* * *
После десяти лет динамичного экономического роста Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами, которые привели к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Это связано с высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые, антироссийскими санкциями.
В целях выработки антикризисных мер в медиаотрасли, которые должны лечь в основу программы по преодолению кризиса в отрасли печатных СМИ, мы все сегодня собрались.
ЗАЧЕМ ПОМОГАТЬ СМИ?
Прежде всего, хотел бы остановиться на политической ситуации в отрасли, отметить некоторые узловые, определяющие моменты.
К сожалению, крайне негативный фактор – это отношение, государственных органов разных уровней к рынку прессы, скорее, непонимание ими роли и значения прессы для населения и будущего печатного периодического слова.
Важность СМИ для государства отлично иллюстрирует определение, которое сформулировано в словаре-справочнике «Политическая наука»: Массовая коммуникация – «системное распространение информации с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведения людей. Таким образом, значимость СМИ можно сформулировать в следующих тезисах:
Современная печать играет значительную роль в формировании культурного пространства страны.
Пресса формирует и укрепляет единое информационное пространство государства.
Пресса выступает как действенный инструмент поддержания демократического общества, политических и культурных свобод.
Но несмотря на важную роль печатных СМИ в жизни государства, в нашей стране они оставлены практически без поддержки.
РОЛЬ ПРЕССЫ В МИРЕ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ!
Существуют как бы два глубинных заблуждения, исходящих из недостаточной информированности на разных уровнях нашей власти. Первое – это то, что пресса скоро погибнет, и нечего её и поддерживать. Второе, что пресса – это не только традиционные СМИ, т.е. общественно-политические, информационные издания такие как Комсомольская правда, Российская газета, Аргументы и факты, Московский комсомолец и др., а также региональные государственные СМИ, которые принадлежат региональным властям и получают субсидии из региональных бюджетов. К ним можно отнести около 20% всех периодических изданий. Но есть еще и вторая часть печатных СМИ, значительная большая по объему – 80%, если не больше, это издания культурной направленности (научно-популярные, детские, кулинарные, автомобильные и другие). Они такой же культурный феномен, как и книга, которую все массово поддерживают. Все эти издания имеют социальную направленность, формируя духовные и культурные ценности. Поэтому в корне не правильно, выделять группы периодических изданий и именно их считать социально-значимыми. Такой практики не существует в книгоиздательской отрасли, несмотря на то, что книги несут разную информацию.
КАК ПОМОГАТЬ ИЗДАТЕЛЯМ (типографии)
Как помогать отрасли печатных СМИ сегодня в сложной экономической обстановке?
В процессе обеспечения населения прессой задействованы следующие типы предприятий:
Полиграфические предприятия и предприятия по производству бумажной продукции.
Издательства.
Распространители прессы.
Полиграфическая отрасль в России пока очень импортозависима. В России практически не производится мелованная бумага надлежащего качества, поэтому типографии и издательства вынуждены либо ввозить высококачественную бумагу и картон из-за рубежа, либо печатать издания за границей.
Крупнейшие российские производители газетной бумаги также подняли цены на фоне девальвации российской валюты. Рост цен составил от 10% до 47%, в зависимости от производителя. Доля бумаги в себестоимости готовой продукции (книг, газет, журналов) составляет 60-70%.
Безусловно, эта ситуация отражается на издательской деятельности. Издателям приходиться платить больше за бумагу, что в сочетании с уменьшением объёма рекламы, ставит многие СМИ на грань выживания. Нельзя забывать, что газеты и журналы превратились в массовые только тогда, когда стали стоить дешево - настолько, что их смогли себе позволить широкие слои населения.
Поэтому одной из значимых мер поддержки для издателей является контроль цен на бумагу. Для это необходимо на государственном уровне:
Зафиксировать отпускную стоимость бумаги для печати отечественных газет и журналов на уровне ноября 2015 года.
Отрегулировать вывоз готовой целлюлозно-бумажной продукции за рубеж путем введения экспортных пошлин в размере 5-10%.
Отменить ввозные пошлины на бумагу и расходные материалы, непроизводимые или производимые в России в недостаточном объеме в РФ.
КАК ПОМОГАТЬ ИЗДАТЕЛЯМ (реклама)
До 2015 года около 35-50% доходов издателей формировалось за счет рекламных поступлений. Но принятые в последнее время законы резко ограничили данные поступления, издатели потеряли 15-20% своих доходов. В печатных СМИ был введен запрет на публикацию рекламы алкогольной, табачной продукции и медицинских препаратов.
Вопрос о необходимости либеризации рекламного рынка для печатных СМИ в 2015 год поднял Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.К.Волин. АРПП также поддерживает данную инициативу.
КАК ПОМОГАТЬ ИЗДАТЕЛЯМ (издательствам)
Практика государственной поддержки прессы распространена в мире достаточно широко, да и в России есть подобный опыт. Прежде всего, это субсидирование печатных СМИ путем выделения грантов, размещения социальной рекламы, субсидирования системы подписки. Если более конкретно, то это можно выразить следующим образом:
Для общественно-политических СМИ
в зависимости от постановки задачи государством:
а) если нам важно иметь независимый взгляд в СМИ в регионах, разоблачение на местах ошибок и коррупционных действий властей, то надо выделять гранты или субсидии только региональным СМИ, не имеющим бюджетных субсидий!!!!
б) если государству не нужны независимые частные печатные СМИ – тогда гранты и иная помощь распределяться должны через бюджеты регионов напрямую или путем размещение социальной рекламы в этих СМИ, или путем предоставления скидок на почтовые тарифы на их подписку и т.д.
Для культурно-информационных СМИ
а) общие субсидии государства, к примеру, скидки на почтовые и транспортные тарифы;
б) косвенная поддержка в виде налоговых льгот, льгот на аренду помещений для издательств и т.д.
ИННОВАЦИИ В ОТРАСЛИ
Господдержка отрасли печатных СМИ в кризисных условиях в первую очередь должна быть направлена на ИННОВАЦИИ. В.В.Путин неоднократно в свои выступлениях отмечал, что Правительство, руководство регионов должны работать как единая команда над решением главной задачи - развитием страны как инновационной современной державы. (Молодежный форум "Территория смыслов", 14 июля, 2015).
Инновации в издательском деле – это новые издания. Исследования мировых рынков прессы за последние годы показывают, что выпуск новых изданий становится крайне необходимым для поддержания рынка. В странах, где активно занимаются новыми издательскими проектами, их поддерживают и продвигают, отрасль печатных СМИ более стабильна и не испытывает резких падений объемов продаж. Например, рынок Германии, ежегодно запускает не менее 100 новых издательских продуктов, это примерно 2% от общего количества всех выпускаемых изданий. И сокращается рынок печатных СМИ в тиражах не на 10-15% ежегодно, а в пределах 5-7%. В стоимостном выражении и того меньше – 1-2%.
Поэтому в современных условиях АРПП предлагает в первую очередь оказывать поддержку не общественно-политическим изданиям, а новым издательским проектам в виде:
«Налоговых каникул» в первый год выхода изданий
Увеличения процента списания непроданного тиража на затраты до 70-80% (сейчас по законодательству разрешено только 20%).
Грантов или целевых субсидий на продвижение изданий, т.к. без маркетинговых усилий новым игрокам трудно прорваться на рынок (например, выставить свой товар в сетях ритейла, проинформировать потребителей о появлении нового издания и т.д.).
Поддержка инновационных российских издательских продуктов актуальна и в том свете, что уже в 2015 году международные издатели перестали инвестировать в развитие российского рынка печатных СМИ, был заморожен запуск новых издательских проектов. Значительные потери понес сегмент коллекционных изданий. По итогам 2015 года количество новых коллекций сократилось на 40%. Это связано с принятым в конце 2014 года законопроектом, который ограничивает долю иностранного капитала в российских СМИ до 20%.
КАК ПОМОГАТЬ РАСПРОСТРАНИТЕЛЯМ?
В первую очередь, это касается как отрасли периодических печатных СМИ, так и книжной отрасли, необходимо создать СТРУКТУРУ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ.
