Рекомендации по запуску и выводу на рынок РФ новых издательских проектов

3 февраля с.г. в Центральном Доме журналиста состоялось расширенное заседание комитета АРПП по поддержке издательских проектов, посвящённое новым печатным продуктам в России и за рубежом, их роли и месте на рынке СМИ в сложных экономических условиях. Предлагаем вашему вниманию подготовленные участниками мероприятия рекомендации по запуску и продвижению на российском рынке новых издательских проектов.

 

Рекомендации 

по запуску и выводу на рынок новых издательских проектов 

 

Участники расширенного заседания Комитета АРПП по поддержке издательских проектов, состоявшегося при содействии Союза журналистов Москвы, отмечают, что ухудшение общей экономической ситуации в стране послужило дополнительным импульсом для усиления негативных процессов на отечественном рынке прессы.

Сократился и продолжает сокращаться основной показатель эффективности работы издателей – реализованный тираж, как в розницу, так и по подписке. Одной из причин этого явления является  продолжающееся уменьшение численности объектов по продаже газетно-журнальной продукции в различных секторах системы распространения, за исключением сетей FMCG.  

Кроме того на результаты работы издателей и распространителей отрицательно влияют - падение курса рубля и, связанный с этим рост цен на все товары и услуги, в том числе на бумагу и полиграфию, снижение покупательской способности населения, сокращение рекламных доходов издателей, ограниченный жизненный цикл издания, прежде всего журналов. 

Согласно прогнозам, сужения базы распространения газет и журналов, урезания рекламных поступлений следует ожидать и в 2016-2017 годах. Это приведёт к дальнейшему сокращению тиражей, объёму выручки от их реализации, закрытию изданий с отрицательной рентабельностью. В рублёвом выражении рынок может сократиться на 3% в 2016 году, в 2017 году вероятен инфляционный рост рынка, но не более 1%. В тиражах темпы сжатия рынка замедлятся, но останутся высокими и составят 11-14%. 

Для преодоления негативных тенденций в отрасли, минимизации последствий кризиса, повышения рентабельности издательского и дистрибуторского дела, максимальной реализации запросов читательской аудитории необходимо совместными усилиями издателей и распространителей выработать оптимальную диверсификацию производства путём взаимных уступок и взаимной поддержки партнёров по бизнесу.

Конкретным шагом в этом направлении могла бы стать синергия издательско-дистрибуторского сообщества по продвижению на рынок новых издательских проектов. Подобная практика широко и успешно применяется в зарубежных странах, где не без основания полагают, что в увеличении продажи новых изданий заинтересованы как издатели, так и распространители, которые поддерживают новые издательские продукты, поскольку это инвестиции в будущее и путь к дальнейшему развитию рынка.

В целях формирования благоприятных условий для вывода на российский рынок прессы новых издательских проектов участники заседания считают целесообразным руководствоваться следующими принципами.

В секторе розничного распространения дистрибуторы берут на себя обязательства:

- в течение шести месяцев новые ежемесячные журналы принимать к продаже без взимания входной платы; 

- в течение трёх месяцев новые еженедельные журналы принимать к продаже без взимания входной платы;

- компании-дистрибуторы рекламируют новые продукты за свой счёт в течение трёх месяцев.

Издатели обязуются:

- стимулировать потребительский спрос, проводя  рекламные  компании в различных медиа каналах (интернет, ТВ и прочих).

- в указанные для дистрибуторов сроки доставлять в отдалённые регионы издания за свой счёт;

- предоставить распространителям 100% возврат непроданных тиражей;

- работать преимущественно со всеми распространителями, без  территориального эксклюзива;

- избегать вывода на рынок продуктов, используя тактику демпинга в рамках тематического сегмента, поскольку подобная тактика приводит к снижению валового дохода распространителей на проданную копию и к каннибализации более дорогих изданий в этом сегменте, что не выгодно не распространителям ни рынку в целом.

В случае использования при выводе на рынок тактики демпинга и отсутствия рекламной поддержки продукта в медиа каналах (интернет, ТВ и прочих) распространитель и издатель  договариваются в ходе переговоров об оплате ретро бонусов и частичной  компенсации  затрат при обработке прямого и обратного потока, которые значительно увеличиваются при запусках новых проектов. 

Издателям и дистрибуторам следует найти ответы на такие вопросы: 

- какое количество новых проектов способен принять рынок;

- каким образом налаживать взаимодействие партнёров по бизнесу, если издатель выпускает издания в низком и среднем ценовом диапазонах и не готов работать по «высоким прайсам» за введение новой позиции в ассортимент распространителя.

При осуществлении сотрудничества необходимо соблюдать баланс интересов издателя и распространителя, не допускать такой ситуации, когда при снижении входных барьеров на рынок выйдет много низкокачественных проектов, что приведёт к снижению и без того низкой рентабельности распространителей. 

Февраль 2016 года