— Андрей Валерьевич, сегодня прошло организационное собрание Национальной ассоциации издателей — одного из старейших в России отраслевых объединений, которое долгие годы, скажем так, находилось в спящем режиме. Итак, НАИ возвращается на рынок, а вы выбраны ее президентом. Для чего возрождается ассоциация?
— Евгения, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Организация воссоздается, чтобы реально помочь региональной и центральной прессе. Да, вы правы — созданная по инициативе издателей еще в конце 90-х, НАИ, по ряду причин, все последние годы не проявляла на рынке активности. Однако она существовала, и нам кажется, что сегодня, в сложное для всей печатной отрасли время, настал момент вдохнуть в нее вторую жизнь.
Ведь дела на издательском рынке все хуже и хуже: сокращаются и тиражи, и доходы. Причем зачастую причина негативных тенденций кроется в административных решениях. Конечно, отрасль пытается отстаивать свои интересы, однако разрозненных сил издательского сообщества явно не хватает. При этом вспомните, о необходимости поддержки печатной отрасли говорил даже президент. Иными словами — высшая государственная власть на нашей стороне. Нужны только инициативы от нас. И раз сейчас дело не спорится, значит до этого момента мы тратили усилия зря.
— Какие задачи стоят перед НАИ?
— Масса. В первую очередь борьба за отмену более 80 законодательных актов, которые были приняты за последние годы, и которые напрямую или косвенно самым негативным образом влияют на издательскую отрасль. Усилия НАИ будут направлены и на стабилизацию экономики печатной отрасли, и на разрешение вопросов в области распространения, в том числе в ритейле, и на развитие диджитал-направления, и на урегулировании вопросов производства, и на многие другие.
Настало время действовать на разных фронтах. Основная задача — помочь отрасли выжить. Ее решения могут быть как стратегические, так и тактические. Мы видим статистику: она говорит о неуклонном сокращении количества печатных изданий. Но дело в том, что из 100% прессы, общественно-политические СМИ занимают лишь очень маленькую часть. Порядка 80% изданий: нишевые, детские, художественные, общеобразовательные, литературные, научные, военные и пр. Об этом почему-то постоянно забывают! Такое впечатление, что под словом «газеты» властям представляется только общественно политические СМИ, на которые они и обращают внимание. Но это представление в корне неверно. Хотелось бы, чтобы не было разделения на политически и не политические издания. Стоимость книг сегодня в России довольно высока, и многие не готовы сразу потратиться на покупку библиотеки. А вот купить несколько периодических изданий по 20-30 рублей — про хобби, про огород, про культуру — они позволить себе могут. И такая возможность должна им быть предоставлена. В этом и есть функция НАИ — защита интересов всех печатных СМИ на уровне государства, отстаивание их прав и лоббирование подходов, которые позволят периодике справиться с непростой экономической ситуацией. Если государство сегодня ставит задачу о повышении доступности печатного слова, о развитии издательской отрасли, о необходимости прививания любви к чтению, то это чтение должно быть доступно на каждом углу.
— Можно поподробнее про направление распространения…
— Главная проблема печатной отрасли сегодня заключается в том, что она раздроблена на две неравно оцененные половины: периодическую и книжную. Если вторая всячески поддерживается реальными мерами, о которых, кстати, и «ПланетаСМИ» не раз писала — например, в части льготного налогообложения для книжных магазинов, то к первой отношение более чем равнодушное. Вот взять хотя бы тот же самый ритейл: сети задвигают периодику, ее продажи здесь падают. Кстати, это мировая тенденция… Задача НАИ — добиться того, чтобы ритейл относился к газетам и журналам так же ответственно, как и к основным продуктам питания.
