- по сравнению с 1 полугодием 2015 года действительно мы в тираже потеряли. Все знают, какие события происходили за это время. Сельский житель до сих пор привязан к своей родной районке. Мы благодарны всем сельским почтальонам и начальникам отделений связи, но и там, в некоторых деревнях, почтальоны начали хитрить. 2 газеты за неделю в маленькие деревни они носят один раз. Ладно бы принесли в пятницу, нет, они пятничный номер прошлой недели они несут в субботу или понедельник. А в городе это становиться повседневным явлением. Поэтому мы начали в городе развивать розничную сеть и альтернативную подписку. Сейчас коллективы учителей сельхозтехникума и педколледжа читают нашу газету доставленную нашим сотрудником. Наша сотрудница Кадрия Марданова, таким образом, до рабочих коллективов доставляет до 100 экземпляров газеты. А в розницу мы сотрудничаем с хозяевами около 40 магазинов в шаговой доступности. Еженедельно они продают до 400 экземпляров пятничного номера. Таким образом, снижение по сравнению с 1 полугодием 2015 года составило до 10 %. Но мы рады другой новости, посетители нашего сайта menzela.ru это те же читатели наших новостей, которых мы формируем. Так вот, их ежедневное количество выросло до 1500. Поэтому показателю мы лидеры среди филиалов "ТАТМЕДИА" и награждены специальной грамотой. Наш коллектив уверен, что мензелинцы свою газету будут читать и впредь, а доставка до каждого адресата становится не только проблемой почты, но и нашей.
Управление Федеральной почтовой службы по Республике Татарстан «Татарстан почтасы» подвело итоги подписной кампании за 1-е полугодие 2016 года. Данные УФПС были опубликованы на сайте Министерства информатизации и связи РТ 14 января этого года.
Итак, перейдем на язык цифр. Общий подписной тираж на периодические издания в нашем регионе составил 1 млн. 307 тыс. 50 экземпляров, из них 78 процентов – республиканские и районные издания. Насыщенность периодической печатью на тысячу жителей в 1-м полугодии 2016 года составила 339 экземпляров. Татарстан, согласно данным почтового оператора, по сравнению с результатами первого полугодия 2015 года остается одним из самых читающих регионов России и падение тиражей в общей массе не наблюдается. Более того, по числу подписчиков есть незначительный рост – 0,3 процента. И все же в ряде изданий можно заметить снижение подписных тиражей, в некоторых даже существенное. Так, достаточно солидное снижение наблюдается в районной печати – на 7,9 процента по сравнению с годом ранее. Тогда у районных печатных СМИ было 234 тыс. 248 подписчиков, сейчас – 215 тыс. 842. На 2,9 процента упал в республике подписной тираж федеральных газет, год назад он составлял 300 тыс. 59 экземпляров, сейчас – 275 тыс. 335. Но в то же время можно отметить рост подписчиков у республиканских изданий – на 3,9 процента, в первом полугодии 2015 года тираж составлял 787 тыс. 190 экземпляров, сейчас уже 815 тыс. 873. В период проведения подписной кампании на 1-е полугодие 2016 года стоимость доставки печатных изданий осталась на уровне подписной кампании на 2-е полугодие 2015 года. Для поддержания института подписки, Почта России сохранила все ранее предоставляемые 20-процентные скидки на подписку ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, инвалидам I и II групп.
Главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Якупова оценивает итоги прошедшей подписной кампании положительно. Это одна из немногих крупных газет в республике, а возможно и единственная, сумевшая избежать сильного падения подписных тиражей – спад составил всего 0,5 процента по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. «Наш тираж в основном остался на прежнем уровне – это более 20 тысяч подписчиков. Вся команда редакции «Казанских ведомостей» усердно работала на этот результат. В ходе подписной кампании повышенные подписные цены дали о себе знать. Этот фактор изрядно заставил нас понервничать. Но итоги показали, что у нас есть преданная нам аудитория, которая не собирается расставаться с привычкой получать информацию на печатном носителе», - отмечает Якупова.
Помимо подписки остается вопрос о реализации газеты в розницу и здесь, по мнению Венеры Якуповой и ее коллег, также принявших участие в нашем опросе, дела по реализации местных газет выглядят неутешительно.
«Наша газета не первый год пишет о том, что Казани нужна собственная сеть киосков прессы. К сожалению, в решении этого вопроса нет продвижения. У нас на один киоск приходится 5 тыс. 453 жителя, а это в два раза ниже норматива. По рекомендациям, разработанным Минкомсвязи России, один киоск должен обслуживать 2,5 тысячи граждан. В свое время мы писали об опыте работы Липецка в этом направлении. Там киоски «Роспечати» обслуживают по несколько тысяч покупателей. Все они работают без перерывов и выходных. Доставка свежей прессы осуществляется трижды в день: утром, днем и вечером, причем, в последний раз остатки товара перебрасываются в те киоски, где все реализовано. Думаю, что и в Казани пора наладить работу по обеспечению населения киосками прессы в шаговой доступности. Я надеюсь, что власти республики, Казани, которая позиционируется как европейский город, решат эту проблему в самом ближайшем будущем. У казанцев должна быть возможность ежедневно покупать свежую местную прессу недалеко от дома или работы», - добавила она.
Газета «Республика Татарстан» в первом полугодии этого года, по данным «Татарстан почтасы», по подписке потеряла 9,9 процента тиража по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. «Не скажу, что итоги хорошие, но могло быть и хуже. Думаю, белая полоса еще впереди. Снижение по подписке произошло, но надо подразделять – есть подписка, а есть розница. По рознице мы немного выросли, а по подписке наблюдается снижение. Тем не менее, мы остаемся одной из самых тиражных газет республики», - заявил главный редактор «РТ» Александр Латышев. Говоря о прогнозе на второе полугодие, он отметил, что сейчас наблюдается снижение восстребованности печатной периодики в силу технического прогресса, в частности, развития электронных средств массовой информации. «На мой взгляд, здесь важна вот какая вещь – мы одни на этом фронте боремся. К сожалению, помощи от глав администраций маловато. Чем больше будет уменьшаться подписка на печатные издания, тем более разреженным будет информационное поле республики. Все-таки, мы единственная русскоязычная газета, которая компактно распространяется на все районы республики. Для сельчанина, особенно для жителя отдаленных сел и деревень, газета – это кроме овеществленной продукции печатной, еще и духовная составляющая. Ему важно, когда почтальон приносит газету, проделавшую путь сначала в райцентр, а затем к нему домой. Это связь со столицей, это связь с властями. И вот, если возможность получить свежую газету утром пропадает, то из нашей жизни исчезает что-то хорошее и важное, идеологически важное», - считает Латышев.
«Что касается глав администраций, то им нужно держать на уровне работу почтальонов и узлов связи в районах. Потому что почтальон остается главным действующим лицом подписки. Мы принимаем меры поощрения почтальонов, но власть есть власть. Нужно больше обращать внимание на периодические госиздания. Сейчас государственные газеты необходимы, потому что кроме нас никто не будет заниматься воспитанием молодого поколения, патриотизма в нем. При всем моем уважении к коллегам, «желтой прессе» это сделать сложно, все должно быть соразмерно», - добавил главред «РТ».
Он также сообщил, что при подписке в газете большое внимание уделяется розничной реализации и эта часть занимает треть тиража. По словам Латышева, фактически в редакции создана своя служба распространения газеты, имеющая более 100 пунктов по Казани и еще около 50 в Нижнекамске и Набережных Челнах. Сейчас делаются шаги по их созданию в Альметьевске. В числе точек, где можно увидеть газету, – промышленные предприятия, больницы, государственные учреждения. Это одно из немногих республиканских изданий, имеющееся на прилавках супермаркетов крупных торговых сетей.
«Мы все-таки будем стремиться к увеличению тиражей ежедневного выпуска. Кроме того, сейчас у нас в круглосуточном режиме работает сайт, и мы не ждем, когда информация выйдет в газете, стараемся давать ее оперативно. Для нас сайт – одно из приоритетных направлений. Там есть свои плюсы и минусы подачи информации, но я считаю, что без него нельзя», - подытожил Александр Латышев.
Несколько хуже дела обстоят у татароязычных печатных СМИ. У газеты «Ватаным Татарстан» по сравнению с 1-м полугодием 2015 года нынче подписной тираж снизился на 13,9 процента, однако, был сохранен общий тираж. По словам главного редактора издания Минназыйма Сафарова, эта подписная кампания прошла в целом нормально.
«Кампания была нормальной, но есть тенденция, которая уже не сегодня началась – это переход ежедневной газеты в формат еженедельной. На это есть свои причины. Люди думают, что раз они получают газету раз в неделю, то зачем получать сразу пять выпусков, проще обойтись «толстушкой», где есть все и для чтения, и отдыха, и программа. Почтовики здесь, конечно, «помогают» с доставкой, но и люди в этом случае подходят с умом – не хотят переплачивать в два раза. У нас ведь большая часть аудитории – сельские жители», - рассказал Сафаров.
Говоря о надеждах на подписку на второе полугодие, он отметил, что тиражи устоявшиеся, но, естественно, отразится кризис. С розничной реализацией также есть сложности, поскольку войти в торговую сеть очень трудно, практически невозможно.
«Если входить в розничную сеть с нуля, то очень большие платежи с нас запрашивают. Поэтому у нас процент реализации в розницу не очень большой, в основном за счет устоявшихся связей. Хотя в Нижнекамске, Набережных Челнах нашу газету читатели просят», - резюмировал главред газеты «Ватаным Татарстан».
Не очень просто дела обстоят и в газете «Шахри Казан». По данным «Татарстан почтасы», по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года число подписчиков издания снизилось на 29,5 процента. Главный редактор Гульнара Сабирова признается, что подписная кампания была нелегкой.
«Нам удалось сохранить тираж предыдущего полугодия. Подписка, розница и альтернативная подписка – в общей совокупности более 5000 экземпляров. Подписная кампания пришлась на момент проведения юбилейных мероприятий газеты. В Старо-Татарской слободе мы провели Праздник чая, в театре имени Тинчурина организовали концерт «Шахри Казан» собирает друзей». Организовали различные конкурсы, наши журналисты регулярно принимают участие в прямых эфирах на радио и телевидении, приняли участие в фестивале «Каймак», организованном Национальной торговой маркой. Все эти и другие мероприятия сыграли свою роль в рекламе и распространении издания», - рассказала она.
Сабирова добавила, что повышение цен на подписку, несовершенство работы почты, экономический кризис, пессимистические настроения определенной части населения сказались на проведении подписной кампании. Но есть и другие проблемы, в частности, в той же системе распространения в розницу. «К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с негативным отношением к татароязычной прессе. Почему-то у представителей торговли сложилось мнение, что татарская пресса никому неинтересна. Необоснованное отрицательное отношение мешает в организации розничной торговли даже в пределах Республики Татарстан, особенно в городах. В конце прошлого полугодия мы впервые организовали розничную торговлю в Башкортостане, работа продолжилась и в этом году. Учитывая сложившуюся ситуацию, в данный момент считаем важным именно организацию розничной торговли прессой и налаживание альтернативной подписки», - подытожила Гульнара Сабирова.
Говоря о федеральных печатных СМИ, распространяемых почтой, то увеличение числа их подписчиков в Татарстане наблюдается лишь у «Аргументов и фактов» - на 9,4 процента по сравнению с аналогичным периодом-2015, с 8 тыс. 418 до 9 тыс. 206 экземпляров. В остальных же печатных СМИ дела в Татарстане обстоят так: «Комсомольская правда» потеряла 11,1 процента почтовых подписчиков, «Российская газета» - 20,9 процента, «Советский спорт» - 23,4 процента, «Труд» - 41,3 процента, «Известия» - 53,7 процента.
Источник: МЕНЗЕЛА
Оригинальный заголовок: Подписная кампания-2016: как выживают газеты в кризис
Похожие новости: Издателям удалось добиться роста подписных тиражей