Обсудить итоги первого этапа реформирования системы распространения прессы Москвы PlanetaSMI.RU пригласила Алексея Федотова, генерального директора ХК «Сегодня-пресс».
— Алексей, ну вот и наступил новый год — рынок ждут новые конкурсы по установке киосков. По словам гендиректора «Мосгорпечати» Екатерины Капустиной, которая 14 января выступала перед отраслевым сообществом, теперь процесс установки пойдет ускоренными темпами. Как вы считаете — с чем связана такая поспешность и оправдана ли она?
— Давайте, уже по итогам первых трёх торгов в Центральном административном округе, постараемся посмотреть: были ли решены те базовые вопросы, которые изначально ставились Департаментом СМИ и рекламы при объявлении о готовящемся реформировании рынка.
Во-первых: субаренда и аутсорсинг. Для чиновников в бюрократическом аппарате Правительства Москвы они равнозначны уголовному преступлению. Эта проблема не решена. Все схемы, которые были, сохранились и даже развились в полукриминальной плоскости из-за выигравших конкурс перекупщиков. Напомню, часть киосков операторами рынка не принята, хотя КП «Мосгорпечать» уже объявила следующие конкурсы.
Во-вторых: электробезопасность. Новые киоски прессы подключались и продолжают подключаться к электрическим сетям «Мосгорпечатью» и ГБУ «Жилищник» с грубейшими нарушениями Правил эксплуатации электроустановок. Также, новое оборудование, которое предусмотрено городом, является чрезмерно энергоёмким и неудобным для киоскёров. В результате счета за электроэнергию в зимние месяцы существенно удорожают содержание объектов, не упрощая работу в них.
В-третьих: цены на печатную продукцию и сопутствующий товар в киосках. Они растут, естественно, на фоне 25%-ного падения в декабре 2015 года — январе 2016-го. Площадь новых киосков, в основном, меньше прежних, что существенно сокращает объём полезной площади выкладки печатной продукции.
В-четвертых: стоимость экспедирования для операторов рынка. Она не снизилась, а увеличилась. Новые киоски, в основном, не имеют контрольной двери и помещения для доставки товара, что увеличивает риски его хищения при проведении доставки.
В-пятых: ассортимент печатной продукции. Особенно — коллекционные издания. Он сокращается, и сокращение продолжится. Большая часть данных «продуктов» имеет зарубежное происхождение. Курс евро стремительно растёт, а наша национальная валюта обесценивается. Экономической целесообразности для зарубежных инвесторов в экономике России нет.
В-шестых: «обеление» доходов операторов рынка. При тяжелейшем экономическом кризисе и росте арендной платы, этого не произошло и не произойдёт. Арендаторы будут «показывать» ровно столько, сколько требуется.
В-седьмых, удобство собственно новых конструкций киосков прессы, которые устанавливает город. Думаю, все ощутили на себе, что произошло резкое падение в качестве киосков. Департамент СМИ и рекламы признал конструктивные ошибки и переписал техническое задание для заводов-изготовителей.
Получилось, как минимум, семь «нет». И все они прогнозировались. Задача псевдо реформирования в освоении денег на изготовлении киосков. Дальнейшая судьба «Мосгорпечати» и операторов рынка Правительство Москвы не интересует. Ни одно из обещаний, данных операторам рынка, не было исполнено. Логика ускорения процесса в установке новых киосков и сносе старых заключается лишь в ускорении освоения бюджетных денежных средств Департаментом торговли, ответственным за проведение аукционов между заводами-изготовителями за данный подряд. Рынок никто никогда при нынешней администрации города, не спрашивал и спрашивать не будет.
— По данным «Мосгорпечати», после установки в прошлом году новых НТО в ЦАО состоялось нескольковыездных совещаний, на которых распространители прессы озвучили свои рекомендации по техническому состоянию киосков, и все эти замечания были внесены в техническую документацию на изготовление новых НТО. Что это были за замечания? И можно ли теперь с чистой совестью говорить, что новые НТО специализации «Печать» полностью «подогнаны» под специфику работы с газетами и журналами?
— «Мосгорпечать», к сожалению, так же как и Департамент СМИ и рекламы не может непосредственно влиять на формирование аукционной документации при подготовке подряда на изготовление киосков печати. Этим занимается Департамент торговли и услуг. Несмотря на то, что при личном осмотре новых киосков прессы мэром Собяниным у станции метро «Смоленская», киоскёры в двух киосках прессы дали негативную оценку по конструкциям и назвали их неудобными для работы. После этого, Собянин вышел к журналистам и публично заявил, что эксперимент по установке новых объектов прессы признан успешным и распространил опыт ЦАО на весь город. Процесс деприватизации и ликвидации частной собственности в Москве был начат с этого момента. Говорить дальше о том, что какие-то департаменты или структурные подразделения что-то недорабатывают, коррумпированы или что-то недопонимают, глупо.
Однако я надеюсь, что Департаменту СМИ и рекламы совместно с «Мосгорпечатью» удастся ликвидировать все конструктивные ошибки и недоработки в будущем. Но все прекрасно понимают, какая логика в данном подряде используется администрацией города.
На мой взгляд, вся ответственность за установление высоких цен на изготовление киосков прессы и их серьезные технологические ошибки лежит, без сомнения, на Департаменте торговли Москвы, который, надо признать, взял на себя всю ответственность за изготовление НТО «Печать» и допустил нарушение техзадания.
— Как рассказала на встрече с отраслью гендиректор «Мосгорпечати» Екатерина Капустина, в каждом из запланированных на начало 2016 года конкурсов разыгрываются чуть ли не по 100 НТО, часть которых объединяется в довольно крупные лоты — по 6-8 киосков. Такое «раздутие» лотов не опасно для рынка? Как операторы реагируют на подобное укрупнение?
— Да, это так. Объявлены конкурсы по оставшимся объектам в ЦАО и ещё по 300 киоскам в ВАО и ЗАО. Чем это плохо? Тем, что нас опять не послушали.
Во-первых, столь большое количество лотов отпугнёт добросовестных участников рынка, так как потребует чрезмерного обеспечительного взноса, который «тупо» вгоняется в «Мосгорпечать» минимум на пять лет.
Во-вторых, не позволит глобально увеличить стоимость каждого объекта, как это было в первые три конкурса по ЦАО.
И самое главное упущение — смешение существующих объектов действующих операторов рынка между собой, восстановление старых объектов, которые были ликвидированы из-за низкой экономической эффективности, и, преподнесение их как новые или восстановленные объекты. Вот это уже вина «Мосгорпечати». Это серьёзные ошибки. Но так как «Мосгорпечать» учится на своих ошибках, надеюсь, в будущем они допускаться не будут. Что касается операторов рынка, их никто ни о чём не спрашивает.
— Ваша компания принимает участие в конкурсах этого года?
— Наша группа компаний полностью отказалась от ЦАО. Киоск «Столичной прессы» по ул. Рабочей у станции метро «Марксистская» приносит компании 32 500 руб. аренды и 9 000 руб. маркетинговых платежей поставщика. С этих денег мы платим налоги, электроэнергию, эксплуатацию и все обязательные платежи в полном объёме. Что произошло при объявлении конкурса на этот объект? Киоск оказался сдвинутым к жилым домам, а значит, потерял весь трафик покупателей. Также сокращена его площадь. А аренда зашкаливает. Какой смысл в таком объекте? Мы приобретаем лишь обязательства на пять лет. Никакого имущества и никаких гарантий. Так зачем же он нам?
Также мы отказались от ВАО. Киоск в посёлке «Восточный»: сейчас его доходность сводится к 10 000 руб. в месяц. Киоск стоит за МКАДом на единственном пятачке автобусной остановки. Город сдвигает его в сторону, и он превращается в киоск для трёх пятиэтажек. Для чего он нужен?
— Много вопросов и нареканий еще недавно вызывало подключение новых НТО к электроснабжению. Как сейчас дела на этом «фронте»?
— Проблема подключений объектов к электрическим сетям — исключительно проблема «Мосгорпечати». Подписав договор аренды, арендатор не является ответственным за наружную кабельную линию. По закону, всё содержание энергохозяйства объектов лежит на балансодержателе — а это «Мосгорпечать». Все штрафы за безучётное пользование электроэнергии лежит так же на этом предприятии.
— Алексей, хотела бы еще обсудить с вами недавние вести из Питера. Недавно Комитет по печати Санкт-Петербурга провел показательный рейд по городу с целью выявления тех предпринимателей, которые под вывеской «Печать» продают все что угодно, только не газеты с журналами. Нарушителей насчиталось почти 20%! Даже шаурму умудрялись в газетных киосках продавать… Как получается, что на рынок пролезают такие недобросовестные предприниматели? Это попущение власти?
— Евгения, разве это ново для Москвы? Абсолютно московский прецедент. Года три назад рабочая группа Ассоциации распространителей печатной продукции проводила рейды по киоскам прессы, которые были выиграны через аукционы. Делалось это всё в рамках актуализации существующих киосков, которые должны торговать прессой. Все новые объекты торговали овощами, фруктами, бакалеей, цветами или продуктами. Этого не избежишь никак. Обычная рыночная ситуация. Причём отделы потребительского рынка управ и префектур покрывали эти факты. У тебя на киоске написано «Печать», а ты торгуешь яблоками и апельсинами. Вы считаете, что «Мосгорпечать» не станет покрывать подобные факты в будущем? Если вышли на рынок перекупщики и довели арендную плату до 70-100 000 руб. в месяц, вы считаете, что они будут в этих киоска торговать печатной продукцией? Вряд ли. А «Мосгорпечать» должна собирать аренду и не допускать просроченных платежей. Конечно, новые киоски прессы будут торговать и шаурмой, и всем чем угодно — всем тем, что будет приносить прибыли арендаторам. Всё это уже было, и повторится ни раз, так как город не хочет менять условия, в которые он загнал себя вместе с рынком.
— И в заключение — вопрос о перспективах, надеюсь приятных. Зампред комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский подготовил законопроект, обязывающий власти регионов без торгов продлевать договор с представителями малого бизнеса, арендующими муниципальное имущество для НТО. Тем предпринимателям, чьи объекты были исключены из схемы размещения, проект предлагает предоставлять компенсационные места. Более того, согласно поправкам договор на размещение должен заключаться не менее чем на семь лет. Как вы оцениваете перспективу этой инициативы? Она поможет рынку печати?
— Я оцениваю её негативно. Перед выборами в Госдуму на фоне жесточайшего экономического кризиса, наши законотворцы пытаются судорожно что-то делать на руинах экономики. Всё что происходит в экономике России и, в частности киосковых сетей, «продукт» работы власти. Этот кризис будет долгим и затяжным. Я считаю, что существующая городская власть, прежде всего в сфере торговли, показала свою несостоятельность. Ни одна из фундаментальных проблем в экономике города не решена. Транспорт, строительство, торговля, инфраструктура, цены и прочее. Я не думаю, что нынешняя власть способна изменить что-то.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие новости: Вперед, в прошлое: как система распространения прессы прошла путь от госрегулирования к бизнесу, и обратно. Часть II