В целом, мы должны сделать так, чтобы к газетам относились не хуже, чем к книгам. А то у нас как в стром анекдоте. Встречаются крыса и холеный домашний хомячок. Крыса спрашивает: «Почему меня не любят и травят, а тебя лелеют, ведь мы оба — грызуны?». А хомяк и отвечает: «А потому, крыса, что у тебя пиар фиговый!». Вот так и в нашем случае: книги холят и лелеют, на всех уровнях стараются оказывать им поддержку, в Год литературы только о книге и говорят. Но подождите, а периодика что — никакого отношения к чтению не имеет? Почему к газетам и журналам в Год литературы было такое же наплевательское отношение, как и в предыдущее время? Поэтому главная задача НАИ — объединение всей медийной отрасли, всей индустрии, с учетом региональных интересов, чтобы и на местах, и в центре переломить отношение к прессе как к чему-то устаревшему. Вот говорят, что газеты умирают… Но они не умирают! Печать жива, и жить будет. А чтобы жила она хорошо, отрасль должна активизироваться.
— То есть НАИ будет активно работать и на региональном фронте?
— Несомненно. Региональным изданиям, особенно небольшим, довольно тяжело выживать в наше экономически непростое время. Одна из задач НАИ — объединение как можно большего числа представителей регионов и отстаивание их интересов во властных кабинетах. Мнение региональных издателей обязательно должно учитываться при подготовке новых и изменении уже существующих законов и указов, влияющих на рынок СМИ.
— Выше вы сказали, что одно из направлений работы НАИ — урегулирование вопросов производства. Что конкретно вы имели ввиду?
— Во-первых, рост цен на бумагу. Работающие в России бумажные комбинаты ориентированы, в основном, на экспорт, и продавать на внутреннем рынке бумагу, с точки зрения экономики, им не особо интересно. Официально рост цен за последние пол года составил 15-20%, однако сами полиграфисты заявляют о 40-80% росте. Для урегулирования ситуации государство должно создать механизмы, которые позволят, при сохранении интереса производителей к работе в России, снизить на внутреннем рынке рост цен на бумагу.
Вторая проблема здесь связана с отсрочками оплаты. Полиграфкомбинаты покупают бумагу без отсрочек. Однако в ритейле отсрочки платежей за проданную готовую продукцию достигают 90, а то и 120 банковских дней. И этот разрыв должен кем-то покрываться. В идеальной модели взаимоотношений в этой цепочки финансовые нагрузки должны быть распределены равномерно. В противном случае выжить большинству небольших издательств становится все сложнее.
Отстаивать интересы издателей по обоим указанным проблемам — она из задач НАИ.
— Кто займет руководящие посты в НАИ?
— На состоявшемся сегодня организационном собрании общим голосованием были избраны два вице-президента: Алексей Васин, генеральный директор издательства «За рулем», и Андрей Ефимов, генеральный директор ИД «Логос».
— Насколько я помню, издательство «За рулем» в свое время и стояло у истоков НАИ...
— Да. Не надо думать, что на рынке появляется еще одна структура. НАИ — не новое объединение, а возрождающееся, некогда успешно действовавшее и хорошо известное игрокам российского рынка. Просто в какой-то период она находилась, если можно так сказать, в спящем режиме. Сегодня издатели видят: на фоне объявлений о необходимости укрепления информационной безопасности страны и возвращении любви к чтению, газеты, хоть и оставлены без поддержки, все же не умирают, назло своим противникам. Несмотря на всех оракулов, уже несколько лет пророчащих печатным СМИ скорую смерть, газеты продолжают жить и нести слово в массы. Но факт остается фактом: с точки зрения экономики пресса чувствует себя очень плохо. Причин этому масса: и сокращение точек продаж, и бесконтрольный рост цен на бумагу и производство, и сокращение рекламы… Причем, заметьте: большая часть этих проблем вызвана искусственным образом! Не будь административного вмешательства, их было бы в разы меньше. Поэтому, считаем, что государство просто обязано вмешаться в ситуацию и повлиять на рынок периодики также благотворно, как и на рынок книг. И периодика, и книга — равноценные источники знаний. Ведь что такое периодика? Это и научные журналы, и познавательные, и литературные, пользующиеся большой популярностью у широких и не очень богатых слоев населения. Однако реальной поддержки они не чувствуют. Да, для них существуют какие-то льготы, например с области подписки, но это мизер. Ситуация ухудшается с каждым годом, и мы попытаемся ее как-то спасти. Нужны налоговые льготы, расширение возможностей распространения и т.