Доклад Д.В. Мартынова, президента АРПП "Меры по преодолению кризиса в отрасли печатных СМИ"

9 февраля с.г. в Государственной Думе РФ состоялось заседание круглого стола «О положении в отрасли печатных СМИ и мерах по преодолению кризиса». Президент АРПП Д.В. Мартынов выступил с докладом "Меры по преодолению кризиса в отрасли печатных СМИ".

* * *

После десяти лет динамичного экономического роста Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами, которые привели к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Это связано с высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые, антироссийскими санкциями.

В целях выработки антикризисных мер в медиаотрасли, которые должны лечь в основу программы по преодолению кризиса в отрасли печатных СМИ, мы все сегодня собрались. 

ЗАЧЕМ ПОМОГАТЬ СМИ?

Прежде всего, хотел  бы остановиться на политической ситуации в отрасли, отметить некоторые узловые, определяющие моменты.

К сожалению, крайне негативный фактор – это отношение, государственных органов разных уровней к рынку прессы, скорее, непонимание ими роли и значения прессы для населения и будущего печатного периодического слова.

Важность СМИ для государства отлично иллюстрирует определение, которое сформулировано в словаре-справочнике «Политическая наука»: Массовая коммуникация – «системное распространение информации с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на  оценки, мнения и поведения людей. Таким образом, значимость СМИ можно сформулировать в следующих тезисах:

Современная печать  играет значительную роль в формировании культурного пространства страны.

Пресса формирует и укрепляет единое информационное пространство государства.

Пресса выступает как действенный инструмент поддержания демократического общества, политических и культурных свобод.

Но несмотря на важную роль  печатных СМИ в жизни государства,  в нашей стране они оставлены практически без поддержки.

  РОЛЬ ПРЕССЫ В МИРЕ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ!

Существуют как бы два глубинных заблуждения, исходящих из недостаточной информированности на разных уровнях нашей власти. Первое – это то, что пресса скоро погибнет, и нечего её и поддерживать. Второе, что пресса – это не только традиционные СМИ, т.е. общественно-политические, информационные издания такие как Комсомольская правда, Российская газета, Аргументы и факты, Московский комсомолец и др., а также региональные государственные СМИ, которые принадлежат региональным властям и получают субсидии из региональных бюджетов. К ним можно отнести около 20% всех  периодических изданий. Но есть еще и вторая часть печатных СМИ, значительная большая по объему – 80%, если не больше, это издания культурной направленности (научно-популярные, детские, кулинарные, автомобильные и другие). Они такой же культурный феномен, как и книга, которую все массово поддерживают. Все эти издания имеют социальную направленность, формируя духовные и культурные ценности. Поэтому в корне не правильно, выделять группы периодических изданий и именно их считать социально-значимыми. Такой практики не существует в книгоиздательской отрасли, несмотря на то, что книги несут разную информацию.

  КАК ПОМОГАТЬ ИЗДАТЕЛЯМ (типографии)

Как помогать отрасли печатных СМИ сегодня в сложной экономической обстановке?

В процессе обеспечения населения прессой задействованы следующие типы предприятий:

Полиграфические предприятия и  предприятия по производству бумажной продукции.

Издательства.

Распространители прессы.

Полиграфическая отрасль в России пока очень импортозависима. В России  практически не производится мелованная бумага надлежащего качества, поэтому типографии и издательства вынуждены либо ввозить высококачественную бумагу и картон из-за рубежа, либо печатать издания за границей. 

Крупнейшие российские производители газетной бумаги также  подняли цены на фоне девальвации российской валюты. Рост цен составил от 10% до 47%, в зависимости от производителя. Доля бумаги в себестоимости готовой продукции (книг, газет, журналов) составляет 60-70%. 

Безусловно, эта ситуация отражается на издательской деятельности. Издателям приходиться платить больше за бумагу, что в сочетании с уменьшением объёма рекламы, ставит многие СМИ на грань выживания. Нельзя забывать, что газеты и журналы превратились в массовые только тогда, когда стали стоить дешево  - настолько, что их смогли себе позволить широкие слои населения.

Поэтому одной из значимых мер поддержки для издателей является контроль цен на бумагу. Для это необходимо на государственном уровне: 

Зафиксировать отпускную стоимость бумаги для печати отечественных газет и журналов на уровне ноября 2015 года.

