В мероприятии приняли участие Авдонин А.В., генеральный директор ООО «Мир новостей Медиа»; Диденко И.А., заместитель генерального директора ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели»; Мартьянов М.Н., председатель совета директоров ЗАО «Роспечать» г. Ярославль; Моисеев С.Н., президент Союза издателей «ГИПП»; Оськин А.В., председатель правления НП «АРПП»; Паргентанян В.Г., генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ»; Полуказакова В.Е., генеральный директор ООО «Роспечать» г. Липецк; Полюхович Я.В., исполнительный директор НП «АРПП»; Попова Т.В., исполнительный директор НП «АНРИ»; Федотов А.В., генеральный директор ООО «Холдинговая компания «Сегодня-пресс»; Цыбина Т.В., директор департамента стратегического маркетинга ООО «Консалт-Центр»; Шитикова Е.М., исполнительный директор Союза издателей «ГИПП».
Открыл совещание Оськин А.В.
Он представил собравшимся Диденко И.А., избранного на прошедшем в декабре 2015 г. заседании Правления АРПП руководителем комитета АРПП по законодательным инициативам и сотрудничеству с федеральными органами власти. Оськин А.В. обозначил круг целей и задач, поставленных перед комитетом АРПП, решение которых направлено на эффективное взаимодействие представителей медиаотрасли с властными структурами и преодоление кризиса на рынке издания и распространения прессы.
Далее Председатель правления АРПП перешёл к обсуждению основной темы совещания, озвучил повестку дня и сообщил о том, что по согласованию Минкомсвязи РФ Ассоциация разработала проект новой редакции приказа по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации (приказ Минкомсвязи №197 от 31.07.2013 г.). Необходимость такого документа вызвана обострением экономической ситуации в стране и углублением кризисных процессов в медиаотрасли, включая систему распространения периодической печати.
С докладом о новой редакции приказа выступила Цыбина Т.В. и рассказала участникам совещания о поправках, внесённых в проект документа. В частности, в нём появился пункт с определениями понятий «киоск», «павильон» и «мультимедийный объект».
Кроме того, в проекте приказа приведена более конкретная схема расчёта количества объектов розничной торговли периодической печатной продукцией для различных населённых пунктов нашей страны в зависимости от численности их населения и указана рекомендуемая оптимальная площадь НТО прессы различного формата.
Проектом нового приказа Минкомсвязи предусмотрен запрет на изменение конструкции торгового объекта распространения печатной продукции в течение 7 и более лет, что продиктовано сроком окупаемости инвестиций, вложенных в строительство объекта.
Следующий пункт проекта нового приказа посвящён ассортименту НТО прессы и его регулированию, а также размещению рекламы на киосках, павильонах и мультимедийных объектах.
Ещё одной поправкой в прежнюю редакцию приказа Минкомсвязи РФ по поддержке медиаотрасли стал ценовой диапазон рекомендуемых к установлению льготных ставок на аренду киосков и павильонов прессы в населённых пунктах с различной численностью населения. Кроме того, срок разрешительной документации для установки киосков и павильонов прессы, предусмотренный проектом приказа, составил не менее 7 лет с правом автоматической пролонгации в случае отсутствия претензий и нарушений.
Одной из главных поправок к действующему приказу Минкомсвязи РФ №197 стал пункт о предоставлении льгот для объектов розничной торговли периодическими печатными изданиями и иной печатной продукцией. Данным пунктом предусмотрены льготные тарифы энергоснабжения (понижающий коэффициент 0,3) и льготное подключение киосков к электросетям, а также льготный или бесплатный проезд транспорта, доставляющего прессу, по федеральным трассам и платным автодорогам, его беспрепятственный доступ к месту разгрузки печатной продукции и бесплатную парковку для разгрузки.
По окончании выступления докладчика Оськин А.В. пояснил, что проект нового приказа Минкомсвязи РФ призван сохранить экономику издательского и дистрибуторского дела в период затянувшегося экономического кризиса. Он предложил участникам совещания приступить к дискуссии и высказать свои мнения о проекте приказа.
Полуказакова В.Е. акцентировала внимание коллег на том, что при подготовке проекта нового приказа Минкомсвязи РФ требуется чётко прописать процент реализуемой печатной продукции в НТО прессы всех форматов. Она также рассказала об успешном опыте запуска липецкой «Роспечатью» мультимедийного павильона в конце декабря прошлого года, в ассортименте которого в том числе представлена книжная продукция.
По словам Полуказаковой В.Е. действующий в настоящее время приказ Минкомсвязи №197 выполняется во многих регионах РФ, несмотря на его рекомендательный характер. Оськин А.В. согласился с мнением Полуказаковой В.Е., подчеркнув важную положительную роль, которую играет данный документ в поддержке издателей и распространителей прессы.
И.А. Диденко также поддержал Полуказакову В. Е. и сказал о том, что прорабатываемый новый приказ может стать отправной точкой в более серьёзном изменении законодательства нашей страны в отношении поддержки и развития медиаотрасли.
Авдонин А.В. предложил объединить усилия участников рынка периодической печати и книгоиздателей для получения единых для медиаотрасли льгот со стороны государства в кризисный период. Он также высказался о необходимости направить пояснительную записку в адрес руководства нашей страны с описанием существующих трендов в медиаотрасли и изложением опыта липецкой «Роспечати» по продаже во вновь открытом мультимедийном павильоне печатной продукции всех возможных форматов.
