Уважаемые дамы и господа!
В начале своего выступления хотел бы высказать ряд мыслей, подвести итоги 2015 года. Год был трудный для всей отрасли печатных СМИ, что не могло не отразится и на рынке подписки на газеты и журналы. Общий суммарный тираж подписных изданий в 2015 году снизился на 16% по отношению к 2014 году. В рублевом выражении рынок подписки просел на 4%, но исключительно в силу роста подписных цен и резкого взлёта в 2014 году почтовых подписных тарифов.
Россия является почти единственной развитой страной мира, где отсутствует господдержка подписки на журналы и газеты.
Субсидии ФГУП «Почта России» для компенсации убытков, возникающих при подписке и доставке изданий подписчикам, появились в 2008 году. Ежегодно почта получала на эти цели около 3-3,5 млрд рублей. Однако со 2 полугодия 2014 года субсидирование подписных тиражей прекратилось, в результате Почта России подняла почтовые тарифы.
С ведением в 2008 году субсидирования доставки подписных тиражей доля подписки в общих тиражах стала расти с 27% в 2007 году до 36% в 2013 году. С отменой субсидирования, и как следствия роста почтовых тарифов подписные тиражи начали стремительно снижаться: в 2014 году доля подписки составила уже 34% в общих тиражах, в 2015 году снизилась еще на 1% и составила 33%.
По мнению участников рынка печатных СМИ, основная причина стремительного падения объёмов подписки в том, что цены на подписные издания превысили уровень психологической приемлемости для большинства подписчиков - физических лиц, и люди стали массово отказываются от подписки на газеты и журналы или сокращать её.
Благодаря усилиям Общероссийского народного фронта, Альянса в поддержку подписки на газеты и журналы в 2015 году была запущена государственная программа поддержки региональных изданий. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям выделяет гранты региональным изданиям на поддержку социально значимых проектов. Всего же в 2015 году на эту программу было выделено 270 млн. рублей. Но данная программа в силу своего небольшого масштаба не может оказать существенного влияния на динамику рынка подписки в целом.
Подписка в России проводится полугодиями. Существуют разные методики определения динамики подписных тиражей. Можно считать динамику по отношению к прошлому периоду (на слайде это методика №1). Однако надо иметь ввиду, что на подписной рынке имеется сезонная динамика, всегда 1 подписное полугодие по количеству подписных абонементов больше, чем второе. Подписные тиражи распределяются в среднем так 60-65% - 1 полугодие 35-40% - второе полугодие. Поэтому практикуется на рынке и другая методика подсчета тиражей – сравниваются равноценные периоды, первое полугодие с первым и второе полугодие со вторым (на слайде вторая методика).
Суммарное падение подписных тиражей за период отмены субсидий Почте Россия, это отношение 1 полугодия 2016 года к 1 полугодию 2014 года, составляет почти 27%. Согласно первой методики (по отношению к 2 полугодию 2015 года) подписные тиражи в 1 полугодие 2016 года выросли на 4,5%, согласно второй методики (по отношению к 1 полугодию 2015 года) - сократились на 6%.
Динамика подписных тиражей из год в год отрицательная, но благодаря усилиям медиасообщества и Почты Россия стремительное сокращение по 20-22% в полугодие удалось остановить на уровне 6-7%.
По сохранению подписных тиражей велась работа как внутри издательств, которые сдерживали рост цен на свои журналы и газеты за счет внутренних резервов, подписных агентств путем проведения рекламных акций и предоставления скидок издательствам и подписчикам, так и Почтой России.
По данным Почты России, в 2015 году ей было предоставлено скидок на подписку на сумму около 1 млрд. руб.
Почта России предоставляет скидку социально-значимым изданиям в размере 15%. На 1 полугодие 2016 года в список было включено 545 изданий, на 2 полугодие 2016 года список будет расширен. В категорию социально-значимых по критериям Минкомсвязи отнесены детско-юношеские, научно-популярные, духовно-просветительские, патриотические и литературно-художественные издания.
Также Почта России предоставляет скидки на доставку отдельным категориям СМИ таким как
•местные СМИ (всем без исключения независимо от тиража)
•региональные издания с тиражом свыше 5 тыс. экз.
•федеральные издания с тиражом свыше 220 тыс. экз.
Размер скидок в 2015 году был от 17% до 25%, на второе полугодие 2016 года планируется скидка 15%.
Также предоставляется скидки подписчикам во время проведения декад подписки и постоянно отдельным категориям подписчиков - ветеранам, участникам ВОВ, инвалидам I и II группы.
Отдельно я хотел бы остановиться на категории социально-значимых СМИ. Согласно критериям Экспертного совета Минкомсвязи России, к социально значимым средствам массовой информации отнесены газеты и журналы, существующие на медиарынке не менее пяти лет, не нарушающие требований законодательства РФ о СМИ, а также СМИ, популярные у населения, освещающие проблемы людей с ограниченными возможностями, вопросы национальной и религиозной толерантности и борьбы с экстремизмом. Эти СМИ реализуют проекты, ориентированные на детскую и подростковую аудиторию. Они направлены на патриотическое воспитание, укрепление института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений, пропаганду здорового образа жизни. Согласно поданным и обработанным заявкам сегодня это 1% изданий от общего количества зарегистрированных в России.
Другие эксперты рынка говорят, что к социально-значимым нужно отнести еще и традиционные СМИ, т.е. ежедневные и еженедельные общественно-политические, информационные издания такие как Комсомольская правда, Российская газета, Аргументы и факты, Московский комсомолец и др., а также региональные государственные СМИ, которые принадлежат региональным властям. К ним можно отнести около 15-20% всех периодических изданий.
Однако еще и другая часть печатных СМИ, значительная большая по объему – около 80%, если не больше, это издания культурной и просветительской направленности (научно-популярные, детские, кулинарные, автомобильные и другие). Они такой же культурный феномен, как и книга, которую все массово поддерживают. Все эти издания имеют социальную направленность, формируя духовные и культурные ценности. Поэтому в корне неправильно, определенные группы периодических изданий считать социально-значимыми и только им оказывать государственную помощь. Такой практики не существует в книгоиздательской отрасли, несмотря на то, что книги несут разную информацию. На наш взгляд, всем печатным СМИ, за исключением изданий эротического и рекламного характера, необходимо оказывать государственную поддержку.
Для возрождения и развития подписки на печатную прессу в стране в первую очередь следовало бы вернуться к вопросу о восстановлении государственного субсидирования института поддержки. И хотя зачастую система субсидирования прессы подвергалась критике, это не повод от нее отказываться, а повод совершенствовать механизмы оказания помощи. На наш взгляд, помощь должна оказываться не Почте Россия, не издательствам, а подписчикам. Один из возможных вариантов – введение системы льготных подписных сертификатов.
Теперь о позитивном на подписном рынке России. Несмотря на то, что подписные тиражи в целом имеют отрицательную динамику, ряду издательских домов по своим лучшим изданиям удалось нарастить подписные тиражи в 1 полугодие 2016 года за счет работы с контентом издания, проведения рекламных акций, направленных на подписчиков. В настоящее время как никогда важно понимать своего подписчика, его потребности и ожидания. Аудитория издания меняется - старые подписчики уходят в силу возраста или ограниченности дохода. Необходимо их заменять на новое поколение, у которого другие взгляды, жизненная позиция и увлечения. Успех ждет тех издателей, которые сумели освоить данную аудиторию. На слайде приведены лучшие издательства по итогам подписки за 1 полугодие 2016 года:
Федеральные издательства
•ИД «Толока»
•ИД «Секрет»
•ИД «Юнилайн»
•ИД «Бурда»
•Издательство «Газетный мир»
•Редакция «Здоровый образ жизни»
Региональные издательства
•Ситим-Медиа (Якутск)
•Редакция 7 удач (Белгород)
•Санкт-Петербурские ведомости (СПб)
•ЕР-Медиа (Башкортостан)
•«Раннур» (Татарстан)
•ИД «Провинция» (Тюмень)
•«Издательство Околица» (Краснодар)
Я уже говорил, что Почта России активно работает в направлении поддержки подписных тиражей с издателями и подписчиками. Почтой также проводятся мероприятия, направленные на стимулирование работы по подписке среди сотрудников собственной службы. Безусловно, в деле подписки надо отдать должное руководству Почты России, которая проводит большую работу по мотивации сотрудников отделений связи по направлению наращивания подписных тиражей.
Отдельные УФПС Почты России достигли в этом направлении хороших результатов, заслуживающих наград и поощрений:
•УФПС Чеченской Республики - филиал ФГУП «Почта России»
•УФПС Красноярского края - филиал ФГУП «Почта России»
•УФПС Свердловской области - филиал ФГУП «Почта России»
•УФПС Республики Адыгея - филиал ФГУП «Почта России»
•УФПС Тульская область - филиал ФГУП «Почта России»
•УФПС Новосибирской области - филиал ФГУП «Почта России»
•УФПС Ставропольского края - филиал ФГУП «Почта России»
•УФПС Ненецкого автономного округа - филиал ФГУП «Почта России»
•УФПС Ульяновской области - филиал ФГУП «Почта России»
•УФПС Чувашской Республики - филиал ФГУП «Почта России»
В заключение своего доклада я хотел бы остановиться на предложениях АРПП, которые необходимо реализовать вместе с государственными институтами власти с целью укрепления института подписки в России:
• Разработать механизм предоставления субсидий на подписку для печатной прессы – льготные подписные сертификаты.
• Применить к подписке норму НДС в размере 10% (вместо 18%), как и на печатную продукцию (прессу и книги) в розницу.
• Проводить изменение почтовых подписных тарифов только после обсуждения этого вопроса с участием представителей отрасли.
• Проводить изменение почтовых подписных тарифов только после обсуждения этого вопроса с участием представителей отрасли
• Предоставить льготы на подписку для новых издательских проектов (первый год издания).
Благодарю за внимание!