Сегодня в отрасли отсутствует единая вертикальная система управления. В настоящее время за развитие отрасли отвечают несколько федеральных ведомств: Роспечать, Минэкономразвития, Минкультуры, Минпромторг. В качестве примера, приведу Приказ Минкомсвязи №197. Нужный для отрасли и своевременный документ, в котором отражены многие нормативы и положения. Но документ носит рекомендательный характер. Результат, несмотря на утвержденные нормативы обеспеченности населения киосками прессы, - их количество ежегодно сокращается. В 2015 году закрыто еще 3% киосков прессы. Всего их по России осталось 27900. А это серьезно ограничивает возможности доступа населения к каналам приобретения информации.
Ещё хуже, чем в области реализации прессы, дело обстоит с книгораспространением. За два года в России закрылось более 1000 книжных магазинов. В результате по всей стране их осталось не более 1500 - на 143 млн. населения, то есть примерно 1 магазин на 100 000 человек. Сегодня во многих городах и районных центрах, не говоря о селе, книжных магазинов просто не существует. Сегодня книжных магазинов в России меньше, чем в царской.
В целях исправления ситуации в российской медиаотрасли необходимо построить в стране единую вертикаль по управлению информацией и СМИ без участия торговых и иных непрофильных департаментов:
Построение вертикали власти управления отраслью печатных СМИ и книг.
Построение эффективной матричной структуры – департаменты соответствующих министерств вывести из прямого подчинения региональным властям и подчинить соответствующим министерствам.
МИНСВЯЗИ передать Департаменты СМИ и рекламы в прямое подчинение, вторично – местным властям.
МИНПРОМТОРГОВЛЕ – в прямое подчинение Департаменты торговли на местах, региональное подчинение – местным.
МИНКУЛЬТУРЕ – департаменты Культуры региональные.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ АРПП. РОЗНИЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
И в заключение своего выступление я хотел бы еще раз зафиксировать основные инициативы, которые не раз озвучивало АРПП. Они позволят в трудных экономических и политических условиях выжить системе распространения прессы:
Законодательно закрепить льготные арендные ставки для объектов по распространению периодической печати и книжной продукции, размещаемых на уличном пространстве города (нестационарные торговые объекты), а также в государственных и муниципальных зданиях в ценовом диапозоне, рекомендуемом Приказом Минкомсвязи №197.
Установить льготные тарифы (50% оплаты) или установить право на бесплатный проезд по федеральным и платным трассам для транспорта, доставляющего периодическую печать.
Предоставить для транспорта, доставляющего прессу, право на бесплатную парковку в зоне размещения торговых объектов по распространению периодической печатной продукции во всех населенных пунктах РФ.
Установить льготные тарифы энергоснабжения (понижающий коэффициент 0,3) и льготное подключение киосков к электросетям.
Вести патентные принципы налогообложения в системе распространения прессы.
Расширить ассортиментный перечень для объектов печати, включив в перечень продаваемых товаров и услуг: табак, горячие и прохладительные напитки и другие импульсные товары, услуги, содействующие продажам прессы.
Необходимо, что региональные органы законодательной власти проводили отбор организаций на размещение нестационарных торговых объектов специализации «Печать» исключительно на основе конкурсов, а не аукционов.
Установить минимальный срок аренды для нестационарных объектов по распространению печатной продукции не менее 7 (семи) лет, при условии, что они не допускали нарушений ранее заключенного договора.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ АРПП. ПОДПИСКА
Разработать механизм предоставления субсидий на подписку печатных СМИ.
Применить к подписке норму НДС в размере 10% (вместо 18%), в качестве компенсации для подписчиков существенного удорожания почтовых тарифов на доставку прессы и тарифов магистральной доставки;
Установить официальные сроки доставки печатной продукции подписчикам через ФГУП «Почта России»;
Сократить до 2 недель сроки рассмотрения претензий подписчиков в УФПС
Проводить изменение почтовых подписных тарифов только после обсуждения этого вопроса с участием представителей отрасли.