Моисеев С.Н. поддержал Авдонина А.В. и заметил, что на сегодняшний день во всём мире наблюдается спад популярности цифровых изданий и возврат интереса читателей к печатной продукции. В то же время, в небольших городах нашей страны возникла острая нехватка книжных магазинов. Поэтому, по мнению Моисеева С. Н., одной из мер господдержки медиаотрасли могла бы стать установка в таких населённых пунктах НТО с широким ассортиментом печатной продукции, включающим как периодику, так и книги. Однако, как отметил Моисеев С.Н., при расчёте рекомендуемого количества объектов по распространению прессы в различных населённых пунктах нашей страны необходимо учитывать рентабельность каждого НТО. Также президент Союза издателей «ГИПП» предложил включить обеспеченность населённых пунктов объектами прессы в оценку деятельности государственной власти в субъектах РФ с точки зрения обеспеченности населения нашей страны информацией.
Авдонин А.В. поддержал предложение Моисеева С.Н. и сказал, что льготы торговым объектам прессы должны предоставляться как объектам социального значения, а решения о господдержке необходимо принимать на федеральном уровне, не оставляя эту проблему на рассмотрение местных властей.
Оськин А.В. рассказал присутствующим о принципах установки объектов печати в Германии, где действует так называемый эксклюзив на территорию. Предприниматель, размещающий НТО печати на выделенной ему площади, обязан содержать как выгодные с экономической точки зрения торговые объекты, так и нерентабельные.
Мартьянов М.Н. сообщил участникам совещания об имеющемся прецеденте судебного разбирательства из-за отказа руководства киосковой сети от включения в свой ассортимент некой газеты по причине нерентабельности её продаж. Суд принял решение в пользу печатного издания.
По мнению Оськина А.В., данное решение противоречит Гражданскому кодексу РФ, который предусматривает свободу торговли и оставляет право на принятие решения о продаже того или иного товара за продавцом.
Также Мартьянов М.Н. выступил с идеей введения такого понятия, как доступность НТО прессы для населения, руководствуясь опытом размещения аптек. По мнению Мартьянова М.Н., обеспеченность того или иного населённого пункта объектами печати необходимо оценивать именного по этому признаку, в то время как насыщенность территории НТО прессы не гарантирует реальную доступность печатного слова для населения.
Оськин А. В. и Паргентанян В.Г. поддержали идею Мартьянова М.Н. Кроме того, Паргентанян В.Г. предложил наравне со структурой оборота (в %) внести в проект Приказа и номенклатуру изданий, представленных в ассортименте торгового объекта прессы.
Паргентанян В.Г. заметил, что рекомендации, предусмотренные проектом нового Приказа Минкомсвязи РФ, для скорейшего их рассмотрения должны находиться в зоне ответственности муниципальных властей всех населённых пунктов РФ.
Оськин А.В. поддержал замечание Паргентаняна В.Г.
Председатель правления АРПП объявил собравшимся о запланированном на 9 февраля с.г. круглом столе, который пройдёт в Госдуме РФ при поддержке Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи ГД РФ.
Основная цель данного мероприятия – обсуждение антикризисных мер господдержки медиаотрасли. Итогом круглого стола станут конкретные рекомендации участников рынка в этой части.
Федотов А.В. высказался о критической ситуации на рынке распространения прессы в г. Москве. Он сообщил, о том, что установленные в столице НТО прессы в большинстве своём непригодны для размещения достаточного количества газет, журналов и книг. К тому же, арендные ставки на объекты печати завышены и экономически не оправданы, так как обрекают киоски прессы столицы на экономическое разрушение. На фоне сформировавшихся условий торговли в г. Москве и экономического кризиса в стране в целом, распространительский бизнес становится нерентабельным. Господдержка и льготы со стороны властей всех уровней смогут стать единственным выходом из сложившейся ситуации в экономике медиаотрасли.
В заключительной части совещания Моисеев С.Н. заявил, что позитивные перемены на рынке издания и дистрибуции печатной продукции возможны только в случае, если Минкомсвязи РФ вынесет на федеральный уровень законодательный акт, обязательный к исполнению на всей территории РФ. Он выступил с инициативой подготовить предложения для Минкомсвязи в этой части и предусмотреть доступность печатной продукцией для населения нашей страны как обязательный параметр информационной обеспеченности россиян.
Авдонин А.В. и Диденко И.А. одобрили инициативу Моисеева С.Н. По мнению Авдонина А.В., следующим этапом работы комитета АРПП должно стать обращение в Минкомсвязи РФ и Администрацию Президента РФ с предложением включить в оценку деятельности руководителей субъектов РФ обеспеченность населения нашей страны объектами прессы и книжными магазинами в рамках, предусмотренных проектом нового приказа Минкомсвязи РФ по поддержке медиаотрасли.
В дискуссии также приняли участие Полюхович Я.В., Попова Т.В., Цыбина Т.В., Шитикова Е.М.
Участники совещания единогласно одобрили проект нового приказа Минкомсвязи РФ по проблемам функционирования системы распространения печатной продукции и поручили секретариату АРПП в недельный срок собрать дополнительные мнения и поправки для представления в Минкомсвязи РФ целостного документа.
Предложение и комментарии по проекту приказа просьба направлять в адрес АРПП до 29 января 2016 г.
Пресс-служба АРПП
Фотоотчет о совещании можно посмотреть по ссылке.