д. Вспомните, в 90-х годах пресса продавалась на каждом углу и распространителей никто не гонял. За счет этого печатный рынок развивался семимильными шагами. Сейчас же его все время кто-то пытается зарегулировать, количество торговых объектов неуклонно сокращается. А к чему это может привести мы все прекрасно понимаем. Однако в кризис — а сейчас в России именно кризис, — важно не только накормить людей хлебом, но и дать им печатное слово. Которому, и это подтверждают все опросы, россияне доверяют намного больше, чем слову телевизионному и уж тем более сетевому. Задача государства — прививать людям любовь ко всякому чтению: не только книжному, но и газетному. А для этого периодика должна быть людям доступна, а не так как сейчас: чтобы купить газету, киоск с прессой еще нужно целенаправленно поискать… Газета — это импульсная покупка, и человек покупает ее просто проходя мимо. Убери точки реализации периодики с проходных мест — и тиражи тут же рушатся. Разве к тому стремиться государственная власть, чтобы люди перестали слышать ее голос? Разве к этому призывал президент, давая указания о повышении доступности печати? А все ссылки на то, что газетные киоски, мол, мешают проходу, загромождают тротуары и т.д. — от лукавого. Пресса, качественная, востребованная, интересная читателю, должна быть услышана и поддержана. Так давайте создавать разумные законы и механизмы их выполнения.
— А учредители НАИ кто?
— Издатели: «За рулем», «Логос», «Мир новостей» и «Аргументы недели». Те издательские дома, которые озабочены скорейшим разрешением наиболее актуальных для рынка проблем. Сейчас настало время динамичных решений: принимаемые на разных уровнях полумеры не спасают отрасль.
— Не могу не спросить о других отраслевых объединениях. На российском рынке уже долгие годы успешно работает Гильдия издателей периодической печати. И хотя раньше и ГИПП, и НАИ работали на рынке параллельно, не может ли сейчас получиться так, что организации встанут в противоборство друг к другу?
— НАИ не собирается ни с кем конкурировать. Это наша принципиальная позиция. Мы готовы работать со всеми вместе: и с АНРИ, и с ГИПП, и с АРПП, и с АРС-Пресс и со всеми остальными, существующими на российском рынке профессиональными организациями, заинтересованными в будущем печатной отрасли. Поддержка прессы — наша общая глобальная задача, поэтому никакой конфронтации в принципе быть не может. Мы — союзники в нелегкой борьбе.
— Сколько членов вы планируете привлечь в НАИ? Это будут те организации, которые в свое время в ассоциации уже состояли?...
— НАИ хоть и старая организация, но члены у нее, по понятным причинам, будут новые. Многие издания за эти годы изменили редакционную политику, ушли в цифру, или вовсе закрылись. Так что сейчас членская база открыта, и мы приглашаем всех радеющих за будущее издательской отрасли, настроенных на борьбу с кризисом и улучшение нашей экономики вступать в наши ряды.
— Членство будет платное?
— Понятно, что на инфраструктуру нужны деньги. Мы не хотим зависеть от спонсорских пожертвований, поэтому предусмотрели небольшие членские взносы, которые пойдут на обеспечение работы аппарата и содержание сайта.
— Сегодня утром закончилось первое оргсобрание возрожденной НАИ. Механизм запущен. С чего вы завтра начнете деятельность?
— Евгения, завтра суббота, и кроме того мой день рождения (улыбается). Так что завтра планирую праздновать.
— О, тогда с наступающим вас! И, тем не менее, время отсчета пошло.
— В понедельник, 8 февраля, мы начнем структурировать информацию о самых злободневных вопросах отрасли. Они, конечно, общеизвестны, но ни один даже самый умный политик не может сказать, где узкие места до тех пор, пока не соберет полную картину. После этого станет понятно, где нужно прилагать усилия в режиме SOS и каким образом гасить пожар. Но помимо того, что надо лечить болезнь, нужно заниматься и профилактикой. Занимаясь ликвидацией острой фазы, параллельно мы можем разрабатывать профилактические меры. Нужно искать глубинную причину болезни.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU