на 1 января 2001 года, более 90% предприятий были именно частные. В них работало 7,5 млн. человек. Объем произведенной малыми предприятиями продукции за 2000 год составил почти 460 млрд. рублей, инвестиции в основной капитал — около 22 млрд. рублей. Число инновационных малых предприятий на начало 2001 года составляло около 40 тыс. В Москве и Северной столице в тот период на 1 тыс. жителей приходилось от 21 до 25 малых предприятий, что приближалось к уровню стран Центральной и Восточной Европы. (См. «Надежда: О малом бизнесе в России»; Москва, 2003).

Поняв, что царивший в России в начале 90-х «свободный дикий рынок» уходит в прошлое, а мучавший людей после тотального дефицита голод уже удовлетворен и покупатель становится все более разборчивым, оклемавшись от кризиса в 2000-х годах отрасль торговли начала больше внимания уделять маркетингу и технологиям. Отходя от формата коммерческих палаток («комков») площадью в 3-4 кв.м. с ассортиментом от шариковых ручек до бытовой техники, малый бизнес начал «приобретать лицо»: уже четко определялась специфика и ассортимент, малопривлекательные «комки» превращались в цивилизованного вида торговые точки, с вывесками, выкладкой, обученными продавцами. В сегменте уличной торговли, в каждой из ее видов, благодаря свободным экономическим отношениям и направленной на поддержку предпринимательства политике властей, создавалась целые сети. Например, созданная в 1998 году, сеть кафе «Крошка-картошка» именно в 2003-м осуществилапереход на ныне узнаваемые всеми москвичами павильоны. А начавшая свой путь на рынке в 1993 году под брендом «Стефф», сеть киосков «Стардог!s» так описывает 2003-2004 годы в своей истории:

•«В 2003 году компания начала программу существенного повышения качества предоставляемого москвичам сервиса посредством улучшения управления производственным процессом во всех киосках сети. Для этого была разработана система внутреннего франчайзинга, позволяющая использовать резервы высокой мотивации наиболее успешных наших сотрудников. В 2004 г. был проведен ребрендинг. Сеть стала носить название “Стардог!s”, значительно увеличилось количество торговых точек, появились новые форматы…».

По пути совершенствования технологий продаж, создания узнаваемого бренда, работе с покупателями, расширения сети шли не только сети фаст-фуда, но и весь рынок малой торговли. Так, уже упомянутая выше московская сеть продаж прессы «Центропечать» (год создания — 1994-й), в 2000 году, совместно с архитекторами Главного архитектурного управления Москвы, разработала новый дизайн киосков. Создав концепт прозрачного, просторного «минимагазина», «Центропечати» удалось превратить обычный киоск в многофункциональный торговый объект, соответствующий требованиям покупателей и городской архитектуры тех лет.

Шаг за шагом, идя вслед за требованиям времени, точки малой торговли в Москве становились унифицированы, узнаваемы и привлекательны для покупателей, а сама малая сетевая торговля, благодаря благоприятным экономическим и административным факторам, росла.

Однако справедливости ради нужно отметить: в период руководства городом прежнего мэра — Юрия Михайловича Лужкова, — представителям малого бизнеса все же пришлось несколько раз серьезно поволноваться за свое будущее. Самый большой накал страстей разгорелся в сентябре 2007 года, когда столичный градоначальник на очередном заседании правительства заявил, что с улиц Москвы необходимо убрать все НТО. «Необходимо сократить число объектов мелкорозничной торговли до нуля», — сказал тогда Лужков. Зачистка города началась моментально; уже в октябре того же года журнал «Московский бухгалтер» писал:

•«Количество киосков и ларьков на улицах Москвы неуклонно сокращается. Однако, по мнению столичных властей, этот процесс идет слишком медленно. Мэр Москвы Юрий Лужков оценил работу по ликвидации палаточной торговли как неудовлетворительную, и поручил подчиненным увеличить темпы “очищения” столицы».

Несмотря на довольно жесткую позицию городских властей в отношении нестационарной розницы, газетные киоски, наряду с киосками «Мороженное» и «Цветы», в тот период нападкам не подверглись. Как писали «Известия» (см. выпуск от 27 сентября 2007 г.): «К 2010 году Лужков согласен видеть на улицах Москвы только киоски с прессой, цветами и мороженым».

Однако 2010-й запомнился Юрию Лужкову отнюдь не впечатлениями от «зачищенного города». Будучи уволенным в тот год «в связи с утратой доверия Президента России», он передал все нерешенные задачи на откуп новому главе — назначенному 21 октября 2010 года на пост градоначальника Сергею Семеновичу Собянину.

Конец октября 2010 года. С момента вступления Сергея Собянина на новую должность прошло всего лишь чуть больше недели; 30 числа, в первый свой выезд на вверенную территорию, новый мэр принялся за решение недовведенной предшественником до логического конца задачи по ликвидации мелкой розницы. Посетив в тот день Большую Грузинскую улицу и площадь перед станцией метро «Улица 1905 года», возмущенный состоянием уличной торговли, Сергей Собянин уволил глав двух управ, дав новый импульс к «зачистке города». Напуганные кадровой решимостью главы чиновники всех уровней начали без разбора сносить и «зачищать» все что можно, в том числе торговые точки, имеющие полный пакет разрешительных документов — а именно такими, в отличие от торговцев пивом и шаурмой, были газетные киоски.

Всего, по данным столичного Департамента торговли и услуг, в тот момент снесли 2 204 объекта различной мелкорозничной торговли из 9 731, включая и киоски прессы. В экстренном режиме Ассоциация распространителей печатной продукции направила вице-мэру Москвы Александру Горбенко телеграмму с просьбой вмешаться и остановить снос социально значимых торговых объектов. Заступилась за газетную розницу и Гильдия издателей периодической печати. По информации на 8 ноября 2010 года, после обсуждения проблемы на уровне правительства, мэр Собянин дал распоряжение: «Объекты, торгующие прессой, не трогать, включая те, по которым идет оформление документации». Всего же за этот короткий период, по сообщению газеты «Новые известия» (см. номер от 10 ноября 2010 года), в Москве было снесено 79 киосков прессы, и еще около 150 было обесточено.

Тем не менее, в тот период, как признаются сами представители малого бизнеса, рынок нестационарной торговли в Москве хоть и требовал определенных изменений, а порой и заступничества руководителей профильных ведомств, однако же, под руководством заместителя мэра по экономическим вопросам Андрея Шаронова планомерно развивался и обладал более-менее ясной прогнозируемостью. Как указывали в августе 2013 года в своем обращении к мэру представители профильных ассоциаций малой торговли «…в Правительстве Москвы никто не против того, чтобы развивать цивилизованные формы бизнеса. Только хорошее можем сказать про экономический блок Правительства Москвы в лице заместителя мэра А.В. Шаронова и его коллег. Профильные ведомства при Правительстве Москвы поддержали большинство предпринимательских инициатив и обращений бизнес-ассоциаций».

Однако, несмотря на заступничество градоначальника и экономическую политику города, начиная с этого времени и по сей день система киосковых продаж прессы непрерывно испытывает не себе практически беспрецедентное давление, идущее вразрез с обещаниями городского руководства и распоряжениями не только федеральный властей, но даже главы государства.

Сложный период с 2010 по 2013 гг. запомнился отрасли печати не только общими последствиями кризиса 2008 года, выражавшимися в падении издаваемых тиражей и поэкземплярных продаж. В это время началось уже не взрывное, но планомерное сокращение количества газетных киосков, «обоснованное» различными административными причинами, иногда напрямую принудительное, а иногда завуалированное под потребности города. То тут, то там распространители прессы, независимо ни от чего (ни от масштаба предприятия, ни от места размещения, ни от наличия или отсутствия нарушений и пр.), то начали получать уведомления о закрытии, то подверглись неожиданным сносам, то перемещались с «прикормленных» мест на малопроходимые улицы…

После того, как в 2010 году Сергей Собянин занялся «упорядочиванием рынка», в Москомархитектуры разработали проекты ларьков нового образца в трех типовых стилях, тех самых, которые вошли в историю столичного рынка как «серые» и «безликие». В 2012 году началась замена старых киосков на эти киоски нового образца. Кроме того, власти города ужесточили требования к месту установки киосков в Москве. Так, теперь было запрещено открывать торговую точку на детских и спортивных площадках, вблизи витрин стационарных магазинов (не ближе 5 м), возле станций метро (не ближе 25 м). Данные нормы были закреплены Департаментом торговли и услуг Москвы в постановлении «О критериях допустимости размещения нестационарных торговых объектов в г.Москве».