Отрегулировать  вывоз готовой целлюлозно-бумажной продукции за рубеж путем введения экспортных пошлин в размере 5-10%.

Отменить ввозные пошлины на бумагу и расходные материалы, непроизводимые или производимые в России в недостаточном объеме в РФ.

  КАК ПОМОГАТЬ ИЗДАТЕЛЯМ (реклама)

До 2015 года около 35-50% доходов издателей формировалось за счет рекламных поступлений. Но принятые в последнее время законы резко ограничили данные поступления, издатели потеряли 15-20% своих доходов. В печатных СМИ был введен запрет на публикацию рекламы алкогольной, табачной продукции и медицинских препаратов. 

Вопрос о  необходимости либеризации рекламного рынка для печатных СМИ в 2015 год поднял Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.К.Волин. АРПП также поддерживает данную инициативу.

  КАК ПОМОГАТЬ ИЗДАТЕЛЯМ (издательствам)

Практика государственной поддержки прессы распространена в мире достаточно широко, да и в России есть подобный опыт. Прежде всего,  это субсидирование печатных СМИ путем выделения грантов, размещения социальной рекламы, субсидирования системы подписки. Если более конкретно, то это можно выразить следующим образом:

Для общественно-политических СМИ 

в зависимости от постановки задачи государством:

а) если нам важно иметь независимый взгляд в СМИ в регионах, разоблачение на местах ошибок и коррупционных действий властей, то надо выделять гранты или  субсидии только региональным СМИ, не имеющим бюджетных субсидий!!!!

б) если государству не нужны независимые частные печатные СМИ – тогда гранты и иная помощь распределяться должны через бюджеты регионов напрямую или  путем  размещение социальной рекламы  в этих СМИ, или путем предоставления скидок на почтовые тарифы на их подписку и т.д.

Для культурно-информационных СМИ 

а) общие субсидии государства, к примеру, скидки на почтовые и транспортные тарифы;

б) косвенная поддержка в виде  налоговых льгот, льгот на аренду помещений для издательств и т.д.

ИННОВАЦИИ В ОТРАСЛИ 

Господдержка отрасли печатных СМИ в кризисных условиях в первую очередь должна быть направлена на ИННОВАЦИИ. В.В.Путин неоднократно в свои выступлениях отмечал, что Правительство, руководство регионов должны работать как единая команда над решением главной задачи - развитием страны как инновационной современной державы. (Молодежный форум "Территория смыслов", 14 июля, 2015).

Инновации в издательском деле – это новые издания.  Исследования мировых рынков прессы за последние годы показывают, что выпуск новых изданий становится крайне необходимым для поддержания рынка. В странах, где активно занимаются новыми издательскими проектами, их поддерживают и продвигают, отрасль печатных СМИ более стабильна и не испытывает резких падений объемов продаж. Например, рынок Германии, ежегодно запускает не менее 100 новых издательских продуктов, это примерно 2% от общего количества всех выпускаемых изданий. И сокращается рынок печатных СМИ в тиражах не на 10-15% ежегодно, а в пределах 5-7%. В стоимостном выражении и того меньше – 1-2%.

Поэтому в современных условиях АРПП предлагает в первую очередь оказывать поддержку не общественно-политическим изданиям, а  новым издательским проектам в виде:

«Налоговых каникул» в первый год выхода изданий

Увеличения процента списания непроданного тиража на затраты до 70-80% (сейчас по законодательству разрешено только 20%).

 Грантов или целевых субсидий на продвижение изданий, т.к. без маркетинговых усилий новым игрокам трудно прорваться на рынок (например, выставить свой товар в сетях ритейла, проинформировать потребителей о появлении нового издания и т.д.).

Поддержка инновационных российских издательских продуктов актуальна и в том свете, что уже в 2015 году международные издатели перестали инвестировать в развитие российского рынка печатных СМИ, был заморожен запуск новых издательских проектов. Значительные потери понес сегмент коллекционных изданий. По итогам 2015 года количество новых коллекций сократилось на 40%.  Это связано с принятым в конце 2014 года законопроектом, который ограничивает долю иностранного капитала в российских СМИ до 20%.

  КАК ПОМОГАТЬ РАСПРОСТРАНИТЕЛЯМ?

В первую очередь, это касается как отрасли периодических печатных СМИ, так и книжной отрасли, необходимо создать СТРУКТУРУ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ. 

Сегодня в отрасли отсутствует  единая вертикальная система управления. В настоящее время за развитие отрасли отвечают несколько федеральных ведомств: Роспечать, Минэкономразвития, Минкультуры, Минпромторг. В качестве примера, приведу Приказ Минкомсвязи №197. Нужный для отрасли и своевременный документ, в котором отражены многие нормативы и положения. Но документ носит рекомендательный характер. Результат, несмотря на утвержденные нормативы обеспеченности населения киосками прессы,   - их количество ежегодно сокращается. В 2015 году закрыто еще 3% киосков прессы. Всего их по России осталось 27900. А это серьезно ограничивает возможности доступа населения к каналам приобретения информации.  

Ещё хуже, чем в области реализации прессы, дело обстоит с книгораспространением. За два года в России закрылось более 1000 книжных магазинов. В результате по всей стране их осталось не более 1500 - на 143 млн. населения, то есть примерно 1 магазин на 100 000 человек. Сегодня во многих городах и районных центрах, не говоря о селе, книжных магазинов просто не существует. Сегодня книжных магазинов в России меньше, чем в царской.

    В целях исправления ситуации в российской медиаотрасли необходимо построить в стране единую вертикаль по управлению информацией  и СМИ без участия торговых и иных непрофильных департаментов:

Построение вертикали власти управления отраслью печатных СМИ и книг.

Построение эффективной матричной структуры – департаменты соответствующих министерств вывести из прямого подчинения региональным властям и подчинить соответствующим министерствам.

­МИНСВЯЗИ передать Департаменты СМИ и рекламы в прямое подчинение, вторично – местным властям.

­МИНПРОМТОРГОВЛЕ – в прямое подчинение Департаменты торговли на местах, региональное подчинение – местным.

­МИНКУЛЬТУРЕ – департаменты Культуры региональные.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ АРПП. РОЗНИЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

И в заключение своего выступление я хотел бы еще раз зафиксировать  основные инициативы, которые не раз озвучивало АРПП. Они позволят в трудных экономических и политических условиях выжить системе распространения прессы:

Законодательно закрепить льготные арендные ставки для объектов по распространению периодической печати и книжной продукции,  размещаемых на уличном пространстве города (нестационарные торговые объекты), а также в государственных и муниципальных зданиях в ценовом диапозоне, рекомендуемом Приказом Минкомсвязи №197.

Установить льготные тарифы (50% оплаты) или установить право на бесплатный проезд по федеральным и платным трассам для транспорта, доставляющего периодическую печать.

Предоставить для транспорта, доставляющего прессу, право на бесплатную парковку в зоне размещения торговых объектов по распространению периодической печатной продукции во всех  населенных пунктах РФ.

Установить льготные тарифы энергоснабжения (понижающий коэффициент 0,3) и льготное подключение киосков к электросетям.

Вести патентные принципы налогообложения в системе распространения прессы.

Расширить ассортиментный перечень для объектов печати, включив в перечень продаваемых товаров и услуг: табак,  горячие и прохладительные напитки и другие импульсные товары, услуги, содействующие продажам прессы.

Необходимо, что региональные органы законодательной власти проводили отбор организаций на размещение  нестационарных торговых объектов специализации «Печать» исключительно на основе конкурсов, а не аукционов.

 Установить  минимальный срок аренды для нестационарных объектов по распространению печатной продукции не менее 7 (семи) лет, при условии, что они не допускали нарушений ранее заключенного договора.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ АРПП. ПОДПИСКА

Разработать механизм предоставления субсидий на подписку печатных СМИ. 

 Применить к подписке норму НДС в размере 10% (вместо 18%), в качестве компенсации для подписчиков существенного удорожания почтовых тарифов на доставку прессы и тарифов магистральной доставки;

 Установить официальные сроки доставки печатной продукции подписчикам через ФГУП «Почта России»;

 Сократить до 2 недель сроки рассмотрения претензий подписчиков в УФПС 

 Проводить изменение почтовых подписных тарифов только после обсуждения этого вопроса с участием представителей отрасли.