В 2011 году, под предлогом «борьбы с пробками», сносу подверглись до этого долгие годы работавшие киоски, совмещенные с остановками общественного транспорта. По инициативе Мэра Москвы Сергея Собянина и последовавшему за ней указанию Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, ГУП «Мосгортранс» в одностороннем порядке потребовал от балансодержателей остановочно-торговых модулей расторжения договоров. В утвержденной московским правительством 1 июля 2011 года схеме размещения нестационарных объектов остановочно-торговые модули уже отсутствовали. Как писала газета «Ведомости», на тот момент в Москве совмещенных с торговыми палатками остановок насчитывалось 1 774. При этом все они обслуживались и содержались в надлежащем виде за счет работавшего здесь бизнеса. И даже то, что городу, снеся такие объекты, придется потратить около 500 млн. руб. на установку новых, и еще порядка 240 млн. руб. в год на их обслуживание (а также то, что ежегодные потери городского бюджета составят до 650 млн. руб.), московские власти не остановило. Все киоски, включая киоски прессы, на остановках были ликвидированы.

Тогда же, в начале 2011 года, гонениям подверглись и киоски, размещенные в зоне подземных переходов, принадлежащих ГУП «Гормост».

Несмотря на то, что в 2004 году по рекомендации Межведомственной антитеррористической комиссии территория метро и подземных пешеходных переходов была зачищена от торговли, рынок со временем взял свое, торговля снова постепенно вернулась «под землю». Уже осенью 2008 года было заявлено о превращении 95 подземных переходов, согласно Концепции развития подземной городской инфраструктуры, в «торговые улицы». И вот 2011 год стал годом очередного этапа переустройства бизнеса в московской подземке.

Как указывали эксперты на состоявшемся в марте 2011 года в Московской торгово-промышленной палате тематическом круглом столе, принятое в тот год Постановление Правительства Москвы от 03.02.2011 г. №26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности» полностью исключило существование сети мелкорозничной торговли в подземных пешеходных переходах. «Арендаторы, получившие 20 лет назад пустые, неотапливаемые, криминогенные места в подземных переходах, за счет собственных средств построили торговые павильоны из современных материалов с учетом требований безопасности, проложили линии энергоснабжения. Для предотвращения правонарушений силами арендаторов и за их счет переходы обеспечены круглосуточным видеонаблюдением, охраной, средствами пожаротушения и оповещения», — подчеркивал тогда представитель Ассоциации арендаторов подземных пешеходных переходов столицы Сергей Марков. На тот момент, по подсчетам этой организации, в 241 подземном переходе Москвы работало более 6 тыс. объектов малого предпринимательства, в том числе киоски печати. Ассоциация распространителей печатной продукцииприводила тогда такую статистику по продажам прессы в метро (данные на март 2012 года):

•«Столичное метро сегодня — это 185 станций. Число пассажиров подземки в сутки достигает 9 млн. человек. В 2011 году сегмент “Дистрибуция прессы в московском метрополитене” составлял около 5,5% рынка прессы Москвы (по количеству торговых точек). Почти на каждой станции метрополитена работает 1-2 торговые точки прессы. Общее количество торговых точек по разным источникам — от 289-329».

О сложившейся на рынке продаж прессы Москвы сложной ситуации говорилось по итогам 2012 года на традиционном Городском форуме печати:

•Рынок классической прессы вошел «находится на переломе», продажи прессы в натуральных показателях демонстрируют падение в 2012 г. –11% к 2011 году, рост отпускных цен — 9%, розничных 8%. В целом впервые рынок продемонстрирует снижение не только в копиях, но и в деньгах. В 2013 году такая тенденция сохранится.

Все это (и административное давление на рынок прессы, и общие проблемы в экономике, и кризисные явления в печатной отрасли), ввергало издательско-распространительский рынок в лихорадочное состояние. Писались письма, принимались резолюции, рынок просил власти о помощи и поддержке. Работавшая долгие годы в России система административного управления отраслью начала тонуть в жалобах, а порой и в требованиях. При этом опыт других стран показывает: мощную роль в достижении положительных результатов на рынке могут сыграть профессиональные ассоциации. Принятый ранее в России закон о саморегулируемых организациях давал хорошую почву для развития на нашем рынке данного опыта.

Еще накануне президентских выборов 2012 года, Владимир Путин, будучи кандидатом, в предвыборной статье «Новые механизмы участия» подчеркнул необходимость адекватного ответа государства на одну из главных тенденций современного мира — усложнение общества. «Он считает, что “одно из важных решений здесь — это развитие саморегулируемых организаций”» — указывал в одном из материалов тех лет информационный портал «Все о саморегулировании». Авторы материала писали:

•«По мнению Владимира Владимировича, роль государства в данном конкретном случае состоит в обеспечении оказания поддержки саморегулируемым организациям. “С другой стороны, сами СРО должны более активно использовать имеющиеся у них полномочия. Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России”, — полагает Владимир Путин».

Итак, курс на создание саморегулируемых организаций в разных отраслях российской экономики был задан. Публичной площадкой для ее озвучивания перед действующими игроками печатного рынка стал состоявшийся 2 декабря 2013 года в Мэрии Москвы XIII ежегодный Городской отраслевой форум печати «Актуальные вопросы издания и распространения периодической печати и книжной продукции». Выступая с докладом, заместитель руководителя Департамента СМИ и рекламы Юлия Казакова указала:

•«Развитие московского рынка печати зависит от эффективного взаимодействия структур исполнительной власти города, общественных объединений и ведущих участников рынка. Причем ключевую роль в этом процессе занимают профессиональные отраслевые организации — площадки для мониторинга, детального анализа ситуации на рынке, обмена опытом, обсуждения инициатив и возникающих вопросов, поиска компромисса относительно интересов всех участников рынка, выработки совместных предложений и возможных решений, в т.ч. в рамках саморегулирования».

Призыв руководства города отраслевым сообществом был услышан. Но фоне вышедшего в 2013 году Приказа Минкомсвязи России №197, регламентирующего необходимое число киосков прессы в пересчете на количество жителей, он вселял еще больше уверенности в позитивном будущем рынка прессы Москвы. Много раз предложение города о создании саморегулируемой организации обсуждалось в рамках круглых столов и рабочих групп, становилось одной из главных тем обсуждения на Международных конференциях Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП). Однако реализоваться проекту СРО в издательско-распространительской отрасли было не суждено. 18 сентября 2013 года, приняв отставку Андрея Шаронова, на пост заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергей Собянин назначил Наталью Сергунину. Со сменой руководства экономического блока в Правительстве Москвы вся политика отношений власти и бизнеса в 2013-2015 гг. кардинально изменилась не в пользу второго.

Что касается конкретно рынка киосковых продаж прессы, то начиная с этого периода профильная московская власть взяла курс на постепенный переход к управлению им собственными руками, ограничив любые возможности отраслевых организаций в решении принципиальных вопросов. В настоящий момент профессиональные объединения, хотя и входят в состав экспертных советов и структур при Правительстве Москвы, имеют лишь право совещательного голоса, и все окончательные решения по обсуждаемым вопросом принимаются без них, а зачастую — и вопреки отраслевому мнению.

***

2004-2013 годы для игроков московского рынка распространения печати стали, с одной стороны, периодом активного развития и перехода от «дикого рынка 90-х» к цивилизованным форматам торговли, с другой — временем нападок властей и пониманием необходимости активного отстаивания своих прав. Приход к руководству городом нынешнего мэра Сергея Собянина, его стремление «навести порядок» в системе нестационарной торговли, запрет предпринимательской деятельности на территории «подземки» и остановках общественного транспорта — все эти меры создавали у отрасли ощущение нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне. Инвесторов рынок интересовать практически перестал: крупных приобретений на нем уже не случалось. Между тем оставалась надежда на изменение ситуации, подкрепленная как вниманием к отрасли со стороны федеральных властей (выход Приказа Минкомсвязи России №197), так и курсом столичного правительства на создание саморегулируемой организации. Однако смена экономического блока в Правительстве Москвы поставила крест на всех надеждах рынка.

Дмитрий Мартынов, президент АРПП

Александр Оськин, председатель правления АРПП

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие новости: Вперед, в прошлое: как система распространения прессы прошла путь от госрегулирования к бизнесу, и обратно